Исторический очерк Русского национализма 15 страница



В XIV в. Филипп Красивый вместе с представителем французской нации точно также проявляют протест против средневекового папского космополитизма и составляют национальную обособленность и в церкви, причем национализм был главным противником космополитизма.

В XIV же в. Виклеф является первым противником католического космополитизма на национальной почве в Германии; а в XV в. такое же движение идёт в Чехии. Особенно же резкий протест против католицизма в Германии возник при Лютере, причём произведённая им церковная реформа стала чисто национальною, и созданное лютеранство или протестантизм воплотился почти исключительно в немецкую религию.

Итак, воинственный политикующий католический космополитизм в Европе потерпел жестокое крушение, и крушение то создано пробудившимися национальными правлениями, и созданные тогда новые оттенки религии стали чисто национальными религиями.

Воинствующий католицизм, не ограничивал поля своей деятельности Западною Европою, - напротив, он с начала возникновения России и до последних дней 1911 года не покидал своих настойчивых и энергичных попыток завоевать славянский восток. Этому стремлению его в славянстве много способствует и то, что именно в славянах Польши и русской Галиции он нашёл наиболее покорных ему рабов. Ещё при Святом Владимире папы старались навязать России католицизм, но очень неудачно. Затем такое же тяготение папства проявилось при Романе Галицком, при первом нашествии монголов, Данииле, даже при Иоанне Грозном, и особенно в смутное время междуцарствия (1589-1613 гг.).

Вот этапы поступательного движения папства в России от Святого Владимира до Иоанна IV.

При Святом Владимире, когда он захотел ввести в Русской земле Христианство.

При сыне Владимира - Святополке: Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, который восстановлял его против отца и при этом стремился к введению в России католичества.

В 1075 г. князь Изяслав сам обратился к римскому папе Григорию VII за помощью, причём папа стал обращаться в Россию, как бы полновластный владыка: он обратился к Святославу с заявлением, что берёт Русскую землю под своё покровительство и назначает Изяслава великим князем. Но это заявление имело такое же значение, как последние вмешательства профессоров германских и английских университетов в финские дела в России.

Роману Галицкому папа Иннокентий III прислал проповедника Бернарда Клервосского, обещая ему королевский престол и меч Петра.

В 1218 г. при Коломане латинское духовенство приняло из Галича православного епископа и духовенство и стало царить в Галиции, - но царствию его наступил скорый конец.

В 1158 г. папа Александр III попросил у князя Полоцкого позволение обратить в латинство язычников ливов и, получив разрешение, крестил.

В 1227 г. по повелению папы образовался крестовый поход из знатных рыцарей, воинов и многочисленных искателей приключений в Швеции. Его вёл Ярл Биргер в сопровождении местных епископов и множества духовных лиц против язычников финнов и православных русских.

В 1242 г. Ливонские рыцари с целью распространения латинства пошли на Новгородские земли и были жестоко наказаны Александром Невским на Ледовом побоище.

В 1246 г. латинский монах Плано Карпини от имени папы Иннокентия IV предложил Васильку Романовичу принять латинство, но все его старания остались тщетными.

В 1250 г. Иннокентий IV прислал письмо Александру Невскому и Новгородцам, требуя их перехода в католичество, причём Карпини утверждал, что покойный отец Александра, будучи в Орде, решил принять католичество и не исполнил своего решения только потому, что умер дорогою в Россию. На это посол получил в ответ: «Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения языков, и от разделения языков до начала Авраамля, и от Авраамля до приятия Израиля сквозь Чёрное море, и от начала царствия Соломона до Августа царя, и от начала Августы и до Рождества Христова, и до Страстей, и до Воскресения Его, и от Воскресения Его и на небеси Восшествия, и до царствования Великого Константина, и до первого собора, и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем»...

В 1253 г. Иннокентий IV проповедывает новый крестовый поход епископам и духовенству, причём презрительно смешивает русских и татар. Этот поход был, однако, для латынян неудачен: сын Александра Невского Василий предводительствовал псковитянами и новгородцами, разбил рыцарей и опустошил их страну.

В 1256 г. новый поход шведов и датчан на новгородские земли, - но и здесь последовала латынцев неудача: Александр не только разбил их, но и завоевал Финляндию.

Иннокентии VI старается склонить Даниила Галицкого на принятие католичества, но все его предприятие Даниилом разрушается.

В 1341 г. шведский король Манус пошёл крестовым походом на «русских язычников». Захватив Орешок, он не избил всех жителей только потому, что те приняли католичество и обязались и других жителей страны обратить в эту веру. Но новгородцы взяли обратно Орешок и жестоко отмстили шведам. Так папские попытки возобновлялись и при следующих царях до Иоанна Грозного включительно, - особенно же в смутное время. В Царствование Дома Романовых католицизм, и особенно иезуитизм, действует подпольно, подлогами и мошенническим образом, вроде ксендза Варцинского, Ледоховского и проч.

Папы действовали с большим натиском и жестокими приёмами иезуитов (цель оправдывает средства) и через поляков, и через венгерцев, и через литовцев, и при помощи ливонских рыцарей и даже при содействии Свейского короля. Приёмы папских «апостолов», вроде ксендза Варцинского в Москве в наши годы не отличались духом любви и милосердия, а напротив очень часто - духом ненависти, жестокости, кровожадности, как это было во времена Гопты, гайдамак и проч., а также ныне в русской Галиции, а также нередко сопровождались подлогами и обманами, как это проделал ксендз Варцинский... И это проповедь учения Христа?!

И, тем не менее, католицизм воинствующий не завоевал земли русских славян и не завоюет. Он даже не победил той горсточки русских, которые в Галиции стонут под игом окатоличенных поляков, венгерцев, немцев и даже жидов. Почему же такой неуспех дан на долю католицизма в стране русских славян?

Очевидно, в Риме успех католицизма обусловливался не натиском пропаганды, а характером народа, которому он проповедуется. Ибо если даже в то или другое время насильственная проповедь католицизма и будет иметь успех в народе, к тому не предрасположенном, то придёт время, когда этот насильственно окатоличенный народ опамятуется, придёт в себя и с ожесточением скинет иго насильственно ему навязанное. Так было в Англии, так было в Германии, так было и в Богемии. Католицизм силён там, где он в духе и характере народа. Католицизм силён был в Италии, в Испании, во Франции. Но и здесь трудно сказать, что больше действовало: католицизм ли, нашедший себе почву в романской расе, или даровитая романская раса, нашедшая себе формулу в католицизме. И я убежден в последнем. Ещё до Христианства древний Рим, Рим цезарей, проявил всемирное господство. Цезари - воплощение мировой власти, власти, обладающей миром. Военная власть цезарей пала. Грубый цезаризм пал, но его место занял цезаризм духовный. Цезари воплотились в папе, и обладание миром во втором Риме перешло в папские руки в форме католицизма. Был цезарь-цезарь и стал цезарь-папа. Вскоре итальянский католицизм стал слабеть, и его место заняла вторая ветвь романской расы в форме папы Наполеона I с третьим Римом в Париже. Этот папизм также ослабел и сменился четвертым Римом с папою - французским социализмом. Естественно, что такой папизм не мыслим при другом самодержавии. И когда явилось самодержавие Наполеона I, то папизм пал пред ним и воплотился в его власти. Ныне власть французского и итальянского социализма стремится создать новый Рим, новый католицизм, новый папизм, новую мировую власть. Но и эта власть окажется безсильною и немощною, ибо она основывается на исключительных национальных чертах и насилии. И эта грубая мировая власть должна будет мириться перед великою всечеловеческою любовью и самопожертвованием славянского русского мирового обладания.

Каждый человек стремится к тому, что ему симпатично и что его привлекает. Одни люди по своей натуре мягки, сердечны, уступчивы. Другие, напротив, воинственны, повелительны и склонны к господству. Что говорится об отдельных людях, то можно сказать и о нациях. Эти особенности наций послужили основою к тяготению к той или другой вере. Романские народы, в которых почти равномерно царят и возвышенные чувства, и блестящее мышление увлеклись и воплотили в себе католическую религию, и вошли в сферу воздействия воинствующей церкви. Хладнокровная, преимущественно холодно, логически отвлеченно-мыслящая германская нация увлеклась другим - холодным протестантизмом. В нём она нашла удовлетворение стремлениям холодного рассудка к господству, преобладанию и неуступчивости.

Славянская раса мягкая, нежная, сентиментальная, с возвышенными чувствами и благородными мыслями, - нашла себе удовлетворение в Православной Церкви. Она всеми своими силами увлеклась любовью, состраданием, милосердием, самопожертвованием и всепрощением учения Христа. Припомним наши кровопролитные воины за свободу Греции, Румынии, Сербии, Болгарии. А затем наше всепрощение вполне примирилось и с греческою безпошлинною коринкою и её тяготением к лагерю наших врагов,и с присоединением Румынии к тройственному союзу, и с Миланом Обреновичем, и с каравеловыми и стамбуловыми. Русская нация находит себе удовлетворение не во внешней благодарности, а в самой себе, в своей религии, в своём сознании исполненного нравственного братского долга. Это чувство мало понятно неславянской или, точнее, нерусской нации...

Православие есть та нравственная формула, в которой душа Русского находит себе удовлетворение, и само уже Православие в дальнейшем утверждает и укрепляет прирожденные, присущие нации черты. Да, впрочем, это черты не одной только русской национальности, но и всей славянской нации. В православии нашли себе удовлетворение и болгары, и сербы, и черногорцы. Чехи же довольствовались католицизмом и создали нечто более им присущее, гусизм. И только поляки вовлечены воинствующею церковью. А нашли ли они там удовлетворение? Не в неудовлетворенности ли этой чуткой, отзывчивой и сентиментальной нации воинствующею церковью лежит то, что они безпрерывно мятутся и переживают не религию веры, а религию политики... И лучшие из поляков много прозревают в этом. Недавно Немоевский, разсматривая Холмский вопрос, совершенно справедливо заметил: для кого мы здесь больше работаем - для себя или для папы? Совершенно правильно. Тут больше преследуется кесарево, нежели Божие. И можно от всей души пожелать: да скорее поляки прозреют и пойдут по пути, более близкому их духу, мариавитизму.

Православию и русской нации свойственны: мягкость, доброта, сочувствие, сострадание, любовь, милосердие, самопожертвование и всепрощение. Те же черты свойственны полякам. А их жестокость, агрессивность и безсердечие - черты не их нации, а воинствующего католицизма, всё равно как безмерный эгоизм и эгоцентризм, безсердечие, человеконенавистничество, безграничная эксплуатация, безнравственные принципы и злодейство евреев развились у них под влиянием их «бога» со всеми вышеуказанными свойствами.

Прежде чем принять христианскую Православную веру самому и Русскому народу, Святой Владимир изучил тщательно все остальные христианские и нехристианские религии и только по достаточном обсуждении их достоинств и соответствия народному духу и характеру принял ту, которая явилась наиболее подходящею. Он выбрал Православную. И не ошибся. «Наша старая Русь, - говорит С.А. Хомяков 11 , - создана самим Христианством. Таково сознание Нестора, таково сознание Св. Иллариона и др.». Небезынтересно и то, что Православие принято Русскими без всякого принуждения и не потребовало насилия и жестоких мер, как это было в Германии и др. местах. «Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности Олегова дела».

Православие, никогда не искавшее и не добивавшееся в государстве власти и господства, всегда шло в уровень с судьбою народа и нередко служило Русскому народу на великую пользу. В моменты удельного периода, когда народ страдал от междоусобиц князей, ещё больше в период монгольского ига, Православная религия служила единственным утешением и отрадою для страдальца - Русского народа. Ещё большую и важнейшую пользу для государства принесло Православие в тяжёлое «Смутное время России», когда государство не имело главы, и было раздираемо внешними врагами и внутренними смутьянами. Троице-Сергиева Лавра явилась спасительницей России. Она защищала не только свои святыни, но и всю Русскую землю. Все натиски поляков на эту твердыню разбивались, как о каменную скалу. Незабвенным для русских останется так же и имя Авраамия Палицына. Если для нас дорогие имена князя Пожарского и Минина, то рядом с ними мы должны поставить и славное имя Авраамия Палицына.

Православная религия в минуты невзгод в нашем Отечестве нередко служила не только опорою и щитом, но и живительным источником национальных начал и движений.

«Греческое вероисповедание, - говорит А.С. Пушкин 12 , - отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколь пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своего папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно налагало суеверные преграды просвещению».

«Духовенство, - говорит С.А. Хомяков, - обращаясь к христианскому чувству народного единства, постоянно стремилось к единению под духовною рукою Москвы. Епископы, иноки, пустынники обращали всё своё внимание и всю силу своих убеждений к этой цели, и как ни темно было понятие в значительной части народа о вере, в нём было то христианское смирение, которое любило голос своих пастырей и охотно следовало их призыву» (стр. 237).

Киреевский 13 говорит: «Управляя личным убеждением людей, Церковь Православная никогда не имела притязания насильственно управлять их волею или приобретать себе власть светско-правительственную. Она никогда не только не искала насильственного управления над людьми, - говорит Хомяков, - но и не могла его искать, ибо для такого управления она должна была бы отделиться от людей, т. е. от своих членов, от самой себя». По мнению Киреевского, «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений, высоко над ними, как недосягаемый светлый идеал, к которому они должны стремиться, и который не смешивается с их земными пружинами».

«Большая часть сельских миров приняла христианство без всякого отношения к его святости, но их кроткие нравы и семейно-общественный быт, согласуясь с его требованиями, освятили его благодатным огнем и прониклись его духом. Сознание этого проникновения выражают они в том, что не знают другого имени, кроме имени христиане (крестьяне) и, обращаясь к своему собранию, приветствуют его словами «Православные». Под благословением чистого закона развились общественные добродетели, которыми и до сих пор удивляются даже иноземцы, несколько безпристрастные, и которым, может быть, ничего подобного не представляла ещё история мира. Благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию, правда на общем суде и глубокое почтение к нему, твердость семейных уз и верность Преданию, - подают всем народам утешительный пример и великий урок, достойный подражания».

«Вся история нашего просвещения связана тесно с обителями и монастырями. Высшее духовенство любило науку и художество... Монастыри, собирая богатые книгохранилища, тогда ещё редкие, по всей Европе, служили рассадниками всякого знания».

Если принять Православие нравственно высоко, то и здесь могут быть увлечения и крайности, к которым мы должны относиться с должною осторожностью и разумною критикой. Таким увлечением является, напр., крайнее учение Л.Н. Толстого, вылившееся в его проповеди о непротивлении злу.

Всё сказанное мною имеет великое национальное значение в России. Православие должно иметь все преимущества господствующей религии не потому только, что она есть религия державной русской нации, а потому, что Православие есть религия национальная, это религия существа русской нации, почему как религия национальная, она и должна являться религий государственной, религией державной. При всей нашей веротерпимости мы должны стойко и незыблемо отстаивать положение: все религии в России имеют право на исповедание и проповедь в пределах своей церкви, если эти религии не являются вредными для человечества и государства, - и одно Православие, как религия державной нации и национальная, имеет право на открытую пропаганду во всем государстве как выражение национальных свойств державной нации.

 

III.

Единодержавие или неделимость земли Русской. Третье положение русского национализма, единодержавие, состоит в исповедании той идеи, что Русская земля ни при каких условиях не может быть ни разделена, ни уменьшена в объёме, ни расчленена на составные части, из которых она произошла. Она может быть увеличена в объёме. К ней могут быть произведены приращения, но уменьшение недопустимо и немыслимо. Точно так же немыслимо расчленение её на отдельные части в виде штатов, автономий, федераций и проч. Всякий сепаратизм и всякие подразделения - праздные, глупые и преступные мечтания. Россия есть неделимое и нерушимое целое, и в ней мыслимо только лишь единодержавие.

Нынешний состав государства и нынешнюю территорию земли Русской мы получили от наших предков русских. На завоевание этого пространства и этих народов Россией пролито море крови её верных сынов. Миллиарды денег были истрачены на все войны, которыми русское государство строилось. Масса забот, масса стараний, безмерные нравственные страдания бывших на поле битвы были затрачены нашими предками. Более тысячи лет Русский народ созидал Россию, покоряя соседние народности и включая их в состав своего государства. Историческая работа русского государства заключалась в действии его центральной силы, причём политическая власть распространялась изнутри на наружные окраинные части. Эти окраины подчинялись мощи Русского народа. Рядом с этим культура Русского народа сообщалась воссоединенным народам и тем самым уподобляла их русским и вводила их в состав единого целого. Россия не только покоряла, но и уподобляла, ассимилировала эти народности. Русский народ есть создатель и собиратель Руси. В России Русский народ является господствующею и державною нацией. Только Русский народ, и он один, имеет право рассуждать о состоянии России, и на нем лежит великий долг охранять целокупность и несокрушимость земли Русской, полученной им по завету и кровию его предков. И кто смеет думать о расщеплении земли Русской?.. Все это даёт нам завет хранить и укреплять приобретённое нашими предками. И мы не смеем решиться отделить и отщепить завоёванное от целого и единого нашей Родины. Тем более ценны и важны для нас единство, единодержавие, цельность и неделимость России, что почти все эти завоевания сделаны с целью ограждения окраин государства от хищнических набегов соседей, или с целью охраны государства от внешних врагов. Отщепление той или другой части государства ведёт и к ослаблению мощи нашей Родины, или к уменьшению её защиты от внешних посягательств.

В последнее десятилетие, особенно же в 1904-1906 гг., очень энергично и нагло злословили у нас об автономии и поляки, и финны, и эсты, и латыши, и армяне, и грузины, и якуты, и чукчи, и многие, многие другие. Заговорили об автономии даже евреи, не остались без претензий цыгане. Всю Россию их языки распластали на части, и превратилась она в федерацию, или в нечто собирательное.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!