ВОЙНА МЕЖДУ ИДИРАНАМИ И КУЛЬТУРОЙ



(Следующие три главы -- это выдержки из "Краткой истории идиранскойвойны" [версия на английском языке и по христианскому календарю,оригинальный текст 2110 года после Р.Х., неизмененный], изданнойПараренгийзой Листах Джа'андизи Петрайн дам Котоскло. Это произведение представляет собой часть независимого, нефинансируемого Контактом, но удешевленного информпака "Земля-Экстра".) Причины: Культура Это была -- и Культура знала об этом с самого начала -- в полном смыслеслова религиозная война. Культура ввязалась в нее, чтобы спасти свойдушевный покой, не больше. Но этот покой был самым ценным владением Культурыи, возможно даже, единственным владением. Как на практике, так и в теории Культура была выше мысли о богатствеили завоеваниях. Простая концепция денег -- рассматриваемых Культурой как примитивное,слишком сложное и малоэффективное средство распределения -- быланесущественной внутри общества, средства производства которого имели такуюмощность, которая везде и в любом отношении была больше, чем могли разумноили в некоторых случаях неразумно желать ее отнюдь не лишенные воображенияграждане. Все желания -- за единственным исключением -- удовлетворялись внутрисамой Культуры. Жизненного  пространства у нее тоже было в избытке, главнымобразом на материально дешевых орбиталях. Сырье было буквально в неистощимых количествах -- как меж звезд, так ивнутри звездных систем. И энергия тоже была, так сказать, доступна повсюду:с помощью ядерных реакций, аннигиляции, с помощью сети или от звезд(опосредованно, путем адсорбции космического излучения, или непосредственно,путем отбора звездных ядер). Поэтому Культуре не было нужды колонизировать, грабить или порабощать. Единственное желание, которое Культура не могла удовлетворить внутрисебя самой и которое было общим как у потомков древнего человеческогонаселения, так и у машин, которых они вызвали к жизни (пусть даже первыйтакой акт творения свершился очень давно): стремление не чувствовать себябесполезной. Единственным оправданием Культуры для своей относительнобеззаботной, гедонистической жизни, которой жили ее члены, были ее хорошиетруды, секулярное миссионерство Секции Контактов. Ее деятельность состояла не просто в отыскании, каталогизации,исследовании и анализе менее развитых цивилизаций, но -- как считал себяуполномоченным на это обстоятельствами Контакт -- прежде всего в открытомили тайном вмешательстве в исторические процессы других культур. Со своего рода простительным самодовольством Контакт -- а за ним иКультура -- статистически доказывал, что такое осторожное и доброжелательноеприменение "технологии сочувствия" (если воспользоваться популярным тогдавыражением) функционирует якобы в таком смысле, что техника, которую развилКонтакт для недоразвитых цивилизаций, существенно улучшает качество жизни,не вредя обществу в целом тесным соприкосновением с более высокоразвитойкультурой. Конфронтируя с религиозно вдохновленным обществом, решительнонастроенным распространять свое влияние на любую попадающуюся ему на путитехнически недоразвитую цивилизацию, без оглядки на затраты, которыхтребовало такое покорение, и истощение, как следствие захвата, Контакт могили отступить и объявить себя побежденным -- что не только отняло бы уСекции основу существования, но и сделало бы невозможным единственнуюоправданную деятельность, которая позволяла избалованным, уверенным в себе исчастливым людям Культуры с чистой совестью радоваться жизни, -- илибороться. После десятилетий отступления, в течение которых Культураготовилась и закаляла как себя, так и общественное мнение, было неизбежно,что она, как и любой организм, существованию которого угрожают, решилабороться. При насквозь материалистическом и утилитарном мировоззрении дляКультуры совершенно не имел значения тот факт, что у Идира не было никакихвидов на какую-либо физическую часть самой Культуры. Культуре действительно угрожала смерть, если и не путем порабощения илипотерей жизней, машин, сырья или территорий. Куда более опасной для нее былабы потеря цели существования и ее хорошей совести, разрушение ее духа,капитуляция души. Хотя внешние признаки, казалось, не раз указывали на противоположное,но именно члены Культуры, а не идиране, вынуждены были бороться, и в этойрожденной от отчаяния необходимости они приобрели наконец силу, которая --пусть даже имелись бы какие-нибудь сомнения в конечном результате -- немогла пойти на компромисс. Причины: идиране Идиране уже находились в состоянии войны. Они побеждали виды, которыесчитали недоразвитыми, и присоединяли их к религиозной в первую очередьцивилизации, которая лишь случайным образом была отчасти и коммерческой. Им с самого начала было ясно, что их джихад -- умиротворение,интеграция и инструктирование других видов, приведение их пред лицо Бога --будет вынужден растягиваться и расширяться, если не хочет статьбессмысленным. Возможно, пауза или соглашение о перемирии могли быть ввоенном, торговом и административном отношении не менее осмысленными, чемпродолжающаяся экспансия, но это свело бы на нет воинствующее господство какрелигиозную концепцию. Рвение имело больший вес и блеск, чем практический смысл; как и вКультуре, здесь это тоже было делом принципа. Идиранское верховное командование считало войну -- еще задолго до того,как она была официально объявлена -- продолжением постоянной враждебности,являющейся следствием теологической и дисциплинарной колонизации и несущей ссобой количественную и качественную эскалацию вооруженных конфликтов,которую нужно было только довести до известной точки, чтобы расправиться состоящей примерно на той же технологической ступени Культурой. Пока идиране в общем предполагали, что им достаточно только разъяснитьсвою точку зрения и люди в Культуре уступят, немногие идиранские политикипредвидели, что если Культура окажется такой решительной, как предсказывалисамые плохие прогнозы, можно будет сохранить лицо путем политически умного,предпочтительного для обеих сторон объединения. Они могли бы заключить пактили мирный договор, в котором идиране обязались бы замедлить или ограничитьна какое-то время свою экспансию. Культура позволила бы приписать себенекоторый -- не слишком большой -- успех. А идиранам это дало бы: а) религиозно оправданный предлог для консолидации, которая дала быпередышку как идиранской военной машине, так и выбила бы почву из-под ног утех идиран, которые имели возражения против высоких ставок и жестокостиидиранской экспансии и... б) еще одну причину для повышения расходов на вооружение, чтобы припоследующей конфронтации с Культурой или любым другим противником нанестирешительный удар и уничтожить. Только самые горящие фанатизмом секции идиранского общества тянуливойну до последнего конца, впрочем, не говоря об этом открыто. Они толькосоветовали продолжать войну против Культуры и после ее отступления и мирногопредложения, которое, как они считали, будет обязательно сделано. После того как идиране определили таким образом вероятное развитиесобытий, к которому поражение не относилось, они без сомнений и проволочекбросились в войну с Культурой. Самое страшное, что они предполагали, -- это возможность того, чтовойна будет начата в атмосфере обоюдного непонимания.    Они были не способны понять, что враг-то их понимал почти всовершенстве, а вот им самим были совершенно непонятны силы веры,необходимости, страха и морали, действующие внутри Культуры. Война (краткий очерк) Первый конфликт между идиранами и Культурой произошел в 1267 г. послеР.Х., второй -- в 1288-м. В 1289-м Культура построила первый настоящийвоенный корабль после пятиве-кового перерыва, только в качестве прототипа(официальным поводом было то, что поколения моделей военных кораблей,которые производились электронными мозгами, так далеко ушли в своем развитииот последнего действительно построенного военного корабля, что возникланеобходимость проверки соответствия теории и практики). Третий конфликт в 1307-м имел последствиями выход из строя машин. Впервые в Культуре заговорили о войне как вполне вероятном событии. В1310-м Секция Мира отделилась от главной части населения, в то время как наконференции на Анхрамин-Пит было решено отступить (мероприятие, котороепроклинали близорукие идиране и, соответственно, приветствовали гражданеКультуры). Четвертый конфликт начался в 1323-м и длился (с участием представителейсо стороны Культуры) до 1327-го -- года официального начала войны. Теперь вдело вступили корабли и персонал Культуры. Военный Собор Культуры в 1326-мимел следствием то, что отделились другие части Культуры, уклонявшиеся отприменения силы в любых обстоятельствах. Соглашение о военных правах между идиранами и Культурой былоратифицировано в 1327 году, а в 1332-м на стороне идиран в войну вступилигомомдане. Гомомдане -- еще один трехногий вид, который обладал большейгалактической зрелостью, чем Культура или идиране -- предоставили убежищетем идиранам, которые после Второго Великого Изгнания (1345-- 991 гг. доР.Х.), происшедшего после войны между сканкатрианами и идиранами, сталиСвятыми Пережившими. Пережившие и их потомки стали лучшими и самыми вернымидесантными отрядами гомомдан. После неожиданного нападения на Идир и его вторичного покорения в 990году до Р.Х. сотрудничество обоих трехногих видов продолжалось, и чемсильнее становились идиране, тем больше это сотрудничество приближалось кравноправному партнерству. Гомомдане вступили в войну на стороне идиран, так как не доверялирастущему могуществу Культуры (это чувство вообще-то было не у них одних,хотя они оказались единственными, кто открыто что-то предпринял  противэтого). В то время как между ними и людьми было относительно малонедоразумений и вообще не было сильных разногласий, все же в течениедесятков тысячелетий основой гомомданской политики было то, чтобы каждойгруппе в Галактике, достигшей технологического уровня, помешать повозможности стать слишком сильной, а в их глазах Культура приближалась кэтой точке. И никогда гомомдане не бросали все вспомогательные силы видиранское дело; они использовали часть своего могучего и мощногокосмического флота, чтобы только заполнить пробелы качества идиранского. Культуре объявили, что война только тогда превратится в тотальную,когда люди нападут на родную планету гомомдан (фактически в течение  всейвойны между гомомданами и Культурой поддерживались ограниченныедипломатические и культурные отношения и даже велась кое-какая торговля). Ошибки в расчетах: идиране считали, что могут выиграть войну и водиночку, а уж с гомомданской поддержкой они непобедимы вообще. Гомомданесчитали, что их влияние изменит равновесие в пользу идиран (хотя для победынад Культурой никогда не были готовы поставить на карту собственноебудущее). Мозги Культуры считали, что гомомдане не придут идиранам напомощь, и с учетом этого предположения произвели расчеты длительности,стоимости и выгод войны. В течение первой фазы войны Культура большую часть времени провела вотступлении перед быстро расширяющейся иди-ранской сферой, перепрофилироваласвое производство на военное снаряжение и строительство флота боевыхкораблей. В эти первые несколько лет война в космосе эффективно веласьКультурой с помощью контактных единиц. Они строились не как военные  корабли, но были достаточно вооружены и быстроходны, чтобы тягаться собычными идиранскими кораблями. Кроме того, Культура всегда опережала идиранв технологии силовых полей, что давало контактным единицам преимущество вобороне и защите от повреждений. Эти различия в известном смысле отражалиразницу в общем мировоззрении обеих сторон. Для идиран корабль был средствомдля перелета с одной планеты на другую и для защиты планет. Для Культурыкорабль был тренировкой способностей, почти произведением искусства.Контактные единицы (и военные корабли, которыми они постепенно заменялись)строились с комбинацией гениального энтузиазма и ориентированного на машиныпрактического смысла. На это у идиран ответа не было, хотя контактныеединицы в первые годы весьма проигрывали численно. С лучшими жегомомданскими кораблями их вообще невозможно было сравнивать. В начальной фазе войны были самые тяжелые потери жизней, когда идиранепроводили внезапные атаки на многие не важные для войны орбитали Культуры ииногда одним ударом уничтожали миллиарды. В качестве шоковой терапии этооказалось ошибкой. В качестве военной стратегии это только уменьшаловспомогательные средства и так уже скудных запасами идиранских военныхсоединений, которым с большим трудом удавалось отыскивать далекие орбитали,астероиды, корабли-фабрики и системные корабли, где производилось снабжение. Одновременно идиране пытались контролировать большие пространства имножество обычно сопротивляющихся и часто бунтующих мелких цивилизаций,которые отступление Культуры оставило на их милость. В 1333-м соглашение о военных правах было дополнено в том смысле, чтобыло запрещено разрушение заселенных невоенных объектов, и конфликт почти досвоего окончания продолжался немного более сдержанным образом. В 1335-м война вступила во вторую фазу. Идиране по-прежнему испытывалитрудности в консолидации своих завоеваний; а Культура наконец справилась сосвоим перевооружением.   Последовал период растянутых в пространстве битв, когда Культураглубоко внедрялась в идиранскую сферу. Идиранская политика колебалась между попыткой защищаться, что идиране иделали, одновременно собирая новые силы, и высылкой сильных, но ослабляющихоборону экспедиций в остальную Галактику в надежде нанести удары по врагу,который, к их разочарованию, обращался в бегство. Культура была способна использовать почти всю Галактику, чтобыспрятаться в ней. Все ее существование по сути было мобильным; даже орбиталимогли перемещаться в другое место или просто сдавались врагу, а жителейэвакуировали. Идиране же своей религией были обязаны брать и сохранять все,что они могли, защищать границы, планеты и луны и прежде всего любой ценойсохранить Идир. Несмотря на гомомданские рекомендации, идиране отказывались не толькоотступить в легче защищаемые районы космоса, но и дискутировать о заключениимира. В течение более чем тридцати лет война колебалась туда-сюда междубитвами, паузами, попытками гомомдан заключить мир, большими походами,успехами, неудачами, славными победами, трагическими ошибками, героическимидеяниями, завоеваниями и перезавоеваниями больших космических пространств имногочисленных звездных систем. Но через три десятилетия гомомданам все надоело. Идиране оказалисьтакими же бескомпромиссными союзниками, какими они были послушныминаемниками, а корабли Культуры требовали слишком большой пошлины от дорогогогомомдан-ского флота. Гомомдане потребовали и получили определенные гарантииот Культуры и вышли из войны. С этого момента одни только идиране сомневались в окончательном исходе. Культура за время войны выросла в чудовищную силу и набрала за эти годыдостаточно опыта (дополнительно ко всему опыту из вторых рук, который онанаследовала за несколько тысяч лет до этого), чтобы лишить идиран всякогофактического или воображаемого превосходства в хитрости, коварстве ирешительности. Война в космосе закончилась в основном в 1367 году, война на тысячахпланет, которые были сданы идиранам -- со стороны Культуры она веласьглавным образом машинами, -- официально в 1375-м, хотя отряды идиран имеджелей, которые ничего не знали о заключении мира или игнорировали его,еще чуть не три столетия вели мелкие, спорадические бои. Идир никогда не подвергался нападению и никогда не капитулировал всобственном смысле этого слова. Его компьютерная сеть была взята эффекторныморужием и, однажды освобожденная от встроенных ограничений, выросла досознания. И стала мозгом Культуры. Некоторые идиране покончили самоубийством, другие ушли в изгнание кгомомданам (которые изъявили готовность принять их, но отказались помогать вподготовке новых, нападений на Культуру), или основали независимые, судя поименам, невоенные поселения внутри других сфер влияния (под присмотромКультуры), или в автономных кораблях отправились в менее исследованные частиОблаков, или приняли победителей. Некоторые вступили в Культуру, а кое-ктодаже стал ее наемником. Статистические данные Продолжительность войны: сорок восемь лет и один месяц. Общее числопавших, включая машины (оцениваемые по логарифмической шкале сознаний),меджелей и некомбатан-тов: 851,4 миллиарда (плюс-минус 0,3%). Потери:корабли (всех классов, выше межпланетного) -- 91 215 660 (плюс-минус 200),орбитали -- 14 334, планеты и большие луны -- 53, кольца -- 1, сферы -- 3,звезды (при сигнификантно индуцированной потере массы или изменении позициив ряду) -- 6. Исторические перспективы Маленькая, короткая война, которая лишь очень редко распространяласьболее чем на 0,2% Галактики по объему и 0,1% по звездным популяциям. Предания упорно воспевают куда более впечатляющие конфликты изанимавшие во времени и пространстве куда больше места... Тем не менеехронисты древних галактических цивилизаций оценивают войну между идиранами иКультурой как самый значительный конфликт последних пятидесяти тысяч лет икак одно из тех уникально интересных событий, которые так редки сейчас. DRAMATIS PERSONAE Сразу же после окончания войны Джубоал-Рабаронза Перостек Алсейн дамТ'сайф заставила поместить себя в долговременный накопитель. Во время войныона потеряла большинство своих друзей и решила, что ей не по вкусу ни слава,ни воспоминания. Кроме того, после наступления мира ее постоянно преследовалМир Шара, заполняя ее ночи сновидениями о темных извивающихся туннелях,гудевших эхом безымянного ужаса. Это состояние можно было излечить, но вместо этого Бальведа выбрала сонбез сновидений в накопителе. Она оставила указание, чтобы ее оживили сноватолько тогда, когда Культура сможет статистически "доказать", что война быламорально оправдана, другими словами, через столько времени -- мирного, --когда она сможет убедительно доказать, что при предполагаемом и вероятномразвитии идиранской экспансии погибло бы определенно больше людей, чемдействительно погибло во время войны. Она была в надлежащем порядкеразбужена в 1813 году вместе со многими миллионами других людей в сфереКультуры, которые отправились в накопители и оставили такое же условиеоживления; большинство с тем же чувством злого юмора, как и она. Через несколько месяцев Бальведа умерла вследствие автоэвтаназии и былапогребена на Джубоале, ее родной планете. Фел'Нгистре так и не представилосьвозможности с ней познакомиться. Кверл Ксоралундра, отец разведки и воин-жрец племенной секты ЧетырехДуш с Фарн-Идира, был среди оставшихся в живых после частичного разрушения изахвата идиранского легкого крейсера "Рука Бога 137". Ему с двумя офицерамиудалось бежать из поврежденного крейсера, пока системный корабль класса"гора" "Нервная энергия" пытался захватить его неповрежденным,прибор-деформатор доставил кверла назад, на Сорпен. Там, ненадолгоинтернированный Геронтократией, он при появлении 93-го идиранского флота былосвобожден за номинальный выкуп. Он снова служил в тайной разведке и избежал схизматической ВторойДобровольной Чистки, которая последовала за прекращением гомомданскойподдержки. Вскоре после этого он вернулся к своей прежней службе в качествеофицера военной логистики и пал во время битвы у Близнецов-Новых за контрольнад рукавом Один-Шесть в самом конце войны. Присоединившись во время остановки на Ваваче к Отряду Ближнего БояГоссела, Джандралигели вскоре стал заслуживающим доверия членом шайкинаемников лейтенанта и в конце концов получил командование над третьимкораблем отряда "Контрольная поверхность". Как и для всех членов Отряда Ближнего Боя, которые пережили эту войну,для Джандралигели это была добычливая война. Вскоре после смерти Госсела --во время ряда битв у Семи Слоев на Ороарче -- он ушел из отряда, чтобыостаток жизни руководить Независимым Колледжем Житейских Советов на лунеДекадент в системе Семи Грехов и вступил в секту Зажиточных КавалеровБесконечно Радостных Актов (реформированную). Он почил -- приятно, если немирно -- в постели кого-то другого. Робот Юнаха-Клосп был полностью отремонтирован. Он ходатайствовал оприеме в Культуру и был принят, до конца войны он прослужил на системномкорабле "Иррегулярный Апокалипсис" и легком системном корабле "Разница вприбылях". Потом его перевели на орбиталь по имени Эрбил на какой-то пост назаводе транспортных систем. Теперь он на пенсии и в качестве хобби строит маленькие автоматы напаровом ходу. Стафл-Преонса Фел Шильда 'Нгистра дам Крое пережила еще один несчастныйслучай при подъеме в гору и продолжала давать советы лучше, чем машины,которые были в миллионы раз умнее ее. Она много раз меняла пол, родила двоих детей, после войны вступила вКонтакт, на одной из неконтактных планет второго уровня без разрешенияприсоединилась к племени диких наездниц, вкалывала на управляемогогипермудреца в воздушной сфере Блокстаара, из-за переноса робота Джеза вгрупповой мозг вернулась в Культуру, была засыпана лавиной при подъеме вгору, но осталась в живых, чтобы рассказать об этом, родила еще одногоребенка, потом приняла приглашение присоединиться к Секции ОсобыхОбстоятельств Контакта и почти сто лет провела тайным агентом (мужчиной) втолько что вошедшей в контакт с Культурой Анархии Миллиона Звезд Совелея.После этого была учительницей на орбитали в маленьком звездном скопленииблиз Малого Облака, опубликовала популярную и расхваленную критикамиавтобиографию и несколько лет спустя исчезла в возрасте 407 лет, когда вовремя каникул предприняла круиз на одно из старых колец Дра'Азона. Что касается Мира Шара, то люди еще раз вернулись на него, но уже послевойны. После того, как "Вихрь чистого воздуха" покинул планету -- скореенацеленный, чем направляемый Перостек Бальведой на заключительное рандеву скораблем Культуры за пределами военной зоны, -- прошло более сорока лет,прежде чем одному из кораблей было разрешено пересечь Тихий Барьер. Когда этот корабль -- системный корабль "Протез совести" -- прошелбарьер и отправил вниз группу высадки, контактный персонал обнаружилКомандную Систему превосходно отремонтированной. Восемь безупречносохранившихся поездов стояли на восьми из девяти совершенно невредимыхстанций. За четыре дня, в течение которых было позволено оставатьсясистемному кораблю и разведгруппе, не было обнаружено никаких следовобломков, повреждений, трупов, то есть никаких отходов и вообще каких-либопризнаков базы Оборотней. К концу этого срока от "Протеза совести"потребовали покинуть планету, а затем Тихий Барьер закрылся навсегда. Но отходы были.  Целый воз трупов и материалов с базы Оборотней, плюсдополнительное снаряжение, которое доставили с собой идиране и Отряд ВольныхНаемников, да еще оболочка деформатора-"зверя" чай-хиртси -- все лежаловблизи одного из полюсов планеты под километровыми льдами глетчера, сжатое вплотный шар из разорванных частей поездов и застывших изуродованных трупов. Среди имущества, которое было вычищено из той части бывшей базыОборотней, что когда-то была каютой женщины Кирачелл, находилась маленькаяпластиковая книжка с настоящими страницами, покрытыми крошечными письменами.Это была сказочная повесть, любимая книжка этой женщины, и первая страницаистории начиналась словами: Джинмоти с Бозлена Два... Спасенный из туннелей Командной Системы мозг ничего не мог вспомнить особытиях между его подпространственным переходом в туннели и окончательнымремонтом и реабилитацией на борту системного корабля "Довольно, мистерЭлегантное Пугало" после его спасения Перостек Бальведой. Позднее он былустановлен в корабле класса "океан" и пережил войну, хотя принимал участиево многих важнейших космических битвах. Перестроенный потом в корабль класса"горная цепь", он принял свое -- немного необычное -- самостоятельновыбранное имя. Оборотни во время последней фазы войны в космосе исчезли как вид.

Эпилог

Гаймишин Фо, запыхавшаяся и, как обычно, опаздывающая и в далекозашедшей стадии беременности, случайным образом прапрапрапрапраправнучатаяплемянница Перостек Бальведы (а также восходящая поэтесса), вступила на бортсистемного корабля через час после своей семьи. Паром забрал их всех с далекой планеты в Большом Облаке, на которой онипроводили отпуск, и вместе с несколькими сотнями других людей доставил набольшой новый системный корабль "Детерминист", который скоро должен былотправиться в путешествие от Облаков к Главной Галактике. Фо не так интересовало само путешествие, как корабль, на котором онаего совершит. Ей еще не приходилось видеть корабли системного класса, и онавтайне надеялась, что размеры корабля с его множеством отдельных компонент,паривших внутри воздушного пузыря длиной двести километров, и его штатныйсостав в шесть миллиардов душ наполнят ее новым вдохновением. Фо немного переволновалась при этой мысли и была совершенно переполненасвоим новым значением и ответственностью, но все-таки вспомнила об этом,пусть даже немного поздно, когда взошла на борт много меньшего кораблякласса "горная цепь". -- Мне очень жаль, что мы не представлены, -- сказала она, выходя измодуля в нежно освещенную Малую Грузовую Бухту и обращаясь к дистанционноуправляемому роботу, который помогал ей выгружать багаж. -- Я Фо. А какзовут тебя? -- Я Бора Хорза Гобучул, -- ответил ей корабль через робота. -- Странное имя. Как получилось, что ты так себя назвал? -- Это длинная история... Гаймишин Фо просияла. -- Я люблю длинные истории.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!