With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 9 страница
Ввиду двусмысленности значения терминов "сознательное"
и "бессознательное" необходимо сделать дополнение. Как уже говорилось, в интегрированной личности инициатива распола гается в области бессознательного, тогда как осознанный разум должен выбирать и решать. Очевидно, что термин "бессозна тельное" имеет здесь другое значение, чем в заявлении о том, что "быть бессознательным - значит попасть в ловушку иденти фикаций". В первом предложении слово "бессознательное" имеет положительное, прогрессивное значение, во втором же случае - отрицательное, регрессивное. Лучше всего это состо яние можно описать как "бессознательное состояние", которое следует отличать от "бессознательного" как базиса психической жизни, на который ссылается "бессознательное состояние". Бессознательная психе по Юнгу является матрицей для созна тельной психе. Первая гораздо старше и более обширна пос ледней. Сознательную психе, представителем которой и высту пает "эго", можно сравнить с незавидным положением верхуш ки пирамиды, у которой отняли ее основание. Будучи гораздо старше и более обширнее сознательной, бессознательная пси хе содержит образы и потенциальные воплощения, полные ин стинктивной мудрости; они являются теми предметами, которые необходимо научиться воспринимать и интегрировать созна тельной психе. В этом смысле термин "бессознательное" (более точно - коллективное бессознательное, или не-эго) дополни тельно означает еще постоянную матрицу и питающий источник для сознательной психе. С другой стороны, Юнг определяет со знательное мышление как "функционирование или активность, которая поддерживает связь психического содержимого с эго*".
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом смысле "осознавать, быть осознающим" является непременной предпосылкой для психической интеграции, а
Jung, Psychological Types, p.536.
22
"быть бессознательным" - значит не отдавать себе отчет о
своем психическом содержимом и, следовательно, быть предоставленным их милости.
Из всего сказанного становится очевидным, что термин "со знательное" также имеет двойной смысл. Если, с одной сторо ны, "осознавать, быть осознанным" является условием психи ческой интеграции и "осознанности" достижения этого, то, с другой стороны, не следует забывать, что "сознательная пси хе" - только значительно меньшая часть целой психики. Осоз нанное, сознательное мышление не идентично психе, поскольку психе - это общность всего психического содержимого, как со знательного так и бессознательного. Ведь личность, идентифи цирующая свое психическое содержимое только с сознательной психе, в большей или меньшей степени, но отсекает себя от ос нования и корней своего бессознательного состояния, и пытает ся осуществить общеизвестную операцию - отпилить сук, на ко тором сидит. Когда сознательная психе отчуждается от своего базиса, то это обязательно приводит к дисбалансу и, следова тельно, спустя определенное время, к деструкции. Таким обра зом, только именно в тесной взаимосвязи сознательной и бес сознательной психе можно понять их ценность и функции. Ког да личность только "слишком сознательна", то она каким-то па радоксальным образом пребывает в бессознательной действи тельности бессознательного, то есть связь с инстинктами и веч ными основами теряется и обратный путь вниз к истокам бессо знательного должен открываться заново. Когда же, с другой сто роны, в своей жизни личность слишком погружается в бессозна тельное и когда она во многом идентифицирует себя с коллек тивными образами, тогда сознательная сторона эго должна раз виваться. (Эта проблема рассматривается детально в разделе "Эго и цикл жизни"). В целом, проблема реализации зависимос ти от бессознательного и его творческой ценности, особенно в более глубоком безличностном коллективном слое становится главнейшей проблемой западного человека, с его всевозраста ющей расчлененностью сознательного мышления и настойчи вым требованием всемогущества. Восточная цивилизация едва ли осведомлена о существовании эго в нашем западном смыс ле. Сознательное мышление западного человека, кажется толь ко для того и существует, чтобы отделять себя от природы. По этой же причине особой задачей для Запада является соедине-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!