With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 6 страница



В связи с этим, в последнем разделе "Вклад К.Г.Юнга в со­ временное сознание" дается попытка определить историчес­ кую ситуацию, в которой и находится психология. Это попыт­ ка проследить участие психологических образов в формиро­ вании современного сознания; другими словами, связанный с архетипом аспект рассматривается в историческом развитии. Здесь я постарался показать особенную позицию психоанали­ за в современном сознании, как благодаря проделанной Юнгом работе был подготовлен путь для синтеза между раци­ ональной и научной стороной человека с западным ментали­ тетом с одной стороны, и его иррациональной и религиозной стороной, с другой. "Мужской" и "женский" аспекты обсужда-

 

ляются, становятся зримыми. Иными словами, они являются проявлени­ ями не-эго. или "я", и пока мы ведем бессознательную жизнь, спроеци­ рованы в наше окружение (т.е. в родителей). По мере увеличения интег­ рации "я" эта проекция удаляется, и "моральный закон" выражается как a priori состояние нашей психе. (См. Jung, Das Wandlungssembol in der Messe в "Ereops-farbuchΊ940-41", Zurich. 1942, p.136ff, Collective Work(далее CW)


Введение 17

 

ются в рамках их важности как архетипа, приводящие к воз­ можной и действительной необходимости их conjunctio*, что будет означать настоящую целостность человека. Только в на­ ши дни, омраченные нависшей угрозой атомной бомбы, ста­ новится очевидным, как остро нуждается научная и рациона­ листическая сторона человека в сбалансированности с ее но­ вым восприятием религиозных и связанных с ними ценностей. Их утрата в огромной степени произошла из-за воздействия на человека научно-рационалистических тенденций, которые по своей незрелости стремились отрицать право существова­ ния иных подходов, насмешливо называемых "ненаучными"**.

 

Важным шагом в развитии психологии было применение Юнгом научного подхода к собственно человеческой приро­ де, он открыл в человеческой психе образы коллективного бессознательного, архетипов как "a priori детерминируемые составные части всего жизненного опыта"***. Они "задей­ ствованы в личных качествах живого организма и, следова­ тельно, являются непосредственными выражениями жизни, чье естество не может быть далее объяснено****".

 

Открытие архетипов показало, что чисто рационалисти­ ческая и персоналистическая концепция человеческой психе совершенно неудовлетворительна и искусственна, поскольку они трансцендируют и личный жизненный опыт и ограничен­ ность интеллекта. Например, Юнг показывает архетип Бо­ жества в человеческой психе как a priori "условие иррацио­ нального" надличностного опыта.

 

Архетип Божества в человеческой психе Юнг назвал тер­ мином "Самость". Это имманентная цель становления лич­ ности, и в то же время это сила, которая влечет человека к достижению его интегрированной индивидуальности. Цель эту можно достичь лишь вечно растущим сознанием, кото-

 

Соединение (лат), термин взят К. Г Юнгом из алхимии - Прим. перев. Не следует это воспринимать как отрицание или критику науки как та­ ковой, имеются в виду лишь ее преувеличенные притязания. Юнг чет­ ко сформулировал эту точку зрения, когда говорил, что "наука лучшее орудие западного сознания, которым можно открыть больше дверей, чем голыми руками Таким образом это - неотъемлемая часть нашего понимания, но она затмевает наше видение, если предъявляет свои исключительные права быть единственным способом познания (The Secret of the Golden Flower. Kegan Paul, London. 1931, p.78.CW vol 13).

 

*** Jung Contributions to Analytical Psychology, p.276. C.W vol 8, ρ 133


 

"**


 

Jung, Two Essays on Analytical Psychology. London. 1928. note 1 to ρ 71.. CW vol 7 ρ 69


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!