Карма-йога - действия в сознании Кришны 49 страница



ТЕКСТ 9

कविं पुराणमनुशासितार-

 मणोरणीयांसमनुस्मरेद्यः ।

सर्वस्य धातारमचिन्त्यरूप

    मादित्यवर्णं तमसः परस्तात् ॥ ९॥

кавим пуранам анушаситарам
анор анийамсам анусмаред йах
сарвасйа дхатарам ачинтйа-рупам
адитйа-варнам тамасах парастат

кавим - том, кто все знает; пуранам - старейшем; анушаситарам - том, кто управляет; анох - чем атом; анийамсам - меньше; анусмарет - следует думать о; йах - тот, кто; сарвасйа - всего; дхатарам - поддерживающий; ачинтйа - непостижима; рупам - чья форма; адитйа-варнам - освещенный, как сонце; тамасах - к темноте; парастат - трансцендентный.

Следует думать о Верховной Личности как о всеведущем, наидревнейшем, как о Том, кто всем управляет, кто меньше самого маленького, кто поддерживает все существующее, кто находится вне материалистических представлений, кто непостижим и кто всегда остается личностью. Он ослепителен, словно солнце, и Он трансцендентен, Он - вне этой материальной природы.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе описывается процесс размышления о Верховном Господе. Наиболее важно то, что Он не безличен, Он - не бесформенная пустота. Невозможно размышлять о пустоте или о чем-то безличном. Это очень трудно. Процесс размышления о Кришне, однако, очень прост, и по существу описывается здесь. Прежде всего Господь - пуруша, личность мы думаем о Раме и о Кришне как о личностях. И размышляем ли мы о Раме или о Кришне, то, каков Он, описывается в этом стихе "Бхагавад-гиты". Господь есть кави это значит, что Он знает прошлое, настоящее и будущее, то есть знает все. Он - древнейшая личность, ибо Он - источник всего; из Него все происходит. Он также является верховным правителем вселенной, поддерживающим существование человечества и наставляющим его. Он меньше самого малого. Живое существо величиной равно одной десятитысячной части кончика волоса, но Господь столь непостижимо мал, что входит в сердце этой частички. Поэтому о Нем говорят, что Он меньше наименьшего. Как Параматма, Он может войти в атом и в сердце мельчайшего творения и управлять им. Но, будучи таким малым, Он все же вездесущ и поддерживает все планетные системы. Часто удивляются, каким образом огромные планеты могут плавать в воздухе. Здесь утверждается, что Верховный Господь Своей непостижимой энергией поддерживает все эти большие планеты и галактические системы. В этой связи очень важно слово ачинтйа ("непостижимый"). Энергия Господа лежит за пределами нашего понимания, наших мыслительных способностей, и потому называется непостижимой (ачинтйа). Кто может это оспаривать. Он пронизывает этот материальный мир, но все же Он - вне этого мира. Мы не можем понять даже этот материальный мир, который ничтожен по сравнению с духовным. Как же тогда понять то, что находится вне его. Ачинтйа означает - находящееся вне этого материальное мира, то, чего не могут затронуть наши доводы, логика и философские рассуждения, что непостижимо. Поэтому разумные люди, не предаваясь бесполезным спорам и рассуждениям, должны принять то, что утверждается в писаниях, таких, как Веды, "Гита", "Шримад-Бхагаватам", и следовать установленным в них принципам. Таким образом человек придет к пониманию.

ТЕКСТ 10

प्रयाणकाले मनसाचलेन

भक्त्या युक्तो योगबलेन चैव ।

भ्रुवोर्मध्ये प्राणमावेश्य सम्यक्

स तं परं पुरुषमुपैति दिव्यम् ॥ १०॥

прайана-кале манасачалена
бхактйа йукто йога-балена чаива
бхрувор мадхйе пранам авешйа самйак
са там парам пурушам упаити дивйам

прайана-кале - в момент смерти; манаса - умом; ачалена - не отклоняясь; бхактйа - с полной преданностью; йуктах - занятый; йога-балена - силой мистической йоги; ча - также; эва - непременно; бхрувох - бровей; мадхйе - между; пранам - воздух жизни; авешйа - устанавливая; самйак - полностью; сах - он; там - тот; парам - трансцендентной; пурушам - Личности Бога; упаити - достигает; дивйам - в духовном царстве.

Тот, кто в момент смерти сконцентрирует свой жизненный воздух между бровей и, посредством силы йоги, не блуждая умом, начнет вспоминать Верховного Господа с полной преданностью, несомненно, достигнет Верховной Личности Бога.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно говорится, что в момент смерти ум должен быть сосредоточен на Верховном Господе. Обладающим опытом в йоге рекомуется поднять жизненную силу к точке между бровей (к агйа-чакре). Здесь предлагается практиковать шат-чакра-йогу, включающую в себя мысленное созерцание шести чакр . Чистый преданный не занимается такой йогой, но поскольку он всегда пребывает в сознании Кришны, в момент смерти он, милостью Верховного Господа, может вспомнить о Нем. Это объясняется в четырнадцатом стихе.

В этом стихе важно особое употребление слова йога-балена, так как, не занимаясь йогой, будь то шат-чакра-йога или бхакти-йога, человек не может достичь трансцендентного состояния в момент смерти. Умирая, человек не может в одно мгновение вспомнить Верховного Господа, если он не занимался каким-либо из видов йоги, особенно бхакти-йогой. Так как ум человека в момент смерти находится в очень беспокойном состоянии, необходимо в течение жизни приобщаться к трансцендентному посредством йоги.

ТЕКСТ 11

यदक्षरं वेदविदो वदन्ति

विशन्ति यद्यतयो वीतरागाः ।

यदिच्छन्तो ब्रह्मचर्यं चरन्ति

 तत्ते पदं संग्रहेण प्रवक्ष्ये ॥११॥

йад акшарам веда-видо ваданти
вишанти йад йатайо вита-рагах
йад иччханто брахмачарйам чаранти
тат те падам санграхена правакшйе

йат - те, которые; акшарам - слог ом; веда-видах - люди, сведущие в Ведах; ваданти - говорят; вишанти - входят; йат - в котором; йатайах - великие мудрецы; вита-рагах - в отреченном образе жизни; йат - тот, который; иччхантах - желая; брахмачарйам - воздержание; чаранти - практикуют; тат - тебе; те - что; падам - положение; санграхена - суммируя; правакшйе - Я объясню.

Люди, знающие Веды, произносящие слог омкара, великие мудрецы, принявшие отреченный образ жизни, входят в Брахман. Стремясь к такому совершенству, человек дает обет воздержания. Теперь Я объясню тебе этот процесс, посредством которого можно обрести спасение.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна рекомедовал Арджуне практиковать шат-чакра-йогу, в процессе которой следует помещать жизненный воздух меж бровей. Полагая, что Арджуна может не знать, как практиковать такую йогу, Господь объясняет этот процес в следующих стихах. Кришна говорит, что, хотя Брахман един, у него есть различные аспекты и проявления. Особенно для имперсоналистов акшара, или омкара - слог ом - тождественен Брахману. Кришна здесь объясняет природу безличного Брахмана, в который входят мудрецы, живущие в отречении.

Согласно ведической системе образования, ученики с самого начала учатся произносить слог ом и познают природу высшего безличного Брахмана, живя вместе с духовным учителем и соблюдая обет воздержания. Таким путем они постигают два аспекта Брахмана. Эта практика очень важна для прогресса ученика в духовной жизни, но в настоящий момент жить кому-либо как брахмачари (неженатому человеку, соблюдающему воздержание) совершенно невозможно. Структура общества в мире настолько изменилась, что у человека нет возможности практиковать воздержание, проходя обучение. По всему миру существует множество учреждений для различных областей знания, но нет ни одной официальной организации, где бы велось обучение принципам брахмачари. Пока человек не практикует воздержание, достичь прогресса в духовной жизни очень трудно. Поэтому Господь Чаитанйа, в соответствии с наставлениями священных писаний для Кали-юги, провозгласил, что в эту эпоху осознание Верховного Господа невозможна никаким иным способом, кроме повторения священных имен Господа Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

ТЕКСТ 12

सर्वद्वाराणि संयम्य मनो हृदि निरुध्य च ।

मूर्ध्न्याधायात्मनः प्राणमास्थितो योगधारणाम् ॥१२॥

сарва-дварани самйамйа мано хриди нирудхйа ча
мурдхнй адхайатманах пранам астхито йога-дхаранам

сарва-дварани - все врата тела; самйамйа - контролируя; манах - ум; хриди - в сердце; нирудхйа - ограничивая; ча - также; мурдхни - на голове; адхайа - концентрируя; атманах - души; пранам - жизненный воздух; астхитах - расположенный; йога-дхаранам - положение йоги.

Состояние йоги заключается в отрешении от всякой чувственной деятельности. Закрыв все двери для чувств, сосредоточив ум на сердце и жизненный воздух - в верхней части головы, человек погружается в йогу.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы практиковать йогу, как это предложено здесь, необходимо закрыть двери для всех чувственных наслаждений. Эта практика называется пратйахара, или отвлечение чувств от объектов чувственного восприятия. Органы чувств, предназначенные для приобретения знания, такие, как глаза, уши, нос, язык и органы осязания, должны полностью контролироваться, и им нельзя позволять действовать ради собственного удовлетворения. Таким путем ум концентрируется на Параматме в сердце, и жизненная сила поднимается к верхней части головы. В шестой главе этот процесс был описан подробно. Но, как упоминалось ранее, в Кали-югу все это трудно осуществить на практике. Наилучший метод - это сознание Кришны. Если человек может постоянно концентрировать свой ум на Кришне, преданно служа Ему, то ему очень легко оставаться в состоянии трансцендентного транса, или самадхи.

ТЕКСТ 13

ओमित्येकाक्षरं ब्रह्म व्याहरन्मामनुस्मरन्।

यः प्रयाति त्यजन्देहं स याति परमां गतिम्॥८- १३॥

ом итй экакшарам брахма вйахаран мам анусмаран
йах прайати тйаджан дехам са йати парамам гатим

ом - сочетание букв ом, омкара; ити - таким образом; эка-акшарам - один этот слог; брахма - абсолютный; вйахаран - вибрируя; мам - Меня (Кришну); анусмаран - помня; йах - любой; прайати оставляет; тйаджан - покидая; дехам - это тело; сах - он; йати достигает; парамам - высший; гатим - назначение.

Достигнув такого состояния йоги и произнося священный слог ом, высшее сочетание букв, человек, при оставлении тела думающий о Верховной Личности Бога, несомненно попадает на духовные планеты.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно указывается, что ом, Брахман, и Господь Кришна суть одно. Безличностный звуковой образ Кришны - это ом, но в звучании маха-мантры содержится ом. Для данной эпохи здесь рекомуется повторение маха-мантры. Если человек оставляет свое тело, повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, он безусловно достигает одной из духовных планет. Бхакты Кришны попадают на Голоку Вриндавана, планету Кришны. Для персоналистов также существует бесчисленное множество других планет в духовном небе, именуемых Ваикунтхами, имперсоналисты же остаются в брахмаджйоти.

ТЕКСТ 14

अनन्यचेताः सततं यो मां स्मरति नित्यशः ।

तस्याहं सुलभः पार्थ नित्ययुक्तस्य योगिनः ॥१४॥

ананйа-четах сататам йо мам смарати нитйашах
тасйахам сулабхах партха нитйа-йуктасйа йогинах

ананйа-четах - не блуждая умом; сататам - всегда; йах - любой; мам - Мне (Кришне); смарати - помнит; нитйашах - регулярно; тасйа - ему; ахам - Я есть; су-лабхах - очень легко достигнуть; партха - о сын Притхи; нитйа - регулярно; йуктасйа - связанного; йогинах - с преданным.

Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от Меня мыслями, тому, о сын Притхи, легко Меня достигнуть, поскольку он постоянно служит Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе в частности описывается конечное состояние, достигаемое истинными преданными Господа, служащими Ему в бхакти-йоге. В предыдущих стихах описывались четыре различных типа преданных: страдающие, любознательные, стремящиеся к материальной выгоде и спекулятивные философы. Описывались также различные способы освобождения из материальных пут: карма-йога, гйана-йога и хатха-йога. К принципам всех этих видов йоги примешивалась некоторая доля бхакти, но в этом стихе имеется в виду чистая бхакти-йога, без какой бы то ни было примеси гйаны, кармы или хатхи. Как на то указывает слово ананйа-четах, в бхакти-йоге преданный не желает ничего, кроме Кришны. Чистый преданный не желает ни вознесения на райские планеты, ни растворения в брахмаджйоти, как не ищет он и спасения или освобождения из материальных пут. Чистый преданный вообще не имеет никаких желаний. В "Чаитанйа-чаритамрите" чистый преданный называется нишкама, что означает, что у него нет желаний получить какую-либо выгоду для самого себя. Совершенный мир и спокойствие доступны только ему одному, но не тем, кто стремится к личной выгоде. Тогда как гйана-йоги, карма-йоги или хатха-йоги стремятся к достижению какого-то личного интереса, единственное желание совершенного преданного - доставить радость Верховному Господу. Потому Господь говорит, что каждый, кто безраздельно Ему предан, может легко достичь Его.

Чистый преданный постоянно занят служением Кришне в какой-либо из Его многочисленных личностных форм. Кришна проявляет Себя в различных полных экспансиях и воплощениях, таких, как Рама и Нрисимха, и преданный может по своему выбору направлять свой ум на любовное служение любой из этих трансцендентных форм Верховного Господа. У такого преданного не возникают проблемы, одолевающие тех, кто занимаются другими видами йоги. Бхакти-йога очень проста, чиста и легка для выполнения. Можно начать просто с чтения маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе . Кришна очень милостив ко всем, но, как уже объяснялось, Его особенно привлекают те, кто служат Ему, не отклоняясь с этого пути. Господь всеми возможными способами помогает таким преданным. Как говорится в Ведах (Катха-упанишад, 1.2.23), йам эваиша вринуте тена лабхйас / тасйаиша атма вивринуте танум свам - "Тот, кто полностью вручил себя Господу и целиком занят преданным служением Ему, может воистину понять Господа". В "Бхагавад-гите" (10.10) также говорится: дадами буддхи-йогам там - "Господь дает такому преданному достаточно разума, так что он в конце может достичь Его в Его духовном царстве".

Особое качество чистого преданного заключается в том, что он всегда думает о Кришне, независимо от времени и места. К тому не может быть никаких препятствий. Он должен быть в состоянии продолжать свое служение где угодно и в любое время. Некоторые говорят, что преданные должны оставаться в святых местах, таких, как Вриндаван или же в каком-нибудь священном городе, где жил Господь, но чистый преданный может жить в любом месте и создавать там атмосферу Вриндавана своим преданным служением. Шри Адваита сказал Господу Чаитанйе: "Где бы Ты ни находился, о Господь, там - Вриндаван".

Как на то указывают слова сататам и нитйашах, что означает "всегда", "регулярно", или "каждый день", чистый преданный постоянно помнит о Кришне и размышляет о Нем. Таковы качества, характеризующие чистого преданного, который легче всех других может достичь Господа. Бхакти-йога - это система, которую "Гита" рекомует как наиболее предпочтительную. Обычно бхакти-йоги заняты в одном из пяти видов преданного служения: 1) шанта-бхакта - занятый преданным служением в нейтральных отно шениях; 2) дасйа-бхакта - занятый преданным служением в качестве слуги; 3) сакхйа-бхакта - в качестве друга; 4) ватсалйа-бхакта - в качестве родителя и 5) мадхурйа-бхакта - в качестве любящего супруга Верховного Гос пода. На любом из этих путей чистый преданный всегда занят трансцендентным любовным служением Верховному Господу и не может забыть Его, так что для него Господь легко достижим. Чистый преданный не может забыть Верховного Господа ни на мгновение, и точно так же Верховный Господь ни на мгновение не может забыть Своего чистого преданного. Таково великое благословение, получаемое преданным, повторяющим маха-мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

ТЕКСТ 15

मामुपेत्य पुनर्जन्म दुःखालयमशाश्वतम् ।

नाप्नुवन्ति महात्मानः संसिद्धिं परमां गताः ॥१५॥

мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам
напнуванти махатманах самсиддхим парамам гатах


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!