Исторический очерк Русского национализма 24 страница



Все дети должны знать историю Русского народа, как «Отче наш», а историю народностей Русского государства, как «Символ Веры». Нужно знать прежде всего историю своего народа, затем - народностей нашего государства, затем - историю наших братьев славян, затем - историю наших врагов и, наконец, - историю всех народов. Но ни один предмет не требует такой осторожности в выражениях при преподавании, как история. Ни под каким видом не позволительно допускать выражений, могущих оскорбить слух и дух детей инородцев. Эти детские сердца и без того слишком чувствительны. Не следует замалчивать и героев инородцев. Все герои заслуживают уважения следующих поколений и сближают людей между собою.

Между тем, в настоящее время с положительностью можно сказать, что 90% образованных Русских не могут даже перечислить народностей России и плохо знают историю Польши, Финляндии, Грузии, Армении и проч. Знания дают силу, невежество - безсилие. Несомненно важнее также, чтобы каждый Русский знал историю России, всех народностей, в неё входящих, чем истории Цвингли, Карловингов и пр. Позорно знать весь мир и не знать Родины.

Не менее важно для нас преимущественное изучение литературы нашей нации и её народностей. В литературе познаётся дух народов и его жизнь. Стыдно и непростительно не знать того, что написали и что имеют народности, составляющие нашу родную страну, если эти писания достойны познания; поэтому прежде нужно изучить нашу родную Русскую литературу и литературу поляков, грузин, армян и финнов, а потом уже приступить к литературе всеобщей. Странно, но верно. В этом отношении мы можем встретиться со многими неожиданностями. Так, все кричат о высокой культуре финнов. На деле эта страна - страна высокого благосостояния народа, созданного на плечах России, - литература же и наука ниже многих других народностей, входящих в состав России.

Было бы важно, чтобы и всеобщая история по мере возможности проходилась в связи с историей Родины, а не была бы отделена от неё какою-то непроницаемою стеною.

Всё преподавание в средних школах должно быть проникнуто одним - познанием России и возможностью принести пользу своим знанием своей Родине. Так, изучение в реальных училищах химии и проч. должно быть тесно связано с знанием, где в России имеются те или другие элементы, где фабрики, вырабатывающие те или другие продукты и проч.

Могут ли быть высшие школы - университеты, академии и проч. национальными?

Наука всемирна. Наука универсальна. Наука одинакова для всех. Наука - это свет мира. Наука - это светоч народов. Да, истины науки неизменны, но её проявление у различных народов не одинаково. Наука влияет на нации, но и нации небезразлично относятся к науке.

«Народность мысли, определяя как бы специальное её значение в области науки, наводит ёе на пути к открытиям, постепенно раздвигающим пределы общечеловеческого знания, - говорит Ю.Ф. Самарин. 5 - Это кажется безспорно, но ещё не всё. Заключая в себе возможность односторонности воззрения или пристрастия, народность познающей мысли в то же время представляет нам ручательство за постепенное освобождение от пределов ею же полагаемых».

«Призвание народности в деле науки, представляется в двояком виде: с одной стороны, сродство мысли познающей с мыслью, проявившею себя исторически, заключает в себе одно из существенных условий постижения внутреннего смысла и побудительных причин, вызвавших эти проявления; с другой, - непричастность народного воззрения к предубеждениям и односторонностям, налагающим своё клеймо на воззрения других народов, даёт возможность общечеловеческому воззрению постепенно расшириться и освободить себя от тесных рамок, временно его ограничивающих»...

«Народность есть больше, чем объект мысли, - сама мысль должна получить от неё своё образование, ибо как в истории общечеловеческие начала проявляются не иначе, как в народной среде, так и в области науки мысль возводит эти начала в сознание через ту же народную среду».

«Каждый народ должен себя рассказать, объяснить, раскрыть и определить своё отношение к другим народностям, до него сошедшим со сцены и уступившим ему право первенства. Он один может исполнить свою задачу, и если он её не исполнит, то для потомства останется навсегда многое неразгаданными и тёмным в его истории. Затем произнести над ним исторический приговор, собрать воедино и оценить сумму его приобретений, показать, что он делал и чего он не мог сделать. Определить его значение в отношении к последующим судьбам человечества, может только другой народ, который примет от него умственное наследство» (Ю. Ф. Самарин).

Таким образом, тесная связь между наукою и народностью стоят столь цепко и незыблемо, что едва ли это можно как-нибудь подорвать и опровергнуть. В сущности, сама наука создаётся народностью и тем она полнее, чем народность была созидательнее.

«Наука, конечно, вечная, незыблема для всех и каждого в основных законах своих, - говорит Ф.М. Достоевский 6 , - но прививка её, плоды её именно зависят от национальных особенностей, т.е. от почвы и народного характера... Из Русского человека цивилизация не могла сделать немца, и Русский человек остался всё-таки Русским... Знание не перерождает человека, оно только изменяет, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре человека. Оно не сделает из Русского не Русским, оно даже нас не переделало. Вся нация, конечно, скорее скажет своё новое слово в нации и жизни, чем маленькая кучка, составляющая до сих пор наше общество»...

Вышеуказанным ясно доказывается, что наука несомненно влияет на нацию, но и нация оказывает нередко очень серьёзное влияние на науку. Из этого вытекает, что между наукой и нацией существует сродство и взаимоотношение, и отрицать национальное начало в науке совершенно невозможно.

Как отдельные лица слишком индивидуальны, так и составные начала - нации - также индивидуальны и кладут свой оттенок на науку, внося в неё то, что составляет лучшую сторону индивидуальности той или другой нации. Возьмём ли мы религию, историю, правоведение, медицину, математику, - отношение различных наций ко всем отраслям знаний далеко не одинаково, и каждая из наций вносит в эти отделы науки свои индивидуальные особенности, которые пополняют и обогащают науку.

Все прекрасно знают, что немцам преимущественно свойственна философия и точные науки, французам - блестящие математические изыскания и всё прекрасное, англичанам - практическая сторона дела во всех науках, славянский ум - ум всеобъемлющий и дающий поразительные успехи во всех областях знаний, но мало практичный и не скрупулезный.

«В Русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, - в нём по преимуществу выступает способность высоко синтетическая, способность всемирности, общечеловечности, - говорит Достоевский. - В Русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому, вне различия нации крови и почвы. Он находит и немедленно допускает разумность во всём, в чем хоть сколько-нибудь есть человеческого интереса. У него инстинкт общечеловечности. Он инстинктивно угадывает общечеловеческую черту даже в самых резких исключительностях других народов; тотчас же соглашает, примиряет их в своей идее, находит им место в своем умозаключении и нередко открывает точку соединения и примирения в совершенно противоположных, соперничающих идеях двух различных европейских наций, которые сами собою, у себя дома, ещё до сих пор у себя, к несчастью, не находят способа примириться между собою, а может быть никогда и не примирятся»...

Не ту же ли специализацию мы видим и в области религии? Каждая нация выбрала религию, присущую и соответствующую духу своей нации. Таковы романские народы с их католичеством, немцы с холодным протестантизмом и т.д. Таким образом, Русский славянский ум, ум высоко синтетический, тогда как английский ум можно назвать высоко аналитическим. Та и другая особенности в высокой степени важны для нации: первая в момент изучения, а вторая в момент обобщения уже изученного. И понятным становится Достоевский, когда говорит:

«И страшно, до какой степени сильна воля Русского человека! Никогда никто не отрывался от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону вслед за своим убеждением! И кто знает, господа иноземцы, может быть, России именно предназначено ждать, пока вы кончите; тем временем проникнуться вашей идеей, понять ваши идеалы, цели, характер стремлений ваших; согласить ваши идеи, возвысить их до общечеловеческого значения и, наконец, свободной духом, свободной от всяких посторонних, сословных и почвенных интересов, ринуться в новую, широкую, ещё невиданную в истории деятельность, начав с того, чем вы кончите, увлечь вас всех за собой».

Таково значение национальной индивидуальности в области жизни и науки.

Не менее восторженно отзывается о Русском народе и А. Хомяков 7 : «Грядущее положит, кому предоставлено стать впереди всего движения, но если есть какая-нибудь истина в братстве человеческом, если чувство любви, правды и добра - не призрак, а сила живая и неумирающая, зародыш будущей жизни мировой - не германец, аристократ и завоеватель, а славянин, труженик и разночинец призывается к плодотворному подвигу и великому служению».

Обращаясь к различным отделам наук, нельзя не указать, что отделы наук политических, социальных, исторических, даже многих естественных не могут обойтись без национального воздействия, и только точные математические и физические науки как бы стоят вне национального взаимоотношения. Но и здесь универсальность и международность относительны. Наука может быть универсальной, но методы, системы, способы, приборы, особенно же литература и имена - вполне могут быть и бывают на деле национальными. Наука - достояние всех, методы и системы часто бывают преимуществом нации, а имена - славою и гордостью нации. Русская наука во всех своих отраслях имеет имена, приобретшие мировую известность. Где та образованная школа за границей, которая не знает имён Лобачевского, Менделеева, Боткина, Л. Толстого, Суворова и многих, многих других. А между тем, мы отличаемся полным забвением к своим светилам науки. Часто это делается по русской халатности и непростительному безразличию, а часто и потому, что в генералы от науки забрались инородцы, которым неохота возвышать имена Русских знаменитых людей. Мы, Русские, отличаемся особенно богатым знанием литературы и имён учёных, очень часто на своих лекциях уснащаем ими наши речи, но или совершенно обходим имена своих учёных, или приставляем их к концу. Совершенно обратное тому делают французы, немцы, англичане и проч. Посмотрите с какою завидною и почтенною любовью и с каким почтением единодушно поляки возвышают своих учеёных и художников. Ещё с большей настойчивостью, иногда даже с нахальством, выдвигают и произносят свои микроскопические знаменитости евреи. А наши, действительно великие, но скромные учёные замалчиваются и мало кому известны. Будем же твёрдо помнить слова Карамзина: кто себя мало уважает, тот не может рассчитывать и по отношению к себе на уважение от других.

Этого у нас впредь не должно быть.

Забывать своих великих людей и великих тружеников, - значит не уважать себя и непочтительно относиться к своей Родине. Это стыдно.

 

Раньше мы кратко рассмотрели особенности характера Русских славян. Это я сделал с тою исключительною целью, чтобы при воспитании было обращено особенное внимание на те свойства характера, которые достойны или поощрения, или сглаживания. Я не считаю возможным указывать здесь рецепты для исполнения этой педагогической задачи. Эго дело наших славных отечественных педагогов, но от указания этих особенностей я не считал себя в праве откланяться.

Наши предки, скифы, сарматы и славяне занимали великую восточно-европейскую равнину и были на ней раскраплены отельными родами на полной свободе и приволье. Они были храбры, воинственны, безстрашны и вольны, как вольный ветер. Они не допускали никакого насилия над собою. Они были подчинены своему старшему в роде, но больше никто не тревожил их свободы. Если на них нападали соседние хищники, то Русские славяне за ограждение своего спокойствия готовы были даже платить дань другим хищникам. Но плата дани не была рабством. Дань - это отчасти отступное, как это нередко делали греки нашим же предкам, вовсе не будучи их рабами; дань - это плата соседям за ограждение родовой безопасности.

Но Русские славяне особенно опасались попасть под власть своим же единоплеменникам, ибо в последнем случае дело не ограничивалось бы данью, а переходило бы в подчинение, рабство. Последнее свободолюбивым Русским славянам было нестерпимо.

Тем не менее, жизнь брала своё. Условия бытия осложнялись. Племя увеличивалось. Возникали взаимные ссоры и рознь. Приходилось самим между собою враждовать. А тут еще платить дань соседям. Думали, думали и решили призвать власть и признать власть. Были призваны славяне же, венды, и были признаны державною властью. Так было на севере.

На юге, кажется, было несколько иначе. Тут, кажется, явились защитниками свои же соседи, Аскольд и Дир. Но затем, осевши на месте, они стали повелителями. И в том, и другом случае явилась Самодержавная власть. И в том, и в другом случае славяне разделились на две части: одни занимались воинским делом с Самодержавною властью защитою от врагов, нападением на соседей и собиранием добычи. Это были вои, это была дружина. Другие работали дома: добывали хлеб, готовили платье, заботились о лошадях и оружии и т.д. Волей-неволей, эти работники лишались уже своей вольной волюшки. Они подчинялись приказанию Самодержавной власти и её дружины. Они на них работали и мало по малу превратились в рабов.

Этих рабов было несравненно больше, чем воев, ибо рабы должны были работать и на себя, и на воев. С другой стороны, и положение рабов было иное. Они терпели и от своей дружины, и особенно много терпели они от набегов соседних князей с дружиною. Во время удельного княжения положение поселян-рабов значительно ухудшилось. Во время татарского ига это положение стало невыносимым. Нелегко было поселянам и в смутное время. Дом Романовых регулирует это рабство и превращает его в крестьянство. Великий Пётр издает особые на этот счёт законы. Великая Екатерина уничтожает формально самое имя раба, но это, как замечает А.С. Пушкин, не мешает ей закрепостить миллионы свободных людей Малороссии и Новороссии. И только на наших глазах окопы рабства были сняты императором Александром

 

II.

Тысячелетнее рабство, однако, не могло не наложить своего клейма как на рабов, так и на рабовладельцев. Оно лишило их сознания собственного достоинства, сознания своего долга, уважения в человеке человека, чувства собственности, оценки значения собственности, прелести труда, лень, унижение, лесть, лишение чувства обиды, порочное воззрение на жизнь, лишение жизнерадостности и т.д.

Все эти важнейшие элементы душевной жизни человека в Русском славянине были подавлены тысячелетним рабством и только ныне могут быть восстановлены путем воспитания и путем восстановления всех этих начал, природою заложенных в душе человека.

Между тем и Самодержавная власть со своею дружиною делала своё дело. Она собирала разделённые отдельные части Русского славянского племени воедино. Она строила из него единое целое. Она построила его и ограждала от внешних врагов. Условия жизни показали, что для целости и благополучия целого требуется покорение соседей и присоединение их к основному целому. Так началось увеличение государства, расширение его пределов, умножение его населения и поднятие его силы, мощи и величия. Особенно много в этом отношении сделал Дом Романовых, в котором выделяются такие мировые личности, как Великий Пётр и Великая Екатерина, и такие великие народники, как Великий Царь Александр III.

И вот ныне Россия представляет собою величайшее государство в мире, занимающее 1/5 часть тверди земной.

Великая по пространству, Россия велика и по своей мощи и величию. К союзу с этой державой стремятся все государства мира. Многие соседи ищут её защиты и покровительства. Многие народы своим бытием обязаны её заступничеству. Её литература - первая в мире. Её художество и искусство поражает мир. Её наука не уступает успехам в других странах. Её величие вызывает в соседях удивление, зависть и скрытую ненависть.

Мы, Русские, с полным правом можем сказать, что мы имеем честь быть членами великой и славной Русской нации. Вот почему все руководители школ и все воспитатели должны, под великой ответственностью за неисполнение, вселять и поддерживать в наших детях убеждение и мнение, что Россия есть великое и мощное государство, и Русские с честью являются её достойными сынами.

 Такое положение России и Русских создается настоящим положением России и тысячелетнею её историей. Все, что составляет ныне Россию, создано её достойными сынами. На этом должны зиждиться почтение и преклонение пред прошлым России и великая честь быть гражданином её в настоящем. Все народности, входящие в состав России, есть её подданные. Они могут быть равноправными нам только постольку, поскольку они заслужат этого своею преданностью и готовностью служить России как её настоящие, истинные дети.

Не стесняться должны Русские своего имени перед всем светом, а гордиться. Вне России мы имеем право на почёт и уважение к себе, ибо, находясь на границе Азии, мы приняли на себя великое иго Монгольское и тем спасли Европу от ужасов этого ига. Мы пострадали за это и во многом отстали в науке и знании. И, тем не менее, мы сбросили это иго. Покорили себе своих бывших владык и успели догнать непрерывно шествующую по пути знания Европу, не уступая ей в своих познаниях.

Разве это не даёт нам права гордиться нашей нацией.

Мы имеем право гордиться нашей нацией внутри своего государства. Ибо мы смело можем сказать в глаза всем нашим подданным, что мы победили их, но не уничтожили. Мы сохранили им их религию, их язык, их нравы и обычаи и требуем одного: да помнят они, что в России державная господствующая нация - Русская нация, и кто желает от России стать равным Русскому, тот должен стать духом Русским. Мы не признаём в России рабов, но кто осмелится в России идти против России, тот лишен будет всех прав, которыми пользуются её достойные сыны. Разве Лорис-Меликов не достиг положения верховного владыки?!.. Разве Чарторийский не повелевал судьбами Белоруссии и Литвы?!.. Им дано было больше, чем они имели на то право. Но пускай помнят и то, что польским революционерам и армянскому дашнак - цютюну больше нет места в России.

Пускай все руководители и преподаватели в наших школах внедряют в наших детей эту идею. Это их долг. И пускай наши дети знают, что они дети славной Русской нации, державной в Российской Империи, а дети прочих наций да знают, что они наши братья и для них честь стать равными с нами.

Сознание достоинства быть Русскими должно создать новое условие в деле воспитания - сознание своею долга, долга Русского гражданина. Каждый мальчик и каждая девочка Русской семьи, будь то дети светлейшего князя, или простого крестьянина, должны исповедовать ту идею, что имея честь быть Русскими, они должны свято, открыто и неукоснительно признавать Самодержавие, создавшее великую Россию, Православие, всегда объединявшее и поддерживавшее её сынов, Единодержавие, составляющее нынешнее величие России и благо народа, составляющего сущность и основу нашего государства. Этот долг надлежит исповедовать как в самом себе, так и вне себя открыто, и никогда не стесняться защищать эти положения, как не должен ни секунды задумываться защищать свою мать, ибо наша Родина есть наша мать. Руководители и преподаватели Русских школ и сами должны исповедовать этот символ национальной государственной веры и в своих питомцах утверждать его, и не за страх, а за совесть.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!