Исторический очерк Русского национализма 9 страница



Но для того, чтобы еврей - рабочий был принят в среду европейских рабочих, он должен превратиться из еврейского пролетария в немецкого современного рабочего. «Препятствием тому служит не только язык еврея, но и самое существо его». Во многих предприятиях христианские рабочие и теперь ещё не выносят своего еврейского коллегу. Эта антипатия объясняется не политическим антисемитизмом, а наивным инстинктом, направленным против чужой особи неассимилированного еврея. Евреи должны культурно сравняться с другими нациями. «Пока их тон, их манеры, их одежда, их нравы раздражают их христианских товарищей, мастера, фабриканта», до тех пор между ними антагонизм. «Представьте себе только еврейских детей в собственных национальных школах, с еврейским языком преподавания? Какой дух будет господствовать в этих школах?.. Теперь еврейский народ имеет другую культуру - культуру неисторической нации, культуру людей, находившихся вне круга европейских цивилизованных народов, передававших из рода в род целый мир давно отживших мыслей, желаний, нравов... Таким путём дети еврейских рабочих были бы искусственно воспитаны в духе прошедших времен... Их, этих будущих промышленных рабочих, борцов рабочего класса воспитали бы в духе средневековых представлений, внушили бы им психологию отжившего экономического строя, сохранили бы в них жизненные привычки еврейского шинкаря, живущего среди натурального хозяйственного уклада жизни. Если же отказаться от требования особой еврейской школы, то национальная автономия теряет для еврейства всякое значение»...

Если сколько-нибудь внимательно просмотреть эти отношения австрийских социал-демократов к евреям, то окажется, что очень уж непочтительно они смотрят на этих борцов за гешефтную свободу и завзятых революционеров. Понятно, «товарищи» из евреев страшно обиделись. И вот один из них, некто Житловский, даёт отповедь Bauer’у.

«Евреи, эти кочевники высшей культуры (?), несомненно, представляют собою особенную национальность... Ни один из окружающих народов не признаёт евреев членами своей нации (Еще бы!).. Кто же они, если они не поляки, не румыны и т.д.? «Люди», - ответит интеллигентный еврей-космополит. Ответ, конечно, верный, хотя несколько не точный... Если принять этот ответ в серьёз (да кто же его в серьёз примет?), то получится, что человечество в настоящее время распадается на многие национальности и «людей», т.е. группы лиц. которые сами по себе не представляют никакой национальности, но являются, по-видимому, только исключительно вследствие того, что другие национальности непохожи на них»… (Ну, можно сделать и иное допущение...).

Что касается территории, то Житловский не может не согласиться, что это большой минус у евреев при их стремлении образовать свою национальность, и евреи уже давно заботятся о создании национального центра в автономной еврейской стране. Но ведь одна территория ещё не определяет нации. «Ведь евреи не переставали жить исторически (?) во всё время своего существования, не переставали вырабатывать своеобразную культуру и выдвигать массу талантов и даже гениев (?) в области своей собственной литературы и науки, как бы эта литература ни была различна (?) от европейской».

Bauer говорит, что культурно более сильная нация путем браков, тесных экономических и дружеских сношений будет поглощать отдельных членов меньшей нации и ассимилировать их. Это будет «мирное соревнование вместо насильственных завоеваний». Но почему же Bauer исключает евреев из этого процесса мирного соревнования (Ого!..)?.. Bauer говорит, что в настоящее время неполноправная нация не может защитить своей чести. Если кто оскорбит таковую нацию, то нация как таковая не может выступить в качестве жалобщика: нет никого, кто бы имел право жаловаться... «Не думает ли Bauer, что и еврейская нация может попасть в подобного рода положение, где ей придётся защищать, может быть, не только честь, но и имущества и жизнь своих сочленов?».

Но все это было бы ничего, если бы не «запах еврейских школ» и «жизненные привычки еврейского шинкаря»... «Еще никогда и нигде, - отвечает Ж., - из уст социалиста не сыпалось столько оскорблений еврейскому народу, не сыпалось столько плевков в народную душу (?), не втаптывалась она в грязь так, как в этих научных доводах Bauer “а. Еще никогда не делалось еврейскому пролетариату столько унизительных предложений - продать за чечевичную похлебку своё я... Старый космополитизм был по отношению к евреям куда чище и благороднее, чем новый пан-национализм Bauer”а. Этот пан-национализм (не видящий в старой психологии еврейской ничего, кроме психики шинкаря, в старой еврейской культуре, этой сокровищнице человеческих страданий и скорбных дум) есть явление новое в современном социализме, явление, с которым еврейскому рабочему классу придётся самым серьезным образом свести свои счеты»... Сводите, на доброе здоровье... Капелька правды не понравилась...

И, тем не менее, волей-неволей нужно сознаться, что евреи, несомненно, есть нация. Нация без территории, без языка, без веры, - но нация антропологическая. Она рассеяна по всему свету, но брачится только в своей среде и тем около трех тысяч лет не только сохраняет, но и закрепляет свою нацию, свою кровь. Ни новая религия, ни новые формы жизни не изменяют этих черт. Даже смешение не изменяет типа. Присмотритесь к французам, немцам, итальянцам и проч. и в очень многих из них вы увидите еврея, который часто держится в 5-10 поколениях французской, немецкой и итальянской крови.

Госпожа Ефименко права, говоря, что евреи сумели сохранить народность помимо единства языка и совсем независимо от территориальной связи... Есть ли национальность более устойчивая, чем еврейская... Но, сохраняя нацию но крови, евреи лишаются права на самобытное существование по своей рассеянности, как цыгане, и могут существовать только как механическая примесь, на правах иностранцев.

В Варшаве происходили заседания польского прогрессивного союза, на которых подвергся рассмотрению еврейский вопрос. Интересны резолюции, к которым пришёл съезд:

«Польский прогрессивный союз считает евреев (жидов) не особым народом, но лишь группой племенно-вероисповедной без развитого народного самосознания, для которого единственный способ выйти из гетто, - это усвоение европейской культуры, и так как с этим фактически связано равноправие в жизни частной и общественной, то политическая и культурная ассимиляция.

1) Жаргон (т.е. еврейско-немецкий язык) не может считаться народным еврейским языком.

2) Ассимиляция политическая есть необходимое условие мирного сожития поляков и евреев. Поэтому обязанность польского и еврейского общества - энергически бороться с еврейскими группами, которые стоят за принцип еврейского народного эгоизма, равнодушия или противопоставления интересам польского народа. Евреев ополяченных считаем братьями, а отличающих себя евреев считаем элементом чуждым и в известных отношениях, и условиях враждебным.

3) Ассимиляция культурная, основанная на знании и любви к польскому языку и литературе, и польским учреждениям, должна производиться только средствами культурными - споспешествованием распространению польского языка среди евреев, основанием начальных общих школ для детей польских и еврейских.

4) Прогрессисты, признавая свободу совести и равноправие исповеданий, считают необходимым поддерживать старания еврейских масс освободиться от уз фанатизма и предрассудков.

5) С целями уменьшить нищету еврейских масс - должно содействовать эмиграции и поддерживать старания уничтожить черту оседлости.

6) Независимо от всех теоретических и искусственных политическо-общественных конструкций, создаваемых еврейским национализмом, мы полагаем, что польский народ никогда не дозволит деление своей земли и своей организации между равноправными польско-еврейскими сторонами и что он будет всегда достаточно силён для победы над такого рода стремлениями».

Итак, от евреев требуют полного слияния с поляками. Вот что значит термин: «поляк Моисеева исповедания».

А вот Варшавская газета «Dzien» печатает десять заповедей, которых польское общество должно держаться в отношении евреев:

1) Ни в каком случае не протежировать магазинам и ничего не покупать в них, посещая лишь исключительно польские фирмы.

2) Не отдавать евреям в наём ни лавок, ни квартир.

3) Не продавать евреям домов, имений и не отдавать их в аренду.

4) Избегать, насколько возможно, сношений с евреями в торговле, промыслах и на фабриках; чтобы совершенно вытеснить евреев из этих отраслей промышленности, необходимо организовать кооперативы.

5) Организовать, где только можно, наплыв евреев, имея всегда в виду интересы своей нации.

6) Стараться завладевать всеми местами, которые могли бы быть заняты евреями, и стараться всеми возможными способами обходиться без услуг еврейства.

7) Помнить, что только небольшая кучка евреев, проклинаемая жаргонной печатью, солидарна с интересами польского народа.

8) Помнить все выступления евреев против поляков и польских интересов.

9) Помнить всегда, сколько порчи внесло еврейство всюду, - в широко распространенную торговлю живым товаром, мошенничества при личных сношениях, куплю и продажу домов, которых теперь в руках евреев в Варшаве три четверти.

10) Основывать дешёвые лавки, облегчать кредит, побуждать к борьбе с еврейством широкие массы народа, указывая на вред, который евреи причиняют нам.

 

 

IV

Народности России 1

 

Государство, известное под именем Российской Империи, создано Русскими славянами, потомками скифов и сармат. На его создание работали только одни Русские, - а не поляки, не грузины, не финны и др. народности России. Созидательница Русского государства - Русская нация, а потому эта нация по всем божеским и человеческим правам должна быть господствующей нацией, держащей в государстве власть, управление и преобладание или державной нацией. Все остальные нации, как вошедшие уже в готовое государство, как присоединенные к нему державной нацией, должны быть ей соподчиненными.

Поэтому говорить о равных правах в государстве всех членов государства различных наций - едва ли правильно и справедливо.

Кто больше потрудился для создания государства, тот имеет в нем наибольшие права на господство и власть. Из остальных наций только те имеют равное право с господствующей державной нацией, кои всей душой проникнутся интересами и культурой державной нации и станут её истинными детьми. Только тот, кто слился кровью и духом с Русским народом, кто боролся в его рядах за его национальные задачи и стал потомственным пайщиком великого культурного исторического наследия, имеет неоспоримое право Русского гражданского равноправия.

Говоря о господствующей народности, невольно является вопрос: а как же быть с разновидностями нации: малороссийской и белорусской? Эти разновидности - только лишь оттенки проявления жизни одной основной нации - Русской. Русский язык есть основной государственный и школьный язык во всех уголках государства. Все Русские разных оттенков должны уметь говорить, читать и писать по-Русски, - но никогда никто не может иметь ничего и против того, чтобы малороссы уметь говорить, читать и писать на своем наречии, а белорусы - на своем. Костюмы, нравы и обычаи Малороссии и Белоруссии - иные, чем в России, но они им сродны, а потому должны быть всюду и при всех условиях допустимы, равно как и костюм Русских и их нравы и обычаи близки и родственны и малороссам и белорусам. Россия слишком велика. Всем нам общи основные черты, - мелочи же не разделяют, а только обогащают разновидностью.

Напрасно говорить о сепаратизме малороссов. Это - бред или юных, или глупых голов. Правда, в последнее время в немалом числе появились в Малороссии австрийские наемники, сеющие слабосильные семена малороссийского сепаратизма. Мало того, мы даже поливаем этот наемный сепаратизм своим благодушием и терпением, - но и это наносное зло не помрачит здравого смысла малороссов. Напрасно говорят и о непонимании малорусского языка Русскими. Это не понимают малорусского языка Грушевского, - но его не понимаем и мы, и малороссы (Проф. Грушевский - польский еврей, навязал малороссии выдуманную литературу и такой же язык, не имеющий ничего общего с языком Тараса Шевченко. Сам же Грушевский жаловался, что такую украинскую речь сами украинцы не желают. - Ред.).

Россия включает в себе около 150 наций. Невольно возникает вопрос: как она будет относиться к этим соподчиненным нациям? Разумеется, не одинаково, в зависимости от их национального, социального и политического положения. Есть нации, которые в культурном и политическом отношениях стоят довольно высоко, и своим отношением к России заслужили благожелательство, есть нации, которые стоят на уровне первобытных народов. Эти нации представляют собою различные ценности и потому вызывают различные отношения: к более культурным относятся: поляки, армяне, грузины, финляндцы и проч.

 

Поляки. Ближе к нам и по крови, и по культуре стоят поляки. Они, как будто бы, даже наши братья по крови, славяне. Их литература стоит довольно высоко. Их культура в некоторых отношениях равна Русской. Их жизнь понятна для Русских. Отличие в религии. Поэтому сближение и сроднение с поляками не невозможно, хотя в настоящее время стоит далеко от осуществления. Тому виною сами поляки.

Для лучшего понимания действий поляков, я позволю коснуться психологии этой нации.

Проф. К.Н. Ярош2 говорит: «Известная горячность польского темперамента придаёт струнам души высокий напряжённый строй. В силу этой напряженности, все чувства получают чуткую отзывчивость на внешние воздействия. Радость и горе, любовь и ненависть звучат здесь полными звуками, переходя нередко даже в аффектированный тон: чувство чести, французской point d’honneur, становится здесь гонором и щетинится иглами кичливости, самохвальства, надменности и забиячества. Легкая возбудимость и экспансивность польского характера освещает многие исторические сцены искусственным, «бенгальским» светом... Эмоциональность поляков сообщает замечательную страстность их надеждам и опасениям. Открывшаяся известная перспектива, мерцающая вдали приманка совершенно захватывает их и неудержимо увлекает вперед... Столь же велика страстность поляков и в их опасениях: лишь только в душе их водворилось недоверие, тот час же начинается преувеличенная тревога, лихорадочное безпокойство по самым ничтожным причинам, вечная подозрительность ко всем и ко всему. Они видят повсюду интриги, козни, шпионов, изменников и начинают сами подводить контрмины. Сильная восприимчивость к внешним впечатлениям сообщает полякам легкость перехода от чувства к чувству, от сабельного удара к дружескому поцелую, от геройского подвига к излишеству в утехах жизни.

Это свойство давало многим моралистам повод уличать поляков в легкомыслии, но этим же самым свойством придаётся польской жизни и истории окраска добродушия... Неустойчивость чувства обращается в страстную стойкость, если причины не перестают его подновлять. Тогда любовь разгорается до пламенного обожания, а ненависть обращается в неумолимую и неустанную злобу... Живость чувств, естественно, обусловливает собою высокий подъём воображения... Но та же живость чувств и то же воображение вносят в прозаические жизненные отношения нежелательный колорит фантазерства и легкого уклонения от истины...

Духовная природа славянина рассматриваемой отрасли одарена талантливостью, сердечной глубиной, сложным и богатым душевным строем, способным чутко отзываться и на громкий клич, и на самым тихий зов добра и красоты».

Н.И. Костомаров утверждает, что у поляков «чувство господствует над рассудком».

Это одна психологическая картина. А вот и другая. А. Подвысоцкий 3 говорит следующее: «Сознание монархической идеи и дух своевольной анархии, благоговение пред величием и оскорбительное к нему недоверие, безпредельная гордость и раболепное унижение, геройское самопожертвование и своекорыстное честолюбие, христианская идеи братства и дух сварливой междуусобицы, глубокое религиозное чувство и в то же время фанатическая нетерпимость, - вот общие черты добродетелей и пороков, при взаимной борьбе которых пала Польша»...

Польский народ «потерял всякое единодушие до того, что между поляками нельзя найти двух людей, согласных между собою. Продажные, испорченные, легкомысленные, вздорные, деспоты, прожектеёры, предоставляющие свои имения в управление жидам, которые сосут кровь их подданных и платят за то очень мало: вот вам живой портрет поляков»,4 - говорит Императрица Екатерина II.

Поляки между славянами занимают особенное положение. Все славянские народности, более или менее открыто и настойчиво проповедуют и проявляют склонность к национальному сближению и объединению. Одни поляки среди славянских народов являются изменниками славянскому племени, его предателями и явными врагами. Сколько раз и в Венском, и Берлинском парламентах поляки продавали интересы славян и открыто выступали против славян же... Что открыто делалось в парламентах, то же открыто проявляется и в жизни. В жизни поляки являются открытыми и явными врагами славянского племени. Такими угнетателями они были и есть в России малороссов, белоруссов, литовцев и проч. Вместе с этим они вступили в союз с врагами Христа и всего человечества – евреями, или поляками Моисеева Закона, совместно давя других славян и высасывая из них кровь. Вспомним времена гайдамак, Гонты и др. защитников Русской народности и православной веры... Да стоит ли так далеко ходить... Что у нас теперь делается в Белоруссии, Подолии, Волыни, в Холмщине... А ещё и того ужаснее и безчеловечнее отношение поляков к Русским в Галиции и Угорщине...

«В селе Грабе власти (польские) не разрешили православного богослужения на том основании, что оно совершается при зажженных свечах и угрожает деревне опасностью пожара...

В селе Тележе в сочельник Рождества Христова бой барабанов огласил это мирное село, причём староста объявил жителям, что власти оштрафуют каждого, кто осмелится пойти в эту ночь на богослужение в часовню. Когда священник Илечко в 4 часа утра по местному обычаю начал богослужение, жандармы окружили православную часовню, оттесняя от неё крестьян и отправляя их группами по этапу в униатскую церковь. Крестьян, собравшихся с вечера, а также и певчих жандармы насильственно вывели из часовни, таща их сзади за одежды и приставив штыки к груди. Отцу Илечку приказано, чтобы он немедленно прекратил богослужение или запер часовню. Когда же собравшийся народ, около трёхсот человек, заступился за своего пастыря, жандармы прикладами ружей стали избивать крестьян, налегая особенно на женщин. Три женщины ранены штыками в грудь, крестьянину же Якиму Щербе нанесли опасную рану прикладом в голову. Крестьяне простояли 4 часа во дворе в снегу, на ветру и на морозе всё время, пока в запертой часовне о. Илечко с одним причетником совершал богослужение. Утром явился из уездного города Сокаля правительственный комиссар, запечатал православную часовню и запретил о. Илечку принимать в своем доме крестьян под угрозою немедленной высылки».

Как вы думаете, господа, когда и где происходили эти сцены, - во времена Гонты, Остряницы, Дорошенка?.. Нет, в 1911 г. под Рождество в Австрии...

При таком отношении поляков к нашим братьям, Русским, можем ли мыслить хотя минуту о допущении поляков к равноправию?.. Можем ли мы хотя минуту думать, что это культурные люди, а не башибузуки... Кстати заметить, что во все воёны России с Турцией за освобождение славян от турецкого ига, польские легионы тоже всегда участвовали, но только всегда добровольно со стороны турок. Видимо, у поляков в крови особенное тяготение к башибузукам, ибо даже в последнюю войну Италии с Турции в Польше раздался клич о составлении легионов для помощи турками против итальянцев-католиков.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!