Исторический очерк Русского национализма 11 страница



Между тем, Финляндия, не неся тягот и потерь военной службы, не платя общегосударственных налогов, живя в полном покое под покровом России, обладая такими льготами, какие никогда и не снились коренным Русским гражданам, пришла в завидное материальное благосостояние. И при всём том она дерзко, нагло и нахально отказывается от участия в несении общегосударственных налогов. Финляндия забывается. Она не хочет себе представить, что Россия, после долголетнего лишения решится ввести в Финляндию 5-6 корпусов с надлежащими орудиями и пулеметами и превратить Финляндию в обычную Русскую провинцию, лишив её тех льгот и преимуществ, кои она успела подложными способами себе добыть. И это может быть гораздо легче, чем она думает.

Финляндия должна знать, что она такая же часть Российской Империи, как и все остальные её части, и войти в те рамки, в кои её устанавливали самые прогрессивные современники Императора Александра I. Вот что говорит по поводу Финляндии П.И. Пестель 9 :

«Финляндия, Эстляндия, Лифляндия… И разные другие племена, внутри государства обитающие, никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью… Россия есть государство единое и нераздельное, а потому всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло».

Многие утверждают, что финляндцы – высококультурная нация, и потому имеет право на автономию. Совершенно неправильно и неверно. Финляндия не имеет своей истории. Её литература почти отсутствует. Её наука и художество стоят на низком уровне. И только благосостояние народной массы неизмеримо выше такового же благосостояния Русской народной массы. И это весьма естественно. Сто лет финляндцы не отбывают воинской службы. Её более крепкая и мощная молодежь не гибнет на войне, а наша гибнет. И, тем не менее, финский народ гораздо уродливее и плоше, чем Русский. Финляндия не несёт государственных налогов, и её масса богаче, чем Русская. И, тем не менее, финляндцы тупее Русских, глупее их, узки и пьяницы. Пьяницы финляндцы, несмотря на то, что алкоголь в Финляндии запрещён. Они пьют эфир и контрабандный ром. Карты распространены повсюду, и картёжная игра доходит до азарта в народе. Ножовщина неизмеримо чаще, чем в России. В школах наказания гораздо чаще и грубее. Обхождение с бедными и неимущими доходят до публичной продажи… это высокая культура?…

Во имя государственной и общечеловеческой справедливости финляндцы в России должны быть приведены под один знаменатель со всеми подданными: в Финляндии все Русские подданные должны пользоваться равными правами, в Финляндии должен быть введён государственный Русский язык в школы, суды и все государственные учреждения, в Финляндии должна быть Русская государственная монета, в Финляндии должна быть одна с Россией таможня, в Финляндии должны быть одни с Россией суды, в Финляндии должны быть одни и те же налоги, что в России. И когда все сие совершится, тогда только финляндцы получат равные права с Русскими в России, - до тех же пор им должны быть поставлены всевозможные препоны и ограничения.

Никто не тронет их родного языка, их веры, их нравов и обычаев, их культуры, если они будут считать её для себя достаточной».

 

Вообще о мелких соподчиненных нациях нужно сказать то, что сказал Д.И. Менделеев: «Если исторически ослабевшие народности, подобные армянам, могут рассчитывать на будущее развитие, то только при одном условии, чтобы они не только мирно уживались со своими ближайшими соседями, но и твёрдо держались тех Русских начал, которые дают им защиту от рядом живущих с ними их давних врагов, сломивших их когда-то временно существовавшую независимость».

Что касается мелких инородцев, не имеющих ни своей литературы, ни своей даже письменности, ни азбуки, ни истории, ни культуры, то они не имеют права на отдельное существование и должны слиться с Русскою национальностью и быть поглощены державною господствующею народностью Русскою, пользуясь, разумеется, всеми её правами.

Здесь же уместно будет сказать о переселении в Россию: вновь селиться на Кавказе могут исключительно одни Русские, и никаким другим народностям абсолютно не должно быть места для поселения.

Всяк, кто добровольно переселился в Россию с целью пользоваться её благами, кто бы он ни был, должен оставить свою прежнюю национальность за границею России, в России же он должен стать Русским, - в противном случае ему нет места в России. Об этом должны подумать наши немцы колонисты...

Позволю себе сказать здесь слово об отношении подвластных России народов к другим таким же. В настоящее время мы видим непозволительное и недопустимое явление. Одни второстепенные народности позволяют себе влиять и ассимилировать другие, более слабые, народности. Так, поляки давят Русских, литвинов, белоруссов и проч. и стремятся их ополячить. Финны офинивают корел, лопарей и проч. Армяне стремятся то же сделать на Кавказе... Такое явление абсолютно недопустимо. Только одна державная нация имеет право на поглощение соподчиненных ей некультурных и национально слабых народностей. Вина администрации Русской, что она до сих пор позволяла такие деяния. Русские не должны стесняться никакими жертвами, затратами, лицами и средствами в деле ассимиляции мелких народностей. Дальнейшее позволение офинивать корел, лопарей и проч. финнами должно в будущем рассматриваться как преступление со стороны Русской администрации.

Насколько мы русифицируем подвластных нам иностранцев - показывает следующий факт:

Речь идёт о бурятских школах. Преосвященный Вениамин, известный в свое время деятель в Сибири, доказывает, что буряты-миряне были глубоко равнодушны к монгольской грамоте, обучение которой «распоряжением Русского начальства» введено в общественные школы при степных думах. Но заботы начальства об укреплении «инородческого духа» этим не ограничились. Из этих школ некоторые воспитанники из язычников поступали в иркутскую и казанскую гимназии и потом даже в университеты. И в гимназиях, и в университетах им как инородцам оказывалось особенное внимание, было даже предписано от министерства народного просвещения казанской гимназии не крестить их, чтобы удержать от перехода в Русскую национальность, а для исполнения мнимых религиозных треб при них находился лама на казенном содержании. При выпуске в удостоении учёных степеней им оказывалось снисхождение преимущественно перед Русскими. Все ёто не могло не побуждать их дорожить своею национальностью, ради которой они пользовались таким вниманием. По возвращении на родину они старались внушить и прочим бурятам - дорожить своей национальностью и не искать перехода в Русскую (чрез принятие Православия). Один из таких (Бадмаев), обучавшийся в начале шестидесятых годов в Петербургском университете, стал собирать сугланы (сходки) бурят с этою целью, указывал на братьев-монголов, на славное царство Чингисхана. Ламы везде встречали его с музыкою и тем поддерживали в народе мысль о важном значении его пропаганды. Хотя пропаганда совершалась открыто в виду Русского начальства (что ещё более могло уверить в пользе её и законности), народ, по-видимому, тупо относился к этой агитации, и, когда Бадмаев стал распространять в среде его письменные прокламации, он сам представил их начальству. Дело об этих прокламациях восходило до третьего отделения собственной его величества канцелярии и тем, по-видимому, кончилось. Но мысль поднять бурятскую народность не была оставлена. Депутация 1873 г. была плодом этой мысли. Народ в ней не принимал никакого участия, кроме разве взноса лишнего темного побора, и не давал никакого приговора. Депутаты отправились в Петербург секретно с паспортами по частным надобностям, следовательно, без всякого законного уполномочия от бурятских обществ. Предметом ходатайства их было: не ограничивать числа лам и дацанов штатом и дозволить заводить частные школы для обучения бурят монгольскому и тибетскому языкам. Цель обоих ходатайств - усилить ламство и пробудить национальное чувство в бурятах, с принятием Православия делающихся Русскими. Как вредна эта цель и для государства, и для Христианства - понятно само собою.

 

В пределах Австрии, в Галиции и Угорщине стонут наши родные братья Русские под игом польским и жидовским. Мы являемся только молчаливыми свидетелями истязаний, чинимых над ними, под покровительством законных властей Австрии. Мы молчим, и при первом же слове о наших братьях нам внушают: «Ах, об этом говорить не следует!..», «Ах, это осложняет международные отношения»!.. Международных отношений у нас нет. Таковые могут быть только между людьми равноправными. Мы же, Русские, держим себя в международном отношении рабски и хамски. Нет той ничтожной народности, которая не наносила нам безнаказанно национального оскорбления. Даже Персия могла нас оскорбить безнаказанно... Доколе, Господи, доколе!..

Чтобы там ни говорили наши импотентные мудрецы, а мы должны сказать: доколе наши бритья будут стонать в Галиции и Угорщине мы не имеем права считать себя успокоенными и в государственном отношении окончательно устроенными...

Наши братья протестуют в Австрийском парламенте против попрания их законных прав, и мы должны поддерживать их всеми мерами. Вот их вопль:

«Нынешнее королевство Галиция-Лодомерия, бывшее Русское галицко-владимирское княжество, присоединённое к Австрийскому государству на основании прав, принадлежавших венгерской короне, было признано коронной землей под названием Червонной Русси (Russia Rubra) не только международным договором inter suam Majestatem Imperatrieem et Reginam Hungariae et Bogemiae et suam Majestatem Regem Rempublicamque Poloniae, но также и высочайшими патентами 11 сентября 1772 г. и 15 ноября 1773 г. Верное латинское название Rutheni было передано в немецком языке выражениями: Russen, Klienrussen, которые были включены во все государственные акты и документы.

Равным образом, в университете императора Франца-Иосифа в Львове в конце XVIII и начале XIX веков была учреждена коллегия, в которой преподавание велось на Русском языке. Словом, государством было признано культурное и национальное единство Малороссов Галиции и Буковины с Русскими, и венское правительство до последнего времени поощряло укрепление этого единства. После введения конституции в 1867 г. произошла перемена, ожесточённая национально-политическая борьба между галицийскими Малороссами и могущественным польским элементом повела к тому, что развитие первых уклонилось с верного пути. Преследуемая и угнетаемая за Русскую азбуку и церковные песнопения, часто безосновательно подозреваемая, значительная часть малорусской интеллигенции уклонилась от исторического пути культурного и национального развития своего народа. Она отказалась от Русской азбуки и издревле существовавшего правописания, не оценила должным образом национальный характер греко-католической автономной церкви, ввела новую азбуку и правописание и латинизирующие новшества в греко-католический ритуал, и, в конце концов, под влиянием указанных галицийских факторов отказалась от своего освященного историей и традицией наименования. Ныне признание исторически и научно обоснованного культурного и национального единства галицийских Малороссов с Русским племенем почитается даже изменой государству. Как представители второй по величине малорусской партии, за которую, несмотря на неслыханные злоупотребления, и в этот раз было подано 146000 голосов, мы протестуем против систематического подавления Малороссов со стороны галицийских поляков и требуем для нашего народа скорого осуществления национальной автономии в духе исторического государственного права и на основании конституции 1867 г. Как потомки Малороссов, которые высоко ставили идею единства австрийских Малороссов с Русскою культурою, которые на полях сражений Мадженты, Сельферине, Градеца и Кенниггреца жертвовали жизнью за государство и династию, мы решительнейшим образом протестуем против того, чтобы наше чисто культурное национальное народное направление было лишено дарованного законами права на признание в Австрии Русского литературного языка и против объявления нас безправными в государстве. Мы вступаем в высокую палату с надеждою на лучшее политическое будущее и с горячим желанием совместной работы на пользу народа, государства и славной династии».

Наш долг заступиться за них и бороться открыто с предателями и изменниками родины. Пора Киевской администрации открыть глаза на Грушевских и проч. провокаторов. Все должны исповедовать символ премьера министра В.Н. Коковцева: у нас прошло время политики лиц, и наступило время национально-государственной преемственности.

Вот что говорит известный нам деятель в области национализма А.И. Савенко 10 : «Австрия дала полякам очень почётное поручение - быть палачами Русской Галиции, и поляки с азартом выполняют это поручение. Всё Русское объявлено в Львове под строгим запретом... Тяжесть положения Прикарпатской Руси увеличивается ещё благодаря тому, что высший класс её давно изменил родному народу и ополячился. Народ остался без вождей, без Русской интеллигенции»… Не тоже ли и у нас было в Белоруссии, Малороссии и Литве... «Мы ценою великих жертв и усилий освободили южных славян и ничего не сделали для освобождения 4 миллионов Русских... Национальная политика, прежде всего и главнее всего в том и заключается, чтобы всю нацию собрать в одно государство. И пока мы этого не достигли, все наши помыслы должны быть направлены к этому»...

 

Братья славяне. Русский народ в силу прирождённого ему чувства всечеловечения проливал свою кровь везде и всюду, где только ему указывали на несправедливость и засилье. Русские сражались с французами за интересы Австрии и прославили своё имя с безсмертным Суворовыми в Швейцарии. Русские вели Европейские войны то за интересы Пруссии, то за интересы Австрии. Русские помогали Австрии смирить возмутившихся её подданных - венгерцев. Русские проливали кровь за славян Бокки Катарской, Черногории и Греции и прославили своё имя в лице адмиралов Ушакова, Гейдена и др. Русские проливали кровь за освобождение из-под ига турецкого греков, румын, сербов, болгар и т.д., и т.д. Всё это хорошо. Всё это похвально. Но... таким нашим заступничеством мы добились того, что все эти наши славянские братья смотрели на нас, как на своих обязанных батраков. Как только кто изобидит их, так Россия и должна их выручать. Если выручит - так и должно быть. В благодарность те же вырученные братушки и лягнут эту глупую Россию, как это сделали Стамбуловы, Каравеловы и проч. шушера... А Боже храни, если Русские не придут на помощь... Тут уже и нет предела издевательствам, брани и помоям по адресу России. И Россия терпит. Это глупо, но верно. Пора этому положить конец.

Россия велика, могущественна и сильна. Её войска стоят на высоте современного величия. Её военная мощь составляете предмет союзных вожделений всех стран Европы, - а самое главное - предмет искренних пожеланий всякого нам зла. Все эти наши друзья и союзники боятся нас и ненавидят всеми силами своих испорченных заячьих душ. Они делают вид, что они презирают нас. Ложь. Трусы не могут презирать. Их удел завидовать и ненавидеть...

Наша литература первая в мире. Наше художество и искусство первое в мире. Наша наука не хуже, как в других странах. Наше богатство безпредельно. Наше хозяйство на низкой ступени - это правда. Наш народ невежествен - это правда. Но мы будем учиться и выучимся. Учиться никогда не стыдно.

А что мы выучимся и скоро выучимся, я ни одной минуты не сомневаюсь. Желал бы я знать дело, которое Русские не «произошли бы» и не превзошли бы. П.А. Столыпин был совершенно прав, сказав: дайте России отдохнуть 20 лет, и вы увидите, что из неё выйдет...

 

Где мы будем учиться: у немцев или у своих братьев славян-чехов, - это безразлично. Мы сделали слишком много для славян, чтобы чувствовать себя им обязанными, если 200-300 наших хозяев поучатся хозяйству у них. Рядом с этим мы можем сейчас же сказать, что мы в них не нуждаемся. Ибо если они возомнят, что они слишком нас этим обяжут, то пускай знают, что мы всегда можем обойтись и без них. Мы можем учиться у наших образцовых хозяйств, кои в имениях князя Васильчикова, графа Бобринского и у многих-многих других. Мы можем учиться и у немцев. Наконец, если даже мы будем учиться и у чехов, то ведь не даром. Вот, почему я ещё раз повторяю и повторяю смело и убежденно:

Россия ни в ком не нуждается и может существовать одна без всяких союзников и помощников.

Тем более, мы можем сказать, что Россия не нуждается в помощи и содействии западных славян. Мы жили без них, живём без них и проживём без них.

Почему-то, однако, у нас существует убеждение, убеждение твёрдое и вместе с тем для нас весьма не выгодное, что мы поставлены судьбою для защиты и спасения наших западных братьев-славян. Но этого мало. И они почему-то думают, что Россия та дойная корова, которую западные славяне во все дни невзгоды имеют право сосать. И мы не смели от этого отказаться. Причём, достаточно выдоивши, они считают своё дело оконченным и могут отвернуться от нас, предварительно сплюнувши. Единственною за это благодарностью они признают ослиное лягание. А Боже храни, если Россия не даст возможности себя подоить. Сколько плевков, издевательств и омерзительных ругательств на неё посыплется... Разумеется, всё это указывает на высокие нравственные качества наших облагодетельствованных сородичей... Эта их добродетель дала возможность охарактеризовать их М.О. Меньшикову очень метким термином «бедной родни», «родни приживалки»... Этот термин злой, но меткий и правдивый. Замечательно то, что он оправдывает себя и в эволюции дела. К таким же приживалкам по всем правам относилась и Болгария по освобождении её от турецкого ига. Но с тех пор, как она оправилась, с тех пор, как она разбогатела, с тех пор, как она стала независима, - она первая является более или менее искренним нашим другом, и чувства её благодарной признательности проявляются на каждом шагу. Даром, что её Царь - ненадежный немец. Государства живут не месяцами и годами и, я убежден, что болгарский народ никогда не позволит себе стать в ряды наших врагов и пролить кровь своих братьев-освободителей. К остальным же славянам термин М.О. Меньшикова очень идёт. До сих пор было так: «нужно было что-нибудь мелкому славянину от России - он приходит и клянчит. Выклянчит - летит и позорит того же Русского»! 11 . «Иного отношения, - говорит М.О. Меньшиков 12 , - от мелко-славянских народцев к России мы и ждать не могли. Со стороны бедных родственников никогда не ждите ничего, кроме зависти, а если вы ещё имеете глупость облагодетельствовать их хоть раз в жизни, то ничего не ждите, кроме оскорбленной жадности и желания при случае нагадить вам».

И это совершено верно.

«Бедные родственники по отношению к родственному богачу держат себя подобострастно лишь до тех пор, пока он щедр на подачки; а в душе они всегда завидуют ему и ненавидят» (А. И. Савенко).

«Славянство в мировом значении - это мы, Русские, и пока, к сожалению, никто больше. Остальные славянские племена слишком малочисленны, а главное так раздроблены, так глупо разъединены и так враждебны друг другу, что политического и мирового значения не имеют вовсе. Большинство зарубежных славян состоят под немецко-венгерско-турецким игом, и неспособность их свергнуть это иго уже доказана... Вместо того, чтобы разбить немцев, венгров и турок, западные славяне только и могли, что быть самим разбитыми своими соседями. Причин разгрома западного славянства много, но общий знаменатель этих причин - славянская слабость, славянская безхарактерность, и, как особенное горькое последствие безхарактерности, склонность к разъединению, взаимной грызне». Но всяком случае, если в славянах возможны какие-либо мечты о великодержавной роли, то они немыслимы вне России. Это со стороны национальной мощи. Что касается национальной культуры, то при всех своих бедственных условиях, Россия идет в этом отношении вперёд славянства... Во всех отношениях Россия имеет право сказать славянство - это я... Не нам приходится искать у западных славян, а им у нас» (М.О. Меньшиков).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!