Карма-йога - действия в сознании Кришны 37 страница



Человек, находящийся в сознании Кришны, ясно понимает, что все принадлежит Кришне, и, таким образом, он всегда свободен от чувства личной собственности. Он не домогается чего-либо для своих личных целей. Он умеет принимать то, что полезно для сознания Кришны и умеет отвергать то, что неблагоприятно для сознания Кришны. Он всегда в стороне от материального, так как пребывает на трансцендентном уровне, и всегда одинок, так как не имеет общих интересов с людьми, не находящимися в сознании Кришны. Поэтому человек, обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом.

ТЕКСТ 11-12

शुचौ देशे प्रतिष्ठाप्य स्थिरमासनमात्मनः ।

नात्युच्छ्रितं नातिनीचं चैलाजिनकुशोत्तरम् ॥११॥

तत्रैकाग्रं मनः कृत्वा यतचित्तेन्द्रियक्रियः ।

उपविश्यासने युञ्ज्याद्योगमात्मविशुद्धये ॥१२॥

шучау деше пратиштхапйа стхирам асанам атманах
натй-уччхритам нати-ничам чаиладжина-кушоттарам

татраикаграм манах критва йата-читтрийа-крийах
упавишйасане йунджйад йогам атма-вишуддхайе

шучау - в святом; деше - месте; пратиштхапйа - помещая; стхирам - твердое; асанам - сиденье; атманах - свое собственное; на - не ; ати - также; уччхритам - высокое; на - не; ати - также; ничам - низкое; чаила-аджина - мягкой тканью и шкурой оленя; куша - трава куша; уттарам - покрывая; татра - с тех пор; эка-аграм - со вниманием; манах - ум; критва - делая; йата-читта - контролируя ум; индрийа - чувства; крийах - и деятельность; упавишйа - сидя; асане - на сидении; йунджйат - следует исполнять; йогам - практику йоги; атма - сердца; вишуддхайе - для просветления.

Для занятий йогой необходимо удалиться в уединенное место, постелить на землю траву куша, накрыть ее шкурой оленя и мягкой тканью. Сиденье не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким, и должно находиться в святом месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, с тем, чтобы очистить сердце с помощью контроля ума, чувств и деятельности и концентрации ума на одной точке.

КОММЕНТАРИЙ: "Священное место" означает "место паломничества". В Индии йоги, трансценденталисты и преданные покидают дом и поселяются в священных местах, таких, как Прайаг, Матхура, Вриндавана, Хришикеш, Хардвар, и в уединении прктикуют йогу там, где текут священные реки Йамуна и Ганга. Но часто это невозможно, особенно для западных людей. Так называемые общества йоги в больших городах, может быть, и приносят пользу в материальном плане, но они совсем не пригодны для настоящей практики йоги. Тот, кто не контролирует себя, и чей ум беспокоен, не может заниматься медитацией. Поэтому в "Брихан-нарадийа-пуране" говорится, что в Кали-югу, (в настоящую югу, или эпоху), когда люди, в основном, живут недолго, медленно развиваются в духовном плане и всегда пребывают в тревоге разного рода, лучшим средством для духовной реализации является воспевание святых имен Господа.

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

"В этот век вражды и лицемерия единственное средство освобождения - воспевание святого имени Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути".

ТЕКСТ 13-14

समं कायशिरोग्रीवं धारयन्नचलं स्थिरः ।

सम्प्रेक्ष्य नासिकाग्रं स्वं दिशश्चानवलोकयन् ॥१३॥

प्रशान्तात्मा विगतभीर्ब्रह्मचारिव्रते स्थितः ।

मनः संयम्य मच्चित्तो युक्त आसीत मत्परः ॥१४॥

самам кайа-широ-гривам дхарайанн ачалам стхирах
сампрекшйа насикаграм свам дишаш чанавалокайан

прашантатма вигата-бхир брахмачари-врате стхитах
манах самйамйа мач-читто йукта асита мат-парах

самам - прямой; кайа - тело; ширах - голова; гривам - и шея; дхарайан - держа; ачалам - неподвижный; стхирах - спокойно; сампрекшйа - глядя; насика - носа; аграм - кончик; свам - собственный; дишах - все стороны; ча - также; анавалокайан - не глядя; прашанта - невозбужденный; атма - ум; вигата-бхих - избавленный от страха; брахмачари-врате - в обете безбрачия; стхитах - расположенный; манах - ум; самйамйа - полностью; мат - Мне (Кришне); читтах - сконцентрированный; йуктах - истинный йог; асита - должен сидеть; мат - Мне; парах - конечная цель.

Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, контролируя ум, без страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своем сердце и сделать Меня конечной целью своей жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Цель жизни - познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа как Параматма, четырехрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну, и не для какой иной цели. Локализованный вишну-мурти - полное воплощение Кришны, пребывающее в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать вишну-мурти, занимается некоей бессмысленной пародией на йогу и, конечно же, попусту тратит свое время. Кришна - высшая цель жизни, а вишну-мурти, находящийся в сердце - цель практики йоги. Для того, чтобы осознать вишну-мурти в сердце, нужно соблюдать полное воздержание в отношении половой жизни; поэтому надо покинуть дом и жить одному в уединенном месте, сидя в описанной выше позе. Нельзя стать настоящим йогом, ежедневно наслаждаясь половой жизнью, дома или где-то еще, и посещая занятия по йоге. Нужно научиться управлять умом и избегать всех видов удовлетворения чувств, главным из которых является половая жизнь. В правилах о воздержании, написанных великим мудрецом Йагйавалкйей, говорится:

кармана манаса вача сарвавастхасу сарвада
сарватра маитхуна-тйаго брахмачарйам прачакшате

"Обет брахмачарйи предназначен для того, чтобы помочь человеку полностью воздержаться от потворстования похоти в действиях, речи и мыслях - во всякое время, при всех обстоятельствах и во всех местах". Никто не может правильно заниматься йогой, позволяя себе половые наслаждения. Поэтому брахмачари воспитывают с детства, когда человек еще не знаком с этой стороной жизни. Детей в пятилетнем возрасте посылают в гуру-кулу, или в дом духовного учителя, и учитель учит маленьких мальчиков строгой дисциплине брахмачари. Без такой практики не может быть прогресса ни в какой йоге, будь то бхакти, гйана или дхьяна-йога. Тем не менее того, кто следует правилам и предписаниям семейной жизни, имея половые отношения только со своей женой (в установленных рамках), тоже называют брахмачари. Такой воздержанный семьянин-брамхмачари может быть принят в школу бхакти, однако в школу гйана или дхйана его не допустят, так как там требуется полное воздержание, без компромиссов. В школе бхакти семьянину-брахмачари позволяется контролируемая половая жизнь, поскольку сила бхакти-йоги настолько велика, что человек автоматически теряет половые влечения, будучи занятым высшим служением Господу. В "Бхагавад-гите" (2.59) говорится:

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах
раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате

В то время, как другие йоги должны силой ограничивать себя в удовлетворении чувств, у преданных Господа это получается само собой, благодаря обретенному вкусу к более высоким наслаждениям. Только преданным знаком этот высший вкус.

Вигата-бхих. Человек не может быть бесстрашным, пока он полностью не обретет сознание Кришны. Обусловленная душа испытывает страх из-за того, что память ее искажена, из-за того, что она забыла о своей вечной связи с Кришной. В "Бхагаватам" (11.2.37) говорится: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо 'смритих - сознание Кришны - единственная основа неустрашимости. Поэтому для человека в сознании Кришны возможна совершенная йога. И поскольку конечная цель занятия йогой - увидеть Господа внутри себя, то человек в сознании Кришны - уже лучший из всех йогов. Принципы системы йоги, упоминаемые здесь, отличаются от тех, которым учат в так называемых школах йоги, имеющих широкое распространение.

ТЕКСТ 15

युञ्जन्नेवं सदात्मानं योगी नियतमानसः ।

शान्तिं निर्वाणपरमां मत्संस्थामधिगच्छति ॥१५॥

йунджанн эвам садатманам йоги нийата-манасах
шантим нирвана-парамам мат-самстхам адхигаччхати

йунджан - практикуя; эвам - как упомянуто выше; сада - постоянно; атманам - тело, ум и душу; йоги - мистик-трансценденталист; нийата-манасах - контролирующий ум; шантим - мир; нирвана-парамам - прекращение материального существования; мат-самстхам - духовное небо (царство Господа); адхигаччхати - достигает.

Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и деятельности, трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства Господа (обители Кришны) путем прекращения материального существования.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно объясняется конечная цель занятий йогой. Система йоги не предназначается для достижения каких-либо материальных благ, наоборот, она приводит к прекращению материального существования. Тот, кто стремится к улучшению здоровья или желает других материальных совершенств, не является йогом согласно "Бхагавад-гите". Прекращение материального существования также не влечет за собой вхождение в "пустоту", это только миф. В творении Господа нигде нет пустоты. Напротив, прекращение материального существования дает возможность подняться на духовное небо, в обитель Господа. Царство Господа ясно описывается в "Бхагавад-гите" как место, где не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты в духовном царстве озаряются собственным светом, подобно солнцу в материальном небе. Царство Господа везде, и в то же время духовное небо и планеты называются парам дхама, или "высшие обители".

Истинный йог, достигший совершенства в понимании Господа Кришны, как это ясно сказано здесь (мат-читтах, мат-парах, мат-стханам) Самим Господом, может обрести истинный покой и в конечном итоге достичь Его высшей обители, Кришна-локи, называемой Голока Вриндавана. В "Брахма-самхите" (5.37) определенно утверждается (голока эва нивасатй акхилатма-бхутах), что, хотя Господь и пребывает всегда в Своей обители, называемой Голокой, Он также является вездесущим Брахманом и локализованной Параматмой благодаря Своим высшим духовным энергиям. Никто не может достичь духовного неба (Ваикунтхи) или войти в вечную обитель (Голоку Вриндавана) Господа без настоящего понимания Кришны и Его полной экспансии, Вишну. Следовательно, человек, действующий в сознании Кришны, является совершенным йогом, поскольку его ум всегда погружен в деяния Кришны (са вай манах кришна-падаравиндаяйох). Из Вед (Шветашватара-упанишад, 3.8) мы также узнаем: там эва видитвати мритйум эти - "Вырваться из круговорота рождения и смерти можно только благодаря пониманию Кришны, Верховной Личности Бога". Другими словами, совершенство йоги состоит в освобождении от материального существования, а не в умении выполнять магические трюки и гимнастические фокусы для обмана невинных людей.

ТЕКСТ 16

नात्यश्नतस्तु योगोऽस्ति न चैकान्तमनश्नतः ।

न चाति स्वप्नशीलस्य जाग्रतो नैव चार्जुन ॥१६॥

натй-ашнатас ту його 'сти на чаикантам анашнатах
на чати-свапна-шиласйа джаграто наива чарджуна

на - никогда; ати - слишком много; ашнатах - того, кто ест; ту - не; йогах - связующий со Всевышним; асти - есть; на - не; ча также; экантам - слишком; анашнатах - воздерживаться от еды; на - не; ча - также; ати - слишком много; свапна-шиласйа - того, кто спит слишком много; джагратах - или того, кто слишком долго бодрствует ночью; на - не; эва - когда-либо; ча - и; арджуна - о Арджуна.

Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь йогам дается указание регулировать режим питания и сна. Есть слишком много означает есть больше, чем требуется для того, чтобы поддерживать душу в теле. Людям не нужно употреблять мясо животных, поскольку существует достаточное количества злаков, овощей, фруктов и молока. В соответствии с "Бхагавад-гитой" такая простая пища относится к гуне добродетели. Животная пища - для тех, кто находится под влиянием гуны невежества. Поэтому те, кто позволяют себе есть животную пищу, принимать спиртные напитки, курить, употреблять пищу, которая не была вначале предложена Кришне, будут страдать от кармических последствий, так как вся их пища является нечистой. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат. Каждый, кто ест ради чувственного удовольствия или готовит только для себя, не предлагая Кришне, ест один лишь грех. Тот, кто ест грех и кто ест более того, что ему выделено, не может заниматься совершенной йогой. Лучше всего, если человек ест только остатки пищи, которая предварительно была предложена Кришне. Пребывающий в сознании Кришны не ест ничего, что не было сначала предложено Кришне. Поэтому только тот, кто действует в сознании Кришны, может достичь совершенства в занятиях йогой. Практиковать йогу не может также и тот, кто искусственно воздерживается от пищи, придумывая свой собственный вид поста. Человек же в сознании Кришны соблюдает посты, как рекомуется в писаниях. Он не постится и не ест больше, чем требуется, и таким образом может заниматься йогой. Тот, кто ест больше, чем следует, будет видеть много снов и, соответственно, должен будет спать дольше, чем требуется. Не следует спать более шести часов в сутки. На того, кто не придерживается этой нормы, несомненно, оказывает влияние гуна невежества. Человек под влиянием гуны невежества ленив и склонен много спать. Такой человек не может заниматься йогой.

ТЕКСТ 17

युक्ताहारविहारस्य युक्तचेष्टस्य कर्मसु ।

युक्तस्वप्नावबोधस्य योगो भवति दुःखहा ॥१७॥

йуктахара-вихарасйа йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа його бхавати духкха-ха

йукта - регулирование; ахара - еды; вихарасйа - восстановления сил; йукта - регулирование; чештасйа - работы для поддержания сил; кармасу - при выполнении обязанностей; йукта - регулирование; свапна-авабодхасйа - сна и бодрствования; йогах - практикование йоги; бхавати - становится; духкха-ха - уменьшающиеся боли.

Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

КОММЕНТАРИЙ: Неумеренность в еде, сне, защите и совокуплении, являющихся потребностями тела, может быть препятствием для прогресса в занятиях йогой. Регулировать прием пищи можно будет только тогда, когда человек приучится потреблять прасад, освященную пищу. Согласно "Бхагавад-гите" (9.26) Господу Кришне предлагают овощи, цветы, фрукты, злаки, молоко и т.п. Поэтому человек в сознании Кришны автоматически привыкает не принимать пищу, не предназначенную для людей, или ту, которая не принадлежит к гуне добродетели. Что же касается сна, то следует отметить, что человек в сознании Кришны всегда пребывает в готовности исполнять свои обязанности в служении Господу и потому считает великой потерей излишнее время, отдаваемое сну. Авйартха-калатвам: преданный Кришны не может вынести, чтобы хоть одна минута его жизни прошла вне служения Господу. Поэтому его сон сведен к минимуму. Его идеал в этом отношении - Шрила Рупа Госвами, который был всегда занят служением Кришне, не мог спать больше двух часов в сутки, а иногда и меньше. Чхакура Харидаса не принимал даже прасада и не спал ни мгновения, не окончив свое ежедневное чтение мантры, состоявшее из трехсот тысяч святых имен. Что касается работы, то человек в сознании Кришны не делает ничего, что не было бы связано со служением Господу и, таким образом, его действия всегда упорядочены и не связаны с удовлетворением чувств. Так как перед ним не стоит проблема чувственного удовлетворения, он не тратит свое свободное время на занятия материального характера. Поскольку его работа, речь, сон, бодрствование и всякая другая физическая деятельность упорядочены, для него не существует материальных страданий.

ТЕКСТ 18

यदा विनियतं चित्तमात्मन्येवावतिष्ठते ।

निःस्पृहः सर्वकामेभ्यो युक्त इत्युच्यते तदा ॥१८॥

йада винийатам читтам атманй эваватиштхате
нисприхах сарва-камебхйо йукта итй учйате тада


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!