Исторический очерк Русского национализма 6 страница



Элемент, связующий членов державной господствующей нации, её цемент, её одушевляющее и одухотворяющее начало - это национальное чувство. Но кроме национального чувства есть ещё второй, объединяющий и связующий отдельных членов народа элемент, - это национальное сознание.

Основа национального сознания - личное самосознание. «Познай самого себя» - это первый лозунг каждого образованного человека, и в тесной связи с ним должен идти второй лозунг - «Познай свою родину», - говорит Стриндберг. Национальное сознание есть сознание факта сходства моего с моими соотечественниками в известных общих физических качествах языка, веры, обладания известными культурными ценностями, участия в образовании этих ценностей на благо нации, и познание того, что я этими качествами отличаюсь от других наций. Национальное сознание свидетельствует, что я нашёл связующую меня с нею общность характера, культуры, общность исторической судьбы, определяющей и мою личную особу. Нация есть то целое, в котором и я составляю нечто. Это величина, составляющая нераздельное целое с моим существом. Представление о моей нации всегда сочетается с моим я. Кто позорит свою нацию, тот позорит самого себя. Величие моей нации есть слава и честь моя собственная, ибо нация существует только во мне и во мне подобных. С теоретической точки зрения, национальное сознание есть признание того, что я и мои соплеменники являемся плодом одних и тех же естественно-исторических факторов. «Национальное самосознание есть сознание самого себя как части своей нации... Это то же, что чувство собственного достоинства у отдельного человека» (Виктор Строганов4 ). Весьма важно, чтобы это сознание было всеми связано с сознанием личного участия в строении культурного уклада Родины на благо этой Родины. Без этого последнего только возникают те эпидемии казнокрадства, мошенничества, воровства, которые нам приходится наблюдать в последнее время на нашей Родине. Естественно, что национальное самосознание возможно только в том случае, если нация вышла уже из доисторического состояния и стала на путь культуры и исторического бытия. Национальное сознание делает нацию сознательно движущей силой человечества и, в частности, политической деятельности.

Даже в одном и том же государстве национальное сознание далеко не всегда развито в одинаковой степени. У народов, начинающих жить самостоятельной сознательной жизнью, только интеллигентные классы проявляют национальное сознание, - низший же класс, народная масса живет национальным чувством и стоит далеко от определенного национального сознания.

Таким образом, громадная разница лежит между национальным чувством и национальным сознанием. Национальное чувство есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное сознание - акт мышления и вытекает из бытия нации. Сплошь и рядом национальное сознание зиждется на почве национального чувства, но оно не самобытно и является сознательным последствием первого.

Вот что говорит о национальном чувстве представитель социал-демократической австрийской партии Otto Bauer:

«С чувством любви к моей нации пробуждается во мне не мнимая или действительная общность интересов с моими соплеменниками, а познание общности характера, познание того, что национальность есть ни что иное, как форма моей собственной индивидуальности. Себя самого люблю я, так как во мне живёт инстинкт самосохранения, - нация же представляется мне ни чем иным, как частью моего я. Национальная особенность воплощается в моём характере, - вот почему я люблю нацию. Поэтому любовь к нации не есть какая-нибудь нравственная победа, результат нравственной борьбы, которым я мог бы гордиться, а только проявление инстинкта самосохранения, любви к самому себе, каков бы я ни был вообще, - любви, распространяющейся на всех тех, с которыми меня связывает общность национального характера. Если я считаю ценной индивидуальность моей нации, какова бы она ни была вообще, то отсюда вытекает воля к сохранению этой национальной самобытности. Это будет политика, стремящаяся к сохранению национальной индивидуальности».

Национальное сознание есть проявление «сознания самого себя как части своей нации, и так как «никто же себя возненавидит», то в силу этого каждое сознательное я относится с чувством уважения к своим прошлым историческим судьбам, к своей настоящей культуре и политике и своим будущим планам и пожеланиям. Это есть акт интеллектуальный и только реактивно освещённый чувством.

Национализм можно различать личный или индивидуальный и массовый. Личный индивидуализм есть национализм, присущий природе каждого человека, - массовый партийный национализм отличается от индивидуального только тем, что проявляется объединением чувств, мыслей и желаний отдельных лиц в большом едином целом.

Слово национализм можно понимать в двояком смысле: широком и узком. В широком смысле национализм - духовное веяние, течение, направление в данном народе, имеющее целью и задачею поднятие и совершенствование блага данной нации. Это и будет национализм массовый, партийный. Национальная партия в государстве есть партия, имеющая своею главною задачею, своим стремлением, своею деятельностью, - благо, славу, силу и честь державной, господствующей в государстве нации, также благо и тех соподчиненных наций и народов, кои всецело сливаются с державною нацией, данное государство считают своей родиной, своими Отечеством и заботятся о его величии и совершенствовании.

Очень интересное и красивое определение национальности дает М.О. Меньшиков5 . «Национализм есть независимость от всего. Национализм есть освобождаемая энергия народная, самостоятельная и самодержавная в своем труде». И это определение национализма совершенно верно, если рассматривать национализм как проявление массовой энергии духа. Действительно, все истинные националисты вмести с тем и великие труженики. Нации наиболее национальные в то же время и наиболее трудолюбивые. «Сыновья лордов в молодые годы едут в колонии, за океаны, к антиподам в поисках живого и тяжёлого труда, в поисках состояния обезпечивающего в их глазах жизнь джентльмену. В Англии аристократический, т.е. вопреки ходячему предрассудку, - рабочий тип, деятельный, отважный, - ему противопоставлен плебейский, ленивый, паразитный тип, преобладание которого ведёт к гибели некоторые великие страны Европы. Примером истинно национального юноши берите любого из великих тружеников, которые в Англии и Америке вышли из нищеты и достигли вершины славы»...

Но в русском национализме нужно отличать и еще одну особенность. Стомиллионная русская нации в течение тысячи лет жила главным образом трудом и потом, кровью и телом простого, русского народа. В течение тысячи лет этот народ главным образом проливал свою кровь. На его костях строилось Русское государство. Его трудами питались все граждане. Его жизнью достигнуто могущество и величие России. Между тем, этот народ в течение тысячи лет был только рабом. Императрица Екатерина уничтожила для него позорное звание раба, но это не мешало ей закрепостить более миллиона русских различным русским и инородным магнатам. Только Император Александр II дал свободу закрепощенным. Император Александр III всю свою жизнь посвятил улучшению благосостояния русского народа, и только Император Николай II признал в нем права гражданина и призвал к участию в строении государства. Но тысячелетнее рабство тяжелым гнетом отразилось и на физическом, и на душевном лице русского крестьянина, русского народа. Долг, великий долг, неоплатный долг русской национальной партии заботиться о благе, счастье, величии, мощи и сознании всей русской нации, но паче всего и первее всего - о благе, счастье, величии, мощи, сознании и праве русского крестьянина, русского народа. Русский народ - это мощь государства, это сила государства, это величие государства. Русская национальная партия первее всего должна стать народною демократическою партией, и только в таком случае она будет иметь право называться национальной партией.

Давно уже русская интеллигенция отреклась от своего народа и знается с инородческими сепаратистами, а русское общество занимается русским народом больше после сытного обеда за чашкой кофе или за сигарой. И то, и другое или позорно, или безплодно. Не то нужно на деле и не то даст плод. Вспомним А. Хомякова6 : «Принадлежать народу - значит с полною и радушною волей сознавать и любить нравственный и духовный закон, проявлявшийся в его историческом развитии. Тонкие, невидимые струны, связывающие душу человека с его землею и народами, не подлежат рассудочному анализу. Может быть, нельзя доказать, чтобы русская песня была лучше исполнения баркаролы или тарантеллы, но она иначе отзовётся в русском ухе, глубже потрясет русское сердце... Только в живом общении народа могут проясниться его любимые идеалы и выразиться в образах и формах, им соответственных. Чтобы оживилась наука, быт и художество, чтобы из соединения знания и жизни возникло просвещение, мы должны слиться с жизнью Русской земли, не пренебрегая даже мелочами обычая и обрядным единством как средством к достижению единства истинного»...

Петр Струве7 полагает, «что есть два национализма с диаметрально противоположным отношением к окружающей его враждебной или индифферентной среде. Один национализм - свободный, творческий и потому открытый и в подлинном, и лучшем смысле завоевательный. Другой национализм - скованный, насильный и потому вынужденный бояться других и обособляться от них. Это национализм закрытый, или замкнутый, или оборонительный». Носителями первого являются англосаксы, носителями второго - евреи. «Какой национализм должен проводить русский народ и русское государство? Национализм нового англосаксонского, или старого еврейского типа? Не может быть сомнения: свободный, открытый, завоевательный национализм есть свидетельство силы и здоровья большой нации... Идеалом, к которому должна стремиться в России русская национальность, по моему глубокому убеждению, может быть лишь такая же свободная и органическая гегемония, какую утвердил за собою англосаксонский элемент... Но национализм может быть подлинной силой только там, где он опирается на самодеятельность широких народных масс. Это верно по отношению к угнетенным национальностям, и ещё более верно по отношению к такой национальности, которая, как русская, создала самое государство и играет в нем первенствующую роль... Великому народу, создавшему могущественное государство, не только нравственно приличествует, но и интересам его здоровья отвечает лишь открытый, мужественный, завоевательный национализм, провозглашающий и осуществляющий свободное состояние национальности»...

Что такое национализм? Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, преданности до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит. Каждый член нации есть часть целого, и как нация не может и не должна оставлять своего члена беззащитым и неотомщенным как внутри, так и вне места её обитания, так и часть её, её члены,должны быть всегда готовы пожертвовать собою для своей народности.

Часто смешивают национализм с патриотизмом; однако, между ними серьёзная разница. Национализм есть безпредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм - такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие психолого-антропологическое, а патриотизм - историческо-географическое. Natio - народ, patria - отечество, географическая величина, составляющее пространство, занимаемое тем или другим государством с его прошлым.

Государство может быть заселено одною или несколькими народностями. Есть государства, которые заселены целиком одною народностью, - для граждан такого государства национализм и патриотизм – понятия тождественные. Есть государства, и таких большинство, в коих одна нация является державною и несколько или много народностей ей соподчинённых, как, например, Англия, Германия, Австрия и проч., а в России таких соподчиненных наций более 150. Есть государства, населенные несколькими равноправными нациями, как Швейцария. Бывают случаи, когда одна нация не имеет одного отечества, а разбросана по различным государствам, как цыгане, армяне, евреи и проч. Есть, наконец, такие аномальные случаи, когда в державном государстве соподчиненные нации стремятся поглотить другие, менее культурные нации того же государства в противность интересов господствующей нации, как это делают поляки в Белоруссии и Литве, финляндцы с корелами, лопарями и проч., татары с мордвою и проч.

Ясно - национализм и патриотизм не одно и то же. Скорее, патриотизм – понятие более общее, o национализм - понятие частное. В каждом государстве может быть только один патриотизм и несколько национализмов. Одним из краеугольных внутренних устоев, на которых зиждется сила, крепнет и жизненность государства, один из могущественных оплотов, охраняющих его целость и благосостояние - это любовь народа к своему Отечеству, народный патриотизм.

Тем не менее, очень часто слова национализм и патриотизм употребляются, как равнозначные в смысле национализма.

Пока у народа не потеряно и не ослаблено его достоинство, никакие внешние бедствия и потрясения внутренние не опасны для его государственного бытия.

М. Страхов говорит следующее: любить Отечество, прежде всего, значит любить свою родную страну, т.е. ту определенную географическую территорию, где человек впервые открыл глаза на свет Божий, где его вскормили, где он приобрел свои первые познания, испытал первые радости жизни, - словом, где на него действовали первые впечатления, - самые сильные и глубокие из всех впечатлений. Любить свою родную страну - значит любить самую природу этой страны со всеми ее особенностями, любить те поля, луга, леса, реки, озера, холмы и горы, которые с детства окружали человека в его родной страна и были первыми его знакомцами. Это будет элемент любви к Отечеству чисто физический. Далее, любить Отечество, значит, любить населяющий родную землю народ. Люди, населяющие извилистую территорию земной поверхности, считают себя обладателями её и её считают своей родной землей в силу того, что она возделана и оставлена нам в наследие прадедами, дедами и отцами. Это общее наследование земли и совместное пользование ею необходимо соединяет людей тесными узами, а вместе с тем сообщает им свой особенный отпечаток, с одной стороны, в силу пламенного кровного родства их, с другой, - в силу одинаковости внешних условий их совместной работы. Группа людей, соединённых этими тесными узами и получившая свой особенный отпечаток в силу указанных условий, и образует то живое целое, которое и называется нацией или народом. Быть живым членом этого целого - значит любить его особый природный отпечаток, особенность его натуры, характер, - любить продукты его духовного творчества, язык, произведения искусства, литературы, - любить его прошлое, т.е. историю, предания, - любить его настоящее, т. е. идеалы и стремления.

«Что такое Отечество? - спрашивает Хомяков8 . - Это та страна и тот народ, создавший страну, с которым срослась вся моя жизнь, всё моё духовное существование, вся целость моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан вполне жилами сердца, и от которого оторваться не могу, чтобы сердце не изошло кровью и не высохло».

Эта любовь к народу составляет тот элемент любви к человечеству, который называется сознательным или нравственным национализмом.

Таким образом, патриотизм – скорее физический элемент любви к Отечеству, тогда как национализм - элемент нравственный и духовный.

Но и этим любовь к Отечеству не исчерпывается. Любить Отечество - значит любить ту гражданственность, которую выработал народ... Любить Отечество - значит любить благо отечества, благо Родины своей, благо своего народа, благо своего государства, дорожить этим благом, охранять его, служить ему, любить самое служение, любить свои обязанности, направленные к охранению и возвышению блага своего Отечества.

«Всё, чем мы питаем свою духовную природу, всё, что даёт красоту и достоинство нашей жизни в области религии, науки и искусства, - всё это выросло на почве образованного общежития, обусловленного государственными порядками», - говорит Вл. Соловьев.

«Тем, что мы представляем собою, что есть у нас, мы во многом обязаны прошлому, обязаны своей нации, мы в долгу у нее и отвергать этот долг, разрывать с нею не имеем нравственного права. Если есть способности и обязанности у отдельных людей, тем более, тем серьезнее они у целой нации. И народ не имеет нрава пренебрегать ими, отрекаться от того, что дано ему, что выработано, развито им в многовековой жизни. Своей, национальной жизнью он внесёт в общую мировую борьбу за добро больше, чем жизнью чужой, обезцвеченной, интернациональной».(М. Н. Дурново).

Наш знаменитый историк Карамзин говорит следующее:

«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, она есть дело природы и должна быть названа физической. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями. Любовь к гражданам или людям, с которыми росли, воспитывались и живете, есть вторая, столь же общая, как первая, местная или физическая, но действующая в некоторых местах сильнее, ибо время утверждает привычку».

Известный русский церковный оратор, Харьковский архиепископ Амвросий говорит следующее: любви нельзя ни учить, ни учиться. Любовь есть чувство свободное. Так и любви к Отечеству никто не учит. Она есть одна из самых крепких естественных привязанностей человека. Можно только содействовать её расширению и возвышению. Это многообнимающее чувство любви к Отечеству состоит из различных привязанностей, как страна, язык, вера, нрав и обычаи и проч.

Есть мыслители, которые не только не признают, но даже порицают узкий эгоистический национализм и проповедуют всечеловечество, интернационализм и космополитизм, то под фирмою христианства, то под фирмою социализма. К этой группе антинационалистов принадлежит и наш мыслитель настоящего времени, Вл. Соловьев. Но и он должен был сделать уступку в силу неизбежной необходимости. «Каждая нация - живой орган единого тела - человечества - выполняет особенную свою функцию во всемирной истории, - каждая нация имеет своего рода миссию. Национальное чувство и патриотизм, старающиеся сохранить и развить народную самостоятельность и в жизни, и в мысли, имеют оправдание с точки зрения всечеловеческой. Ибо если народность есть орган всечеловеческого организма, то что же это будет за организм, состоящий из безжизненных и безсильных органов, - что же это будет за человечество, состоящее из безсильных и безформенных народностей. Принадлежа к известному народу, мы волей-неволей причастны народной самобытности, народному характеру и типу, мы неизбежно налагаем свой национальный отпечаток на все, что мы делаем - «хорошее и дурное».

Итак, национализм есть проявление безсознательное, инстинктивное и прирожденное и проявление сознательное, логический вывод из национального бытия, т.е. национальное чувство и национальное сознание. Значит, национализм есть слагаемое из национального чувства и национального сознания.

Всякое государство живое и действующее должно быть исполнено национализма. Это его душа. Это его сущность. Это его бытие. Космополитическое государство - аморфная, безформенная масса. Тоже и с человеком. Что такое человек без нации? Быть может, это идеал. Но идеал в реальной жизни - нечто отвлеченное, безсильное и обречен на гибель. Человек без нации - то же, что дерево без рода. Дерево - ни груша, ни слива, ни яблоня в природе не нужно. Требуется или то, или другое, или третье. Человек-идеал - человека будущего. Космополит - не живой человек, а, как метко сказал Карамзин, «существо метафизическое». Тургенев устами Лежнева ещё резче выразился по этому поводу: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится. Космополит - это нуль; хуже нуля; вне народности - ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет! Без физиономии нет даже идеального лица; только пошлое лицо возможно без физиономии». Он чужд всему и ему чуждо всё. Это есть миф, это - схоластика. Теперь может быть или немец, или француз, или японец, или русский, - а человек исчезнет с лица земли, как исчезли мамонты, ихтиозавры и проч.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!