Исторический очерк Русского национализма 10 страница



Можем ли мы говорить с этими людьми о братстве...

Нет слов, за порабощение наших Русских братьев поляками в России виновны, преступно виновны, прежде всего, мы сами, Русские. Нет слова оправдания тем Русским, кои позволяли и помогали закрепощать полякам наших братьев Русских в России. Но пускай и поляки не забывают, что пока они будут давить Русских,как в пределах России, так и вне оных, - братства и равноправия между нами быть не может.

Тогда только можно будет мыслить о равноправии, когда Белоруссия, Холмщина, Волыния, Подолия и другие подавленные поляками части освободятся от польского ига и станут Русскими. Тогда только можно будет мыслить о равноправии с поляками, когда и в Галиции и Угорщине поляки установят равноправие с Русскими. Ныне же можно только удивляться, как поляки ещё не отдают в Австрии в аренду Русских православных церквей жидам... Жиды-арендаторы найдутся... Да и паны поляки не далеки от того, чтобы вспомнить старину... Плохо же будет, когда рядом с этим воскреснут и гайдамаки...

Во избежание польского засилья в Белоруссии мы немедленно должны ввести в Белорусский костел богослужение на Русском языке. Мы должны немедленно дать белорусским костелам Русских ксендзов. Мы должны немедленно устроить Русскую католическую семинарию, где бы могли образоваться Русские ксендзы. Тогда немедленно, в один миг падет влияние поляков в Белоруссии и Белоруссия воистину станет Россией и свергнет с себя польское да и жидовское иго.

Поляки всеми способами старались и стараются выжить всех Русских из Польши... Польша для поляков. Благо. Не пора ли и Русским образумиться и попросить господь поляков - врачей, адвокатов и других свободных профессий отправиться в свою Польшу и там практиковать. У нас, славу Богу, достаточно и врачей, и адвокатов своих Русских. Да и нашим Русским пора образумиться и помнить, что Русские врачи и Русские адвокаты нам, Русским, немножко ближе, чем поляки, - и не лучше ли, в случае нужды, обращаться к нашим, а не к чужим. Что это бойкот? О нет, не бойкот, а только благоразумие и осмысленность. Поляки давно объявили нам бойкот, и мы молчали и терпели. Мы же должны не бойкотировать, а только взяться за ум. Г.г. же полякам нужно помнить, что Русские с ними ссориться не желают, но вместе с тем Русские перестают быть столь сентиментальными и уступчивыми, как были прежде, - и открытыми глазами смотрят на проекты и политику поляков по отношению к Русским. Ею же мерою мериши, тою же и возмерится.

Я совершенно согласен с М.О. Меньшиковым 5 , что мы сделали большую ошибку, присоединив к себе Польшу. «Воображая усилить себя, мы до крайности ослабили себя. Под видом «братского» славянского народа мы ввели под свою крышу закоренелого врага, врага тысячелетнего, который в течение давних веков угнетал западную Русь и который в этом угнетении привык видеть историческое свое призвание. Россия до раздела Польши развивала свою титаническую силу на одном начале: национальной чистоты своей, национального единства и свойственного единству единодушия… Старая Россия имела одно Русское племя, одного Бога, одну веру, один язык, одно Отечество, одну органически родную культуру, пафосом которой была страстная любовь к Родине… С крушением старой Русской аристократии мы начали тратить силы великого племени на безумную защиту чужих интересов, презирая собственные. Мы доверчиво ввели в родные стены заклятых врагов своих, не подозревая, что отныне вся их цель будет состоять во внутреннем предательстве, внутреннем и внешнем разрушении России. Аристократии польской, заслужившей свои титулы на многовековом причинении вреда России, мы сохранили эти титулы и слили её со своей аристократией. Вместе с польскою ненавистью мы ввели в организм свой и ту проказу, которою эта страна страдала – паразитное жидовское племя. Поистине самоубийственным для нас был захват Польши...»

Русские должны твердо и настойчиво идти в отношении к полякам, пока не добьются своего,- а тогда уже можно будет говорить о братстве и сближении.

Я глубоко убеждён, для всех нас было бы лучше произвести обмен Польши на Галицию и Угорщину. Быть может, поляки с Пруссаками и австрийцами сжились лучше. А быть может, они тогда вспомнили бы и о России – более человеколюбивой.

В последние годы стали раздаваться чаще и чаще польские голоса в пользу примирения поляков и Русских. В большинстве эти голоса неискренние и скрывают за собой очень высокий куртаж.

Вот один из них, более искренний. Для этого примирения требуется: «справедливое и разумное отношение Русских правящих сфер и Русского общества к польской народности и римско-католической религии – сохранение национально-племенной жизни, обезпечение национально-племенного существования. Поляки, получив законное удовлетворение потребностей своей народности и полную гражданскую равноправность с Русскими, вступят в новую жизнь народно-общественную и да понесут свой посильный труд, свой разум, своё знание и свой гражданский опыт на дело и благо своего политического центра… Поляки, сделавшись действительными настоящими гражданами, да пребудут навеки верными своим гражданским обязанностям. Поляки, ставши на основе гражданского равноправия настоящими и живыми членами государства и общества, да содействуют укреплению силы и единства Империи...»6 Очень мило. Но пусть поляки сначала докажут свои фактические заслуги в этом направлении, а тогда уже мечтают и о равноправии. Не такими показали себя поляки в 1905 г. в Холмском вопросе, земстве западных губерний и проч.

Гораздо фальшивее говорит граф Корвин-Милевский 7 . Презирая и обливая грязью литовский революционный народ, Корвин-Милевский требует для литовских дворян равноправия с Русскими дворянами. При этих условиях литовские дворяне станут грудью у престола Русского императора. Благо. Но престол Русского императора стоит очень-очень крепко на безпредельно преданном стомиллионном Русском народе с его дворянством во главе и на преданности большей части 50 миллионов поданных ему народов. И эта преданность зиждется не на искании равноправия. Русские дворяне владеют правами на основании моря крови, пролитой их предками в защиту и строение России. Русские дворяне пользуются правами и ныне, отдавая свою жизнь на служение защиты Царя, Веры Православной, матери России и её родного языка и культуры. А г. Корвин-Милевский требует равноправия литовскому дворянству с Русским с «сохранением веры католической, польского языка, особой польской культуры у литовских дворян»… Таким образом, литовские дворяне, предки которых изменили Вере Православной, России и Русскому языку, теперь требуют равноправия с Русским дворянством, оставляя за собою право быть польскими дворянами. Русские дворяне, имея великую честь быть детьми великой и славной родины России, за свои права несут и обязанности трудные и великие водворения национализма в народе, внедрение Русской веры, Русского языка, любви и преданности к России, её истории, её культуре и всему Русскому… И этот долг несётся дворянством с великим самопожертвованием повсюду и особенно на окраинах, - а литовские дворяне стремятся получить равноправие без всякого труда.

 Не нравится г. Корвин-Милевскому и современный Русский национализм, и он рекомендует «умному» и «сильному» правительству «держать его в ежовых рукавицах и иногда энергично подавлять во имя справедливости»…

Как эти паны любят гнёт и ежовые рукавицы то во имя славы Божьей, то во имя справедливости… Ежовые рукавицы, право, не хороши, как в руках графов, так и в руках гайдамак…

Поляки, как и все инородцы в России, иногда только могут рассчитывать на равноправие в России, когда они на деле докажут, что они прежде всего Русские, а потом поляки, армяне и проч.

 

Армяне. Русские с армянами имеют дело с тех пор, как Русских судьба занесла на Кавказ. В последние столетия армяне стали коммерсантами, и в этом отношении во многом напоминают жидов. С завоеванием Кавказа Русскими, армяне в большом числе, больше 600000 вступили в Русское подданство. Не легко жилось армянам и на Кавказе, и в Турции, и в Персии. Их безпощадно и грабили, и резали. С появлением на Кавказе Русских армяне вздохнули. В Русских они нашли защиту. В Русских они нашли опору. Нужно правду сказать, очень часто и армяне являлись верными сынами своей родины и помогали Русским в войнах не только за страх, но и за совесть. Имена Вани Ованесова и др. нигде не забудутся Русскими – и Русские всегда относились к армянам дружески и братски. Ещё недавно 40000 армянских семейств приняты были из Турции, когда там началась поголовная резня армян, в Россию, и отплатили они нам весьма подло.

Сначала дело шло, как будто, и в пользу Русских. Составилась партия «Дашнакцютюн», которая в начале имела в виду борьбу с турками. Этим способом мы приобретали себе союзника против турок не только в России, но и в самой Турции. А мы знаем по-прежнему, что армяне могут быть хорошими разведчиками и шпионами, не хуже жидов, - да и в борьбе они бывали надежными союзниками. Бывали измены, бывали вероломства со стороны армян и раньше, но всё-таки эти отрицательные качества проявлялись слабее, чем у жидов.

Но вот наступило XX столетие. Армяне стали ярыми националистами. Они стали искать своей Армении. Они вообразили, что уже нашли её. И в своём увлечении перенесли деятельность дашнакцютюна с Турции и на Россию. Начались убийства. Начались экспроприации. Пускай благодарят Бога, что Русские в это время не поступили так, как могли бы поступить. К сожалению, ни Русские, ни армяне не научились прошлым. Во время польского восстания, точнее, восстания шляхты, польские хлопы, быдло, восстали тоже, но восстали не за поляков, а против поляков, за Россию. Началось поголовное истребление польских панов простыми хлопами. И скоро польское восстание было усмирено, - и не Русскими войсками, а хлопами. Было бы оно усмирено основательно, ибо от панов осталось бы только одно воспоминание.

Русские войска выступили против «взбунтовавшихся» хлопов в защиту польских бунтовщиков и повстанцев… Вы скажете, это глупо?.. Мало ли наши паны делали глупостей…

Так и в восстание армянского дашнакцютюна на Кавказе стоило только пустить свободно живущих там татар, и от армян осталось бы одно воспоминание… Но на Кавказе жил армянский батько… Да и то правда. Между армянами было гораздо больше несчастных, чем бунтарей и разбойников. Сами своих армяне грабили так, что теперь трудно сказать, кто больше презирает дашнакцютюнцев – Русские и татары, или сами мирные армяне.

Вскоре сами дашнакцютюнцы увидели, что дело их проиграно. В 1906 г. на съезде в Эчмиадзине они решили, что отказываются от идеи самостоятельной или автономной Армении в виду отсутствия для этого подходящей территории, вместе с тем они решили отобрать от церкви её имущество с тем, чтобы обратить его в общий народный фонд. Этим самым дашнакцютюнцы явно пошли по пути революции и окончательно восстановили против себя всё мирное торговое и сельскохозяйственное население. Добрые отношения нарушились. Зато появился на сцене террор. Разлад ещё больше усилился, когда были обнаружены подряд две довольно крупные растраты, произведённые распорядителями имуществ. Пришлось самим армянам просить Русские власти найти виновных и охранить от растраты имущество. Мало того, мирная масса армянского населения ныне открыто порвала с дашнакцутюном и решительно отвергла и осудила его выступления против Русских. Армяне стали успокаиваться. Возможность восстановления прежних отношений с Русскими предвидится. Но еще далеко до полного примирения и успокоения. Армяне слишком поставили себя сепаратно. Они образовали свои кружки врачей, адвокатов и строго требуют, чтобы армянская масса не смела пользоваться услугами инородных специалистов. Благо. Тем хуже для армян. Армяне далеко ещё отстоят от Русской культуры и Русского образования, и замкнутость в самих себе едва ли пойдёт им на пользу. Вместе с тем, пускай же они не пеняют и на Русских, что те не допускают их к равноправию. Прежде это было ещё возможно, - и теперь чем больше армяне будут замыкаться в самих себе, тем хуже для них. Напрасно они тоже стараются войти в сношение с Европой через головы Русских. Европа их не примет. А Россия не имеет нужды сама стремиться к сближению. Никто их религии не трогает. Никто их литературы не запрещает, если она не преступна против государства. Никто им дома не запрещает говорить по-армянски. Но пускай они помнят, что Армении нет, а есть Россия, и они дотоле не будут Русскими, пока не станут Русскими.

 

Грузины. Теперь очень часто можно слышать с великим форсом произнесенные слова:

«Мы, грузины, люди вольные. Мы по своей воле присоединились к России, и так обращаться с нами, как с нами обращается Россия, более чем непростительно…»

Две грубые наглости… Наглости, объясняемые частью нашим полным невежеством в области истории России вообще и в особенности в области истории присоединения Кавказа.

Кто хотя мало-мальски знает историю присоединения Кавказа к России, тому известно, что уже полтысячи и более лет Грузия была несчастнейшая страна. Она буквально была разрываема и опустошаема безбожно. С одной стороны, её жгли и разоряли персы, с другой – также разоряли и увозили в плен, особенно женщин, турки, с третьей – лезгины и другие хищники совершенно опустошали её. Горе Грузии было так велико, что ещё при Федоре Иоанновиче царь Александр просился под подданство Москвы. Царь Михаил Феёдорович также имел новое предложение. Была посылаема и помощь Грузии. Но Грузия была так бедна и так слаба, что не в состоянии была даже содержать маленьких Русских отрядов. 8

Великий Пётр также был на Кавказе и воочию увидел, что Грузии от нас польза, а нам от Грузии, как от козла молока. Во время Турецкой войны при Екатерине II наши отряды имели дело с турками и на Кавказе, причём при заключении мира Екатерина вставила пункт: «торжественно и навсегда Блистательная порта отказывается требовать дань от Грузии отроковицами, а также и всякого другого рода подачки»...

Ведутся настойчивые переговоры о принятии Грузии в подданство России и при императоре Павле. И только Александр I, после долгих колебаний и нежелания соглашается наконец на принятие Грузии в подданство России. «Не для России присоединяется сей народ к Империи, - говорит Императорский рескрипт, - но собственно для него, - не наших польз мы в нём ищем, но единственно его покоя и безопасности». И это была истина.

И после этого говорить о добровольном присоединении.

Но и этого мало. Присоединяясь в силу крайней, неизбежной, неустранимой необходимости, царь Георгий загибает такие условия присоединения, с которыми бы следовало его преспокойно попросить «пожаловать вон»… Вот эти условия:

«1. Его Высочество, Царь Георгий грузинский, кахетинский и прочих, вельможи, духовенство и народ его желают единожды навсегда принять подданство Всероссийской Империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняется российскими подданными. 2. Всепокорнейше просить, чтобы при вручении царства его был он оставлен, а по нём и наследники его на престоле с титулами царей, добровольно подвергши себя и царство своё подданству Всероссийской Империи, и иметь им, царям, главное в своём царстве правление по тем законам, кои от высочайшего двора должны быть имеют. От себя же им без особого повеления никаких законов не вводить. 3. Для настоящего и действительного сего узаконения и приверженности подданству царь просит к доказательству верности своей всемилостивейше определить ему жалование и содержание (Разумеется, из Русского казначейства?) и пожаловать в России деревни (Это царю-то? Русские деревни, видимо, лучше грузинского царства… Разве это не опереточный царь?!..)… Доходы же царства грузинского царя как подданный представляет в полную власть государя Императора обратить, как благоугодно, на содержание войск и на другие тамошние надобности, как то: к обращению тамошних земледельцев в вящую любовь и приверженность своему Государю Императору всемилостивейше дать, насколько лет благоугодно будет, льготу в податях (значит, грузин избавить от податей, а жалованье царю, содержание войска и государственные расходы возложить на Русских… Хорош гешефт!). 4. По принятии во всероссийское подданство царя и царства его на первое время необходимо нужно в тех местах иметь до 8000 человек войска, коими занять все те места, где за благо принято будет главноначальниками тех войск к защищению от соседних бродяг (хорошо царство, что само себя не может оградить от соседних бродяг); также нужна принадлежащая к оным артиллерия и с прочим орудием»… и т.д. и т.д. Словом, выходило так, что как будто не Грузия ничтожество, ищущее защиты у России, а наоборот…

И, тем не менее, Россия, наивная и добродушная, как всегда, приняла эту терзаемую Грузию и защитила её.

Мы знаем добровольное присоединение Иеретии, Мингрелии и Гурии… нашими войсками.

Впрочем, Гурия была присоединена без кровопролития, но только не добровольно и с огромным пролитием Русской крови за спасение грузин. Вот письмо главнокомандующего Русскою армией князя Цицианова владетелю Гурии князю Мамии Гуриели:

«Так как царство Имеретинское имело счастье вступить в подданство Всемилостивейшего Государя Императора, то и провинция Гурия, без всякого сомнения, долженствует, по всегдашней зависимости от Имеретии, считая и ныне в равной от неё зависимости, быть также в подданстве всероссийской державы, с каковым вступлением поздравляю Вашу светлость, яко верноподданного России»... Коротко и ясно.

И вот, после всего того, что Россия потеряла десятки тысяч своих сынов в Грузии, Имеретии и проч., пролила море крови своих детей, затратила миллионы денег за благоденствие всех этих разного рода грузин, мы, в конце концов, получили в нашу Государственную Думу разных Гегечкори, Чхеидзе и проч., кои накидываются на имя и честь России, как злейшие ее враги... Не стоит ли после этого пожалеть, что Россия напрасно защищала всех этих злодеев… Не лучше ли было бы, чтобы их тогда же поголовно вырезали лезгины, турки и персы, а жен и девиц их продали на базарах Стамбула в гаремы…

Нам говорят, все эти Гегечкори, Чхеидзе и проч. выбраны под угрозою браунинга… Да что же их выбирали дети или мужи…

О равных правах они могут говорить тогда, когда заслужат их…

Финляндцы требуют себе не равных прав с Россией, а несравненно больших. Они требуют полного равноправия, и даже господства, без обязанностей. И то благо.

До смутного времени и царствования Михаила Фёдоровича почти вся Финляндия принадлежала России, особенно вся прибрежная часть её. Царю Михаилу Фёдоровичу пришлось залечивать раны и язвы лихолетья. Был нужен мир. Дорогою ценою доставался ей этот мир. Мир со Швецией обошёлся лишением Финляндии и всего побережья с Невою, Копорьем и проч.

Великому Петру удалось оторвать у Швеции многое. Нарва, Копорье, вся Нева и Выборг отошли к России. В царствование Александра I как компенсация военных подвигов досталась нынешняя Финляндия в собственность и державное обладание Российской Империи. Так как Финляндия досталась России в собственность и державное обладание, то и та часть Финляндии, которую раньше войною же Пётр I приобрёл в собственность и державное обладание, в силу одинаковости культуры и национальных свойств этих частей была объединена с приобретенною в 1808 г. Но обе эти части были одинаково собственностью России при сохранении их национальных областных свойств.

В дальнейшем финляндцы, точнее, финляндские шведы сумели примазаться ко Двору и путём фальшивых докладов успели добыть себе такую массу льгот, что в последнее время осмелились возмечтать о полной независимости и державной самостоятельности Финляндии. И такую претензию обнаружили не только те финны, кои были завоеваны Александром I, но и те, кои были завоёваны Петром I.

Когда в силу политических и стратегических соображений правительство решило выделить из Выборгской губернии две волости к Петербургской губернии, то финны подняли гвалт, как будто Россия осмелилась покуситься на их фанфаронные державные права. Пущены были бутафорские громы, и Россия посажена была на мировую скамью подсудимых.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!