Исторический очерк Русского национализма 20 страница



Но с того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и проч. Какого рода это были духовные руководители, усматривается из Наказа Императрицы Екатерины: «Учители чужестранцы, обучающее наше юношество в домах, конечно, больше вреда, нежели пользы нам приносят, потому что несравненно большая часть негодных, нежели хороших сюда приезжают... Мадамы, так же и мамзели пользуются преимуществами учить и воспитывать наше юношество, без одобрительного свидетельства о своём поведении, а в самом деле многие из них не только худого, но и безчестного поведения»...

Тем не менее, и при Петре I, и при Екатерине II школы отличались духом патриотизма и были строго национальны. По требованию И.И. Бецкого школа должна была приготовлять для самостоятельной жизни и полезной общественной деятельности людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению Православной веры и верных своей власти и законному правительству. А так как воспитание питомцев в духе Православия и любви к России может быть вверено только людям, которые сами глубоко и искренно преданы этим основным Русским культурным началам, то на такое великое дело призывались не иноверцы и не иностранцы, но исключительно Русские Православные люди.

В царствование Императрицы Екатерины II произошёл возврат Русских областей Белоруссии и Литвы. И вот, мудрая Царица вполне основательно предусмотрела, что только школы Русские и Православные могут укрепить наших братьев и в вере Православной, и в преданности Родине и Престолу. Жизнь скоро оправдала предначертания Царицы. Население, совращённое прежними владетелями, поляками, в унию и католицизм, теперь массами стало переходить вновь в Православие.

«С кончиною Екатерины II и с воцарением Павла I резко и круто изменился весь строй и направление государственной политики, - говорит И.П. Корнилов,2 - и Русская, исключительно национальная политика заменилась разорительною для России политикою вмешательства в посторонние интересы»... И в западных губерниях взамен Русской культуры и Русского просвещения и училища на коренной Русской земле снова стали открываться в значительном числе при латинских и униатских монастырях и костелах политически враждебные нам польские школы. Особенно же великий вред Русской школе, Русскому народу и Русскому государству нанесён был в царствование Императора Александра I, когда всемогущим владыкой явился в деле просвещения Адам Чарторыйский.

Оторванная от Польши Белоруссия и литовские губернии были присоединены к России, но далеко ещё не закреплены. Русская власть пошла по дороге обрусения путем введения Русского языка и Русской школы. Безспорно, это два важных и мощных деятеля. Но ещё сильнейшим деятелем является Вера. Русские в силу своей всегдашней веротерпимости не хотели производить религиозного давления и насилия на совесть и исповедание своих братьев. Совсем иначе посмотрели поляки и во главе их Чарторыйский. Они не постеснялись и не постыдились произвести самое сильное и самое жестокое давление на совесть и веру белоруссов и литовцев. Целые легионы иезуитов и других монахов были пущены на наших братьев, и при помощи агрессивной воинствующей церкви и школы с польским языком они вполне успели замутить всё то, что сделано было в царствование Екатерины II. Мало того, сторонниками трёх поляков: Чарторыйского, бывшего Виленским попечителем учебного округа, Чацкого - Харьковского округа, и Коллонтая - Киевского округа, Русский край был ополячен гораздо, неизмеримо больше, чем под властью самих поляков. Министр просвещения граф Завадовский, ярый националист при Екатерине, теперь стал совершенно послушным рабом трёх поляков и всех помещиков. В западных губерниях безстыдно и безпощадно вводился католицизм, польские школы и польские воззрения на жизнь, а в России космополитизм и полный религиозный индиферентизм. Такое направление было настолько сильно, что даже царствование Николая I безсильно было исправить и ослабить общее течение. К сожалению, царствование Александра II в этом отношении было скорее продолжением направления Александра I, чем Николая I, и только Александр III ясно и определенно повёл чисто Русскую национальную политику.

С этой поры можно было точно и определенно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и образования народа.

Теперь незыблемым должно быть установлено положение, на которое указал И.П. Корнилов: «Школа должна служить своему народу и государству и потому должна быть национальною и патриотическою. Она должна утверждать в своих питомцах и слушателях твёрдые религиозные верования и национальные нравственные убеждения, которыми преисполнен и живет Русский народ и на которых основан весь строй его многовековой религиозной, семейной и государственной жизни. Всякое Русское дело, особенно воспитание детей, надо делать надежными Русскими руками и не очень полагаться на услуги, иногда самостоятельных, чужих людей». Естественно, как от католического патера нельзя ожидать безпристрастного суждения о Православной вере, так и от человека, равнодушного к судьбе Русского народа и государства, нельзя ожидать, чтобы он с воодушевлением и искренностью воспитывал во вверенных ему детях любовь к России и верность Православию и Самодержавию, этим коренным Русским началам, для него совершенно чуждым и непонятным. Это доказали немцы в Эльзасе и Лотарингии, Русские в Белоруссии и Литве при Екатерин II, и поляки также при Александре I. Все это указывает, какое важное значение имеют национальность и вероисповедание при выборе педагогического персонала, и как необходимо для единодушной и согласной деятельности и для неуклонного Русского направления воспитания, чтобы начальники и наставники в Русских учебных заведениях были люди преданные и верные России и её историческим основам. Оберегая целость и нераздельность государства, Русское правительство усердно должно, прежде всего, оберегать основную государственную силу, т.е. Русский православный народ, и устранять то, что вредит его благосостоянию и нравственности и что ослабляет его и унижает перед иноверцами и инородцами. Православный Русский народ есть тот могучей организм, силами которого создалась Россия и поддерживается её единство и могущество.

Школьное воспитание национальным должно быть в физическом, нравственном и умственном отношениях.

 

а) Физическое национальное воспитание. В этом отношении Россия представляет весьма широкий круг деятельности. Физическое воспитание должно состоять в том, чтобы организмы детей с детства развивались крепкими, мощными, гибкими и ловкими, способными удачно противодействовать всем неблагоприятным воздействиям природы страны. Природа России, как мы знаем, слишком разнообразна. Она предоставляет все климатические разновидности от полюса до тропиков и от востока до запада. По этому детские организмы нужно воспитывать так, чтобы они прежде всего были крепкими и мощными. В этом отношении весьма важную и серьёзную роль должна играть гимнастика и, по-моему, лучше всего военная гимнастика, насколько она применима в детском возрасте.

Военная гимнастика, кроме физического воздействия, будет в детях с раннего детства воспитывать военный дух, уважение к военному званию и желание отличиться в данном направлении и послужить во славу и благо своей Родины. Такое воспитание помимо нравственного влияния, важно и в практическом отношении. Оно с детства приучит людей ко всем внешним приёмам, облегчит им прохождение воинской службы, а при некоторых условиях может даже и сократить этот срок. Но мне скажут: в этой гимнастике нет ничего национального, нет ничего народного. Я с этим не согласен. В военной гимнастике будет выражен прирожденный русским воинственный дух. Вспомним наших предков славян, ходивших на Царьград и на Кавказ... Вспомним наших рыцарей-запорожцев, в своих утлых ладьях всегда бывших грозою всему черноморскому побережью. Вспомним Ермака Тимофеевича, давшего нам Сибирь.. Хомяков говорит: «Не было у запорожцев ни кораблей, ни возможности строить корабли. На лёгких челноках, часто на однодеревках и душегубках, пускались они в бурное море, исстари страшное мореплавателям, и тысячами налетали на берега вечных врагов имени христианского... От Батума до Царьграда гремела их гроза. Трапезунд, Синоп и самые замки Босфора дрожали перед ними. Турецкие флоты, смело гулявшие по Средиземному морю и нередко грозившие берегам Франции, Италии и Испании, прятались в пристани перед лодками запорожцев. Не из хвастовства, но по истинной правде говорим мы: свидетелями нам самые Турецкие летописи и ещё теперь не забытые предания. Не было в целой Европе ни одного народа, который мог бы похвастаться такими дивными подвигами мужества на морях, и опять без хвастовства можем сказать, что люди отважные ничем не уступают своим южным братьям». И много других было славных походов Русских воинов, составивших силу, славу, честь и мощь России, припоминаются нами и дают нам право и возлагают на нас обязанности воспитывать и наших детей физически и нравственно в воинственном духе. Наш историк Карамзин говорит следующее: «Слава была колыбелью Русского народа, а победа вестницею бытия его. Римская история узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки Византийские говорили о наших предках, как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием... Мужество есть важное свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою»...

Вот почему я полагаю, что военная гимнастика для Русских есть вполне национальный метод воспитания по духу, почему эта гимнастика должна быть введена во всех низших народных и средних школах России. К окончанию срока учения в народных школах она должна быть усвоена вполне, чтобы уходящие из школы дети составляли свои взводы, а совместно с другими детьми деревни - роты, батальоны и полки. Военные упражнения должны практиковаться и после школы, даже до периода отбытия воинской службы, неправильно названной воинской повинностью. Такие учреждения, не имея в себе никаких отрицательных сторон, создадут России развитых, крепких, мощных, красивых и ловких молодых людей и славно воспитанных солдат, для которых военная служба будет состоять только в изучении специальных военных приемов. Даровых же учителей по селам в лице отставных солдат, особенно бывших на войне, можно найти сколько угодно. Этому способу воспитания я придаю очень большое значение. Но в настоящее время в форме «потешных» мы имеем уже осуществление приводимой мною мысли. Только это - начало и начало, ещё весьма не прочно установленное. Потешные стали у нас «в моде» прежде всего потому, что это учреждение покровительствуется Верховною Властью. Это учреждение у нас существует на началах вольного дарового труда. В дальнейшем это учреждение должно стать органическим, неотъемлемою частью всякого воспитания и как таковое основываться не на началах благотворительности, а на началах обязательности и государственности.

«Учителя и наставники всей Русской молодежи, - говорит наш моряк А. Беломор 3 , - поголовно должны преследовать одну главнейшую задачу своего великого дела - воспитать в Русских людях всех сословий страстную и несокрушимую волю доказать в новом неизбежном столкновении с Японией на азиатском континенте непреодолимость Русской мощи... Главнейшее условие свободы граждан - сознание совместно всех и каждого отдельно своего гражданского долга перед Родиной. А первый долг - защита Родины до последнего издыхания всеми возможными материальными и духовными средствами. В вооруженной армии, в воссозданном флоте, в их силе и крепости тлеет искра истинной свободы Русского народа...»

Рядом с обучением учеников строю должно учить их и стрельбе. В последнее время на стрельбу в цель как воспитательное средство в Англии, Германии, Японии и пр. обращено особое внимание. И это весьма естественно почему, - оно развивает не только меткость глаза, но и мускульное чувство рук и организма и готовит дельных воинов.

А вот что говорит полковник Полторацкий 4 о Швеции. Ученики всех 4 классов гимназии каждую осень в течение нескольких недель занимаются под руководством офицеров строевыми упражнениями, а весь год систематически упражняются в стрельбе из ружей Маузера 6,5 калибра. Шведская гимнастика, твёрдо поставленная во всех без исключения шведских учебных заведениях, - низших, средних и высших - кроме благотворного влияния на физическое развитие, является прекрасным дисциплинирующим средством, так как требует строжайшего порядка на уроках и безукоризненной точности начальных положений перед каждым движением, самих движений и окончательных положений… А так как на всех уроках шведской гимнастики поминутно приходится строиться, равняться, становиться «смирно», рассчитываться на ряды, смыкаться и т.д., и всё это делается отчётливо и быстро по военным командам, то все шведы с ранних лет в сущности проходят на уроках гимнастики превосходную школу первоначального фронтового обучения и по своей дисциплине и выправке в общем значительно превосходят наших кадет.

Добавив к этому широкое развитие в Швеции спорта, особенно зимнего, нельзя не сознаться, что в своей гражданской школьной молодежи Швеция имеет прекраснейший материал для выработки будущих офицеров. Все эти молодые люди приходят в армию дисциплинированными, физически развитыми и закалёнными, и умеющими стрелять, а по своей научной подготовке не оставляющими желать ничего лучшего.

Не менее, если не более важно в школе, в воспитательном отношении и ручной труд, ручные работы.

На съезде по вопросу «о нравственном воспитании» в Англии в 1909 г. было высказано, что ручной труд у шведов занимает в школе видное место в ряду предметов, воспитывающих характер. Истинная цель его - не ремесленные навыки, но влияние на умственный и нравственный облик ученика, восстановление равновесия и гармонии между его физическими и духовными способностями. Развивая физическую ловкость, сметливость, сообразительность, ученик в то же время напасается уверенностью в своих силах, умелостью верно ценить свои знания, когда они должны быть приложены «к делу», любовью к созданию своих рук. Ручной труд поощряет в нём стремление к творчеству, научает самостоятельности и находчивости в трудном положении, внушает ему уважение к всякого рода работе и искореняет предрассудки людей, живущих умственным трудом, в отношении их к ремесленникам. А это служит, в свою очередь, важным фактором в деле сближения классов и уничтожения социальных перегородок. 5

Я в этом отношении иду гораздо далее и расширяю ручной труд на степень всякого профессионального труда. По-моему мнению, профессиональный труд имеет громаднейшее воспитательное значение.

Профессиональное образование и знание вселяют уверенность в личной материальной обезпеченности, создают сознание личной независимости, господство над окружающей природою, чувство самоуверенности и собственного достоинства, личной обезпеченности, уважение к собственности, поддержку, взаимную помощь и добрые отношения к соседу и согражданину.

В образование народа должны быть введены такие начала, которые самому народу показали бы всю важность и всю необходимость образования их детей именно по программе национального воспитания и образования. Наш великий народный гений, покойный профессор Менделеев, давно уже проповедовал ту великую истину, что образование нашего народа должно быть реальным. Это значит: нашим детям нужно дать точные и серьёзные знания той природы, которая вокруг нас и у нас под ногами. Это важно для того, чтобы мы умели использовать и употребить на свои нужды всю окружающую нас природу. Для чего рядом с изучением окружающей нас природы нашим детям нужно дать и познания, как ею пользоваться, и показать на деле эти самые способы пользования.

До сих пор Государственная Дума настойчиво проводила всеобщее обучение грамотности в народе. Это хорошо. Но этого очень мало. Умение читать, писать и считать - хорошо. Но это уменье хорошо, если есть что считать. Грамотность должна быть не целью, а средством для приобретения познаний. Сама же по себе грамотность часто безполезна, скоро забывается, и потраченное на неё время пропадает.

Наш народ слишком беден. Но этого мало, он видит, что другие люди живут на такой же земле, как и он, но они умеют извлекать из нее такую ползу, что они богатеют. А он не знает, как это сделать. Долг, важнейший долг национальной школы - просветить его в этом отношении. Дать народу познание ближайшей природы: чернозёма, глины, леса, озера, реки и проч. и дать сведения, как использовать его злаки, траву, разведение скота, птицеводство, глиняное производство и т.д., и т.д.

Поэтому национальная партия всеми своими силами должна заботиться об устройстве школ для народа не грамотности только, а профессиональных школ по потребам природы, - и при том таких школ, где бы они на деле научились всё это делать лично. Эти познания дадут насущный кусок хлеба простому человеку. Они поднимут его благосостояние. Они дадут ему широкий круг мышления. Они укажут путь правильной жизни. Они породят любовь к собственности. Они создадут идею о Родине. Они разбудят любовь к Родине. Они откроют глаза на пользу, проводимую национальной партией. Они дадут в руки национальной партии весь народ. Они заставят инородцев уважать и быть благодарными той стране, которая даёт им благо и благополучие.

Такая профессиональная школа привлечёт к себе не только Русских, но и татар, и армян, и грузин, и всех других инородцев и объединит их, и свяжет общими интересами и ассимилирует Русскою культурою.

Повсюдное введение профессиональных школ соответственно природным богатствам на месте, - дело не лёгкое. Но зато важное и серьёзное. Для края лучше иметь одну профессиональную школу, чем десять школ грамотности.

Для того же, чтобы эти школы были истинно полезны, нужно, чтобы комитеты изучили природу, нужды и потребности каждой местности. Разумеется, для этого национальные отделы должны войти в сношение с земствами, городами, учреждениями и проч.

Если местные нужды могут быть удовлетворены местными средствами, - благо. Если нет, - дело центрального комитета исходатайствовать в министерствах устройство ферм, птичников, огородов, мастерских и проч. Ныне времена иные, и министерства постепенно теряют свою прежнюю закваску - делать наоборот тому, о чём вы просите.

Изучение народных богатств, народных нужд и способов их исправления - дело не новое. Еще Крижанич во времена Иоанна Грозного указывал на это и требовал поднятия народного благосостояния, дабы избавиться от инородчиков и остаться национальными. Он требовал изучить природные способности, таланты и нравственные качества народа по сравнению с другими народами, - природу, среди которой населению приходится жить, её богатства и недостатки, жизнь народа с точки зрения богатства и бедности, - способы наилучшего пользования как талантами народа, так и богатствами. Земледелец кормит и богатит и себя, и ремесленника, и торговца, и болярина и краля. Но по недостатку предприимчивости, отсутствию необходимых для того знаний и другим причинам земледелие у нас недостаточно развито. Необходимо назначить особых чиновников, «углядников», на обязанности которых лежало бы исследовать почву, определять её плодородие и указывать населению наиболее выгодные в каждой местности способы пользования землею. Эти же «углядники» должны подыскать наиболее подходящие места для постройки мельниц, крутяных заводов и т.п. Далее, правительство должно снабжать население земледельческими орудиями по дешёвым ценам и даже отпускать их в кредит. Должно способствовать развитию других отраслей хозяйства: пчеловодства, шёлководства, табаководства, виноградарства, виноделия и проч. Добиться экономической независимости России, чтобы не было надобности покупать заграницей такие товары, которые могут быть производимы с успехом внутри страны. Правительство должно взять на себя борьбу с праздностью, установляя за нищенство и тунеядство суровое наказание до ссылки в Сибирь включительно. Правительство должно поощрять домашнюю кустарную промышленность и содействовать развитию новых отраслей промышленности: производства бумаги и шерстяных изделий, изделий из кожи, металла и проч. А для этого есть и надлежащее средство: «отказаться от употребления заграничных изделий»... У нас иностранцы являются хозяевами положения, они прекрасно знают условия рынка и пользуются этим знанием, обезценивают наши товары и навязывают нам по высоким ценам ненужные и малоценные вещи... Иностранным торговцам должна быть торговля «запрещена совершенно». 6


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!