With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 5 страница
В четвертом разделе осуществлена попытка определить отношение аналитической психологии к религии. Это, опять же, может показаться более или менее теоретическими рас суждениями, но, по сути дела, - это чисто практический мо мент, так как множество конфликтов и проблем наших паци ентов оказались именно проблемами духовными, даже в са мом широком смысле этого слова, религиозным кризисом. Термин "религиозный" используется для того, чтобы охва тить все врожденные и непреодолимые импульсы в челове ке, которые побуждают его искать ответы на вопросы духов ного свойства и задумываться о смысле его жизни. Необхо димо сказать, что психология в чисто аналитическом и ре-дуктивном аспектах - первом и главном аспекте в психоана лизе - зачастую не в состоянии ни распознать, ни просто посмотреть в лицо этой реально существующей проблеме.
|
|
|
|
Вместо того, чтобы поверить в подлинность мучительной остроты религиозных порывов человека, психология, непра вильно определившая свое поле деятельности и задачи, и пытающаяся ограничить psyche человека рамками личности и, в узком значении этого слова, инстинктивными побужде ниями, делает попытку унизить религию до "аппарата для бегства от действительности".
|
|
Врожденные и непреодолимые духовные и религиозные импульсы уменьшены, таким образом, до уровня частного аспекта в "семейной повести", а Бог - до уровня напыщен ного отца* главного героя.
Это породило неловкую ситуацию, в которой люди, хотя и осознают свои глубокие духовные проблемы и потребности, но не связывают эти крайне важные вопросы с психологией
|
|
Юнг указывает на важный факт, что фрейдистское "супер-эго" - это проекция бессознательного образа на "Я". Коллективное нравственное сознание - это совесть, которую и представляет супер-эго, по Фрейду оно низведено до детского страха перед родителями, отражает наши взаимосвязи с родителями и является "наследником эдипова комплек са" по сути (см. Freud, "The Ego and the Id". Hogarth Press, London, 1927, p. 177). Эта точка зрения упускает из виду тот факт, что наша "совесть", наши внутренние моральные и этические законы, наш внутренний голос или как бы мы еще не называли эти созидающие силы, должны прини маться a prion условиями человеческой души, которые не приобретают ся в период нашего персонального существования, а лишь в нем прояв-
16 Герхард Адлер
и не ожидают, от нее ответа. Из-за того, что психологию ошибочно идентифицировали с однобоким подходом редук-тивных школ, она стала считаться просто психопатологией. Психоанализ и другие чисто редуктивные направления со временной психологии слишком замкнулись исключительно на патологических проявлениях психе, тем самым загоняя в тупик человека с его неврозом.
Тем более важным представляется расширение понятия "терапия" через уяснение того, что психотерапия - это не только "умственное излечение", а и гораздо более доступ ный путь самопознания.
Естественно, это включает духовную сторону человека точно в такой же степени, как и биологическую; на самом де ле, духовная сторона должна восприниматься как по-настоя щему убедительное проявление (так как это характеристи чески человеческое проявление) психического процесса. Только когда люди осознают, что психология не пытается свести их духовные проблемы к чему-либо подобному сексу альным, властолюбивым или каким-то еще побуждениям, а воспринимает их как неизбежное и созидательное устремле ние отыскать ответ на вопрос о смысле своей жизни, психо логия только тогда сможет выполнять свои прямые обязан ности - заниматься всей человеческой жизнью.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!