Исторический очерк Русского национализма 19 страница



 

 1 Ф.М. Достоевский, «Сочинения», т.Х, ч.1, стр. 50.

 2 Хомяков, «Сочинения», т.1, стр. 77.

 

II

Национальное воспитание

 

До настоящего времени в огромном большинстве случаев в деле воспитания и образования наших детей мы руководствовались тем, что давали нам просвещённые государства Европы и Америки. Во многих случаях это совершенно правильно и справедливо. Эти страны в области знания часто оказываются впереди нас. Они имели возможность больше работать в этом направлении и имеют за собою большой опыт. Поэтому весьма естественно, что мы должны присматриваться к тому, что у них делается, учиться у них и стараться заимствовать у них то, что нам окажется пригодным и полезным. Но целиком переносить всё ихнее к нам едва ли будет и разумно и полезно.

В деле воспитания и образования должно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ - совершенно своеобразный и особенный. Поэтому в деле воспитания детей Русского народа нужно с Запада заимствовать только то, что для него полезно. И в этом отношении требуется большая осторожность.

В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации -поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, безполезным и вредным. Одни из этих свойств являются прирожденными, другие - наносными, заимствованными, образованными под влиянием жизненных неблагоприятных условий, действующих столетиями и тысячелетиями. Нет слов, эти особенности слишком стойки, слишком крепки. Но если наследственность является великим фактором в деле организации человека, то и воспитание - не менее важно и сильно. И как наследственность действует веками и долгим временем, то и воспитание даёт благие последствия только при выдержке, настойчивости и систематической последовательности. Почему в успехе воспитания никогда не должно отчаиваться.

Россия представляет собою великое государство, в котором господствует великая и многочисленная Русская народность и в которой заключается множество малых и мелких народностей, ей соподчинённых, как: польская, финская, армянская, грузинская, татарская и т.д., и т.д. По отношению к Русской народности должно быть принято незыблемым и основным положением следующее: воспитание и образование детей граждан Русской народности должно производиться в духе Русской народности и быть чисто Русским национальным; образование и воспитание детей русских граждан других культурных народностей, соподчиненных Русской народности, должно производиться в духе патриотическом, т.е. в духе уважения и преданности своей Родине и той народности, которая составляет основу государства; что же касается наций некультурных, как лопари, самоеды, чукчи, юкагири и пр., то они все должны воспринять чисто Русское национальное воспитание и стать нераздельною частью Русского народа.

Для большего удобства дальнейшего изложения, я позволю себе говорить отдельно о воспитании и образовании.

Воспитать – значит, внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит, ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества.

Воспитать в национальном духе – значит, внедрить в человека такие душенные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны той или другой народности.

Каждая народность живёт в условиях известной природы, следовательно, прежде всего, её дети должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата: севера, юга, приморья, гор и пр.

Далее, воспитание должно быть в духе той религии и государственных устоев, в которых живёт та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

Воспитание бывает семейным или домашним, школьным и общественным. Народность, начинающая жить в своём духе, как, например, Русская, должна выяснить все простейшие приемы воспитания и домашнего, и школьного, и общественного.

I. Семейное воспитание. Всякое произвольное действие в начале бывает вполне сознательным, но затем, вследствие повторности, оно может стать настолько привычным, что совершается нами вполне механически и безсознательно. Таковы наши процессы: ходьбы, письма, танцев и т.д. То же всецело относится и к душевным движениям и чувствованиям. То же должно быть сказано и о семейном национальном воспитании. У наций, которые сознательно только начинают жить, только устанавливаются формы проявления национального воспитания, затем они проводятся в жизнь, прививаются ко всему обществу и путем повторности из поколения в поколение становятся столь прочными, что совершаются уже безсознательно, механически, как нечто должное, как нечто органическое.

 Этого нельзя сказать о Русской нации, только вступающей в фазис сознательного национализма. Она находится ещё в этом отношении в младенческом состоянии, и потому в ней неудивительны проявления и странные, и непонятные, и нелепые.

В семье, ведя друг с другом разговоры, мы невольно воздействуем друг на друга, невольно воспитываем друг друга. Такое воспитательное воздействие в семье особенно важно по отношению к детям и членам семьи с неустановившимися национальными взглядами.

Я глубоко убежден, что все Русские религиозны, все искренно исповедуют Православную веру, но только это исповедание заключается внутри них самих, и они её как бы стесняются проявить вне себя, как бы таят её внутри своей души. Это исповедание веры не книжника и фарисея, а мытаря. Такое тихое, задушевное исповедание веры Православной имеет многое за себя, оправдывая тем Русскую славянскую кротость, смирение и искренность. Но имеет это и против себя, особенно в семейном отношении. Молодые члены семьи, не видя, или видя редко и слабо исповедание веры во внешности, могут принять это за религиозное малодушие и безразличие, и сами станут относиться к религии слишком слабо и безразлично. Поэтому важно, чтобы каждый из нас открыто и без стеснения исповедовал свое Православие на глазах своей семьи и тем был бы её примером и руководителем.

 Мы все уважаем наши Православные храмы и благоговейно относимся к ним. Но этого мало. Мы должны стремиться к тому, чтобы составить у себя церковный приход, чтобы каждый из нас стал деятельным членом этого прихода, дабы принимать участие не только во взаимной общей молитве, но и во взаимном общении для дел взаимопомощи, милосердия и сострадания. В этом приходе мы объединимся и положим первое начало к взаимообщению для поддержания наших общих дел не только духовных, но и мирских. Здесь мы можем помочь друг другу в ведении хозяйственных дел, устройстве приходских школ, школ ремесленных для данной местности, - ибо никому не могут быть так известны семейные нужды, как приходу, - устройстве богаделен, рабочих домов, приютов и т.д. Такое единение будет первым воспитательным противодействием нашему национальному недостатку - славянской розни. Единение прихода создаст ту Православную церковь - собрание верующих, какая была у древних христиан и на древней Руси. Это ещё более сблизит верующих братьев и положит основу образованию истиной Православной церкви. Такая церковь не только объединит взрослых, но даст пример и молодым членам семьи жить в мире, согласии, взаимной любви, поддержке и взаимопомощи и поставит противовес нашему национальному разъединению.

«Внутренняя задача Русской земли, - говорит Хомяков, - есть проявление общества Христианского Православного, скреплённого в своей вершине законом живого единства и стоящего на твёрдых основах общины и семьи».

Создавая церковный приход, мы не должны стесняться и конфузиться внешних нравов нашей церкви и всегда быть примером нашей семьи, осеняя себя крестным знамением во всех случаях, когда это может быть уместным. Если прежнее фарисейство может быть не симпатичным, то и слишком скрытое мытарство может послужить неудобным примером религиозного безразличия для молодых членов семьи.

Явное и открытое исповедание нашей Православной веры обязывает нас и к другому нашему человеческому и гражданскому долгу: явному и открытому исповеданию любви и безпредельной преданности нашему Отечеству.

У нас, Русских, при существующем ныне национальном безразличии, сплошь и рядом бывает так, что попавший к нам инородец, исполненный великой наглости, начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи и проч., причём исходным пунктом для него является один какой-нибудь факт, из которого затем производится слишком смелое и неприличное обобщение. И мы, из любезности и деликатности, не только молчим, но даже ему поддакиваем, хотя в душе коренно не согласны с этим. При этом мы совершенно забываем, что таким своим отношением мы сознательно и в здравом уме начинаем чернить и позорить нашу Мать-Родину...

Но этого мало. Мы не только сами совершаем гнусный факт, но мы развращаем членов своей семьи, своих детей. Мы гасим в них уважение к Родине и даём право и повод и им относиться к своей народности и Родине легкомысленно и непозволительно дерзко. Мы совершенно не сознаем, что это поступок с нашей стороны великой гнусности. Наша любезность и наша вежливость переходят в подлость. Мы должны иметь всегда мужество спокойно и решительно дать понять нашему невежественному и дерзкому гостю, что его поступок нарушает всякие пределы порядочности. И если он имеет наглость проявлять дерзость по отношению к нашей народности, то и мы должны иметь ещё большую решимость, чтобы его осадить. Это будет не мужество и не геройство, а только нравственный долг. Такой поступок будет наилучшим уроком для наших детей, и навсегда укоренит в их уме и душе долг и обязанность смело и твёрдо отстаивать честь и величие нашего народа и нашей Родины.

Да и помимо таких случаев мы должны всегда твердо помнить, что мы - Русские, и обязаны относиться ко всему Русскому с уважением и любовью, и не допускать огульных обвинений и порицаний без отпора и надлежащего ответа.

Тогда и наши дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине. Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться.

Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.

В этом отношении заслуживает строгого осуждения еще одно печальное явление в нашей жизни. Сплошь и рядом мы наблюдаем, что люди, так называемого, высшего общества позволяют себе публично в России говорить по-французски, по-немецки и проч. Почему так? Или Русский язык есть хамский язык, который они считают допустимым только при разговоре с людьми, стоящими ниже себя?.. Еще простительно, если это делают прожигатели жизни или пустые барыни, совершенно непростительно, если это делают люди серьезные, позволяющие себе говорить о нации и национальности. Не будет ли это просто игра в национализм? И можно ли в таком случае ожидать успеха в деле всего родного Русского? Не должны ли именно эти люди показать пример, что прошлое забыто, и мы вступили в действительно новую Русскую жизнь... Не пора ли бросить мысль о том, что они стоят выше суда общественного... Тогда только и будет толк от нашего дела, когда наше слово и наше дело не будут расходиться между собою. Где вы найдете в Германии общественное собрание, где бы немцы говорили по-французски, или в Англии, где бы англичане говорили по-французски... Истинный англичанин даже вне Англии не станет говорить иначе, как по-английски. А наши клубы во что обращаются...

Значит ли это, что мы должны замалчивать обо всем, что в России делается дурно? Ничуть. Всякий организм имеет язвы и болезни, но это не значит, что он разлагается. Его легко исправить и излечить, только не следует скрывать болезнь и заглушать ее. Из того, что между интендантами оказалось 200-300 воров и мошенников, вовсе не следует, что слово интендант равнозначно с казнокрадом и взяточником, и между интендантами есть люди честные, чистые и порядочные. Пусть и дети наши знают, что и в России, как и во всяком государстве, есть люди безчестные, враги своей нации, которые позволяют себе мошенничать, обкрадывать государственные и общественные средства, и являются изменниками Родины и обидчиками бедного люда, солдата. И из-за того, что между железнодорожниками множество воров и мошенников, вовсе не следует, что все они воры и мошенники, а есть между ними много честных людей. Пусть и это наши дети знают, как знают и то, что между этими служащими много инородцев, которым не дорога ни Русская народность, ни Русское государство, они даже при этом забывают об обязательном для них патриотизме. Разумеется, подобные случаи должны служить нам уроком - не пускать в Русские дела зря инородцев, а тем более большими скоплениями в одном и том же учреждении.

Но, вполне признавая наличность существования этих общественных язв и давая им надлежащую оценку, не следует уже слишком и кричать о них и не трубить на всех перекрестках, заглушая то доброе и славное, что даёт нам жизнь. Ибо нередко выходит так, что мы видим только на нашей Родине одно худое и слепы ко всему доброму и славному. Здоровый, мощный и крепкий организм должен быть весел, бодр, исполнен веры и надежды в будущее, любви к настоящему и внимания к прошлому. Не должно в прошлом питаться одним неудачным, но оценивать в нём и то доброе, что составляет обратную сторону медали. Примером тому служит Цусима.

Нет слов, это больное место нашей народности. По вине небрежности, и, может быть, того хуже, погиб наш несовершенный флот и тысячи бывших на нем наших братьев, моряков. Нет слов, это больная рана нашей народности. Но как жалко и ещё более - больно то, что мы видим в Цусиме только одно поражение и совершенно замалчиваем о величайшем геройском подвиге этих наших славных Русских братьев-моряков, сознательно положивших свою жизнь за Родину. Ведь все они знали, что идут на флоте негодном и на верную смерть. Все они знали, что они не вернутся и не увидят свою любимую Родину, и при всем том не только не было списавшихся с этой эскадры из-за боязни за свою драгоценную жизнь, но были весьма многие, которые, зная предстоящее будущее, всё-таки просились на эту эскадру, бросая свои покойные и почётные места, дорогие семейства, детей, жен. Они славно погибли за свою Родину.

Цусима - великий и славный подвиг, достойный нашей великой Родины. Но об этой геройской Цусиме мы молчим, а говорим о Цусиме жалкой и невежественной.

Недостойно и непростительно замалчивать доблестные поступки славных сынов нашей Родины, но является ещё более преступным возводить ложь на государственные учреждения Родины, извращать правду деяний высших её учреждений, оставлять это без возражения и лишать возможности сделать это другим. А между тем, это у нас практикуется и практикуется избранниками нашей Родины в нашей Государственной Думе. Я не буду говорить о речах таких депутатов, как Гегечкори, Чхеидзе и других, цену речей которых мы все знаем. Но бывают случаи, когда и люди порядочные делают неправду и не отвергают её.

Зачем же напрасно бросать тень на ведомство. Ведь это влияет на дух служащих. Это убивает бодрость, энергию, желание работать... Это приём левых деморализовать государство... Не так мы должны вести наши общественные и семейные дела...

Особенно возмутительно, неприлично, недостойно и преступно очень часто наблюдаемое при детях, а иногда и вместе с детьми, высмеивание школьных учителей. Так могут поступать только люди без ума и без сердца. А таких людей ах как много у нас! Прежде всего, они забывают, что они развращают своих же собственных детей. Школа для детей, особенно тех семейств, где воспитание падает именно на школу, а не на семью, есть храм науки и нравственности. Её всегда должно ставить высоко в уважении детей. Начальники и преподаватели - это учители добра и нравственности. К ним мы сами, по долгу совести, чести и любви к нашим детям, должны относиться с уважением и благодарностью, - тому же учить должны и наших детей. Ведь эти люди отдают свою жизнь на воспитание наших же детей. Вы скажете - они продают свою жизнь, свою душу... Тем хуже. Это им даётся не легко. Нужда их заставляет на это дело. И не затруднять их жизнь мы должны, а облегчать. Что у них есть недостатки - а мы ангелы? Не забывайте, что они люди, они наши братья, они из нашей среды. Если у них есть недостатки, то все эти же недостатки - и у нас. Поэтому осмеивать учителей и начальные школы, особенно при детях, неприлично, недостойно и преступно. Осмеивая учителей, мы осмеиваем перед детьми себя. Учителя заменяют у детей нас самих. Они делают для наших детей то, что мы должны были бы делать для них. Поэтому наш долг - поддерживать в наших детях уважение, почтение и любовь к преподавателям. Унижая их в глазах детей, мы доказываем ещё худшее положение наше, тех лиц, кого они замещают. Если даже между учителями окажутся люди недостойные (а где их нет?), то и тогда мы должны поступать без участия и ведома детей. На это должен быть приход. Все родители, дети которых подвергаются злостному или вредному воздействию учителя, должны собраться вместе, безусловно, без ведома детей, обсудить дело и заявить об этом лицам, управляющим школою. Нет той администрации, которая ныне стала бы потворствовать злу в школе. Бывают учителя нетерпимые в школе, политиканствующие и стремящиеся развратить детей. Это зло немедленно и без колебания должно быть изгнано из школы, но дети об этом не должны и знать.

Наш долг - поддерживать авторитет руководителей и преподавателей школы, ибо они заменяют нас в деле воспитания детей. Подрывая авторитет и значение руководителей и наставников школы у детей, тем самым мы не только унижаем себя, но и губим наших детей.

 Вот почему, желая воспитать наших детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть для них примером уважения, преданности и любви к своей Родине и ко всему родному.

II. Особенно важное значение в деле воспитания юношества имеет школа. Школою мы должны пользоваться во всей силе для проведения национального воспитания. «Наши желания и упования, - говорит Д.И. Менделеев, - которыми определяются все наши действия, слагаются именно в школьный период жизни, и будут они без планомерных школ противоречивыми, сбивчивыми, разрозненными, эгоистичными и больными... Школа представляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования, особенно среднего... Основное направление Русского образования должно быть жизненным и реальным... Между тем, настоящие дела, которыми живёт и народ, и страна, не в фаворе в нашей школе, ни в литературе, а юноши по сейчас, на древний манер, полагают, что вся суть жизни сводится только на философские представления и на слова да мероприятия политического свойства... Весьма печально, что Русский реализм вовсе не пускается в школу и не воспитывается... Мы сеем и жнём, одолевая невзгоды природы, торгуем и промышляем просто по преданию и сметке обыкновенно без всякой школьной подготовки, зря»... 1

Поэтому весьма естественно пожелание нашего учёного, чтобы в нашу Русскую школу вложено было образование, соответствующее «народному желанию и благу России, понимаемому в том смысле возможно общего народного благоденствия, который заложен в нашей истории и должен естественно развиваться будущими поколениями»...

Все Русские школы, низшие, средние и высшие, должны быть обязательно строго национальными.

В допетровские времена все школы находились в ведении церкви и духовенства, а потому были и национальны, и религиозны, и высоконравственны.

Император Петр I в инструкциях Земским комиссарам и магистраторам и в Духовном регламенте обращает внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причём церквям и духовенству поручалось следить за этим делом.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!