Искушение скромной отшельницы 17 страница



Ирине пришлось выстоять немалую очередь - желающих попасть именно на ее открытие собралось много. Оказавшись в выставочном зале, женщина тут же отметила, насколько возросла толпа корреспондентов и почитателей таланта этого замечательного портретиста.

И, несмотря на то, что посетители окружили плотным кольцом своего кумира, ей все же удалось переброситься с Антоном несколькими фразами:

–  Здравствуйте, Антон Михайлович! Поздравляю с открытием прекрасной выставки!

– Ирина... Александровна... – с трудом признав в высокой женщине с седой проседью в пышных темных волосах, элегантном фисташкового цвета костюме пугливую пичугу Ирочку, вдохновительницу самой любимой его картины, пробормотал художник и галантно поцеловал ей руку. – Очень рад вас видеть! Как вы живете, счастливы ли? – скороговоркой спросил мужчина, но уже через секунду им завладел какой-то настойчивый журналист, обрушив свои профессиональные вопросы. И все же Ирина успела ответить, прежде чем оператор оттеснил ее своим плечом вглубь толпы:

– Счастлива ли? Очень! Никогда не думала, что и на мою долю когда-нибудь выпадет счастье, за которое не придется расплачиваться ничьей жизнью!

Художник сделал попытку продолжить разговор с некогда вожделенно любимой женщиной, но под давлением обстоятельств, отказался и принялся отвечать на дотошные вопросы еще одного заморского журналиста.

Однако на сей раз ни прессой, ни коллегами пренебрегать Антону не захотелось. Едва взглянув в лицо сорокапятилетней женщины, он тут же почувствовал, что чары РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЫ КОНЧИЛИСЬ!

Перед ним стояла нормальная женщина с самой обыкновенной судьбой.

А Ирина Александровна, замерев перед "Портретом роковой женщины", долго не могла оторвать глаз от своего давнего двойника. Господи, как вели-ка была дистанция между ними! Чего стоят эти поднятые к голове полупроз-рачные руки: то-ли поправить соскальзывающие на грудь волосы, то-ли заклинающие о чем-то небо? А зловещая спираль, чуть наискось от головы - уж не темные ли это силы рока, стремящиеся покинуть границы картины? А переполненные отчаянием глаза с высохшими слезами - неужели всеми этими чувствами, вдруг прорвавшимися наружу в тот давний летний день в мастерской, было наполнено ее лицо, вся она? Ну, конечно. Так что художнику иного не оставалось, как перенести их на полотно.

Трудно сказать, сколько Ирина простояла возле картины. Множество самых противоречивых мыслей вызвала встреча со своим двойником, но среди сумбура главенствовала одна: благодарность самой себе за мужество и выдержку, за самоотречение! Ведь на эти жертвы она пошла во имя таланта художника, подарила ему долгую и плодотворную жизнь.

 

Юбиляр - ведь отмечалось двадцатипятилетие его творческой деятельности - после шикарного банкета далеко за полночь приехал один в свою новую мастерскую. Немного покружил по комнате, потом извлек из шкафа папку с набросками к "Портрету роковой женщины" и долго, забыв о зажженной сигаре, рассматривал каждый клочок бумаги, на котором много лет назад ему удалось "законспектировать" свой самый необычный роман в богатой на любовные перипетии жизни.

С каким-то юным волнением, рассматривая наброски и как бы переносясь в то время, он вдруг понял:

– Зря, пожалуй, рок называют "слепым", приписывают ему массу неле-пиц. Он совершается во ИМЯ ЧЕГО-ТО, но сущность свою раскрывает не сразу, лишь спустя годы, десятилетия... И смерти мужей Ирины, хотя так ду-мать кощунственно, оказались нужны не року, а мне, художнику, для того, чтобы запечатлеть эту молодую вдову во всем трагизме ее изумительной красоты!

С интересом, будто заново, просмотрел художник и те несколько вариан-тов "Роковой", которые сделал уже после разлуки. Лишь через четыре года какое-то внутреннее напряжение в нем ослабело, а работа над портретом пе-рестала быть манией, наваждением и отпустила его душу, позволив ей бес-препятственно заниматься воплощением других замыслов.

На только что открывшуюся выставку Антон представил окончательный вариант "Портрета роковой женщины". Его-то и увидела Ирина.

Заново переживая события юбилейного дня, Антон воскресил в воображении новое лицо Ирочки, очень милой женщины "бальзаковского" возраста. И тут новая догадка заставила томительно сжаться его сердце:

–  Господи, да ведь после того, как мы познакомились, и я принялся пи-сать ее портрет, расставаться нам не было никакой нужды, потому что в поединок с ее роком вступил мой талант! И победил!

С этими приятными мыслями юбиляр покинул мастерскую и направился к особняку, расположенному поблизости, где его дожидалась молодая супруга и трехмесячный сын.

 


" МАТЕРИК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ"


Собеседник

–  Стань моим собеседником! –  как-то попросила своего знакомого.

Он согласился. С тех пор мысленно беседую с ним, когда оказываюсь вдали от дома.

…Стою ли около уводящего взгляд в степь окна поезда; трясусь ли в попутной машине, вытряхивающей из меня всю канцелярскую скуку; замираю ли от восторга при виде потрясающего заката возле иллюминатора самолета ...

Порой кажется, уж больно злоупотребляю доверием знакомого. Поэтому при встрече чаще всего молчу.

Но он с такой, подкупающей душу заинтересованностью, расспрашивает о случившемся за время разлуки, что ничего иного не остается, как пересказать вслух все, о чем думалось в одиночестве.

 

Рассказ следователя

 Во время допроса восемнадцатилетней девушки, убившей с циничной жестокостью из-за ревности свою подругу, я разнервничался и закурил.

 Обвиняемая попросила у меня сигарету и начала беспечно пускать дым колечками. А когда сигарета кончилась, кокетливо передернув плечиками, капризно попросила:

–  Только, пожалуйста, не говорите маме, что я курю. Если она узнает, ужасно расстроится.

... Хорошо, что во время допроса на письменном столе не оказалась мраморного чернильного прибора!

Ни вопросов, ни нареканий

 

В редакцию радиовещания ворвался разъяренный режиссер и закричал с порога:

 –  Где Шубин? Где автор выпуска? Попробуйте разобраться, чего он тут понаписал? Да где же он?

В просторной комнате редакции все странно молчали. Режиссер еще что-то спросил в раздражении и умолк.

–  Нет больше Шубина... Умер... Только что из дома жена позвонила. –  почти шепотом ответила машинистка.

Режиссер растерянно попятился к двери, теребя в руках испещренные бесконечными вопросами страницы Шубинской передачи. Но прежде, чем ринуться по длинному коридору к студии, резко вскинул голову и беззвучно прошептал:

–  Понятно...

В студии он несколько минут, обхватив ладонями голову, просидел, не проронив ни слова. Потом взглянул на часы и подал знак дикторам читать текст.

Завершив запись, режиссер был немало удивлен тому обстоятельству, что после известия о смерти журналиста, ни вопросов у него к нему, ни нареканий не оказалось...

 

Слава и поэт

Слава легкомысленной девчонкой поманила Поэта за собой. Не раздумывая, помчался он за ней следом, не представляя ни длины дороги, ни ее всевозможных тягот.

Слава увлекла Поэта с оживленного проспекта в глухие безлюдные тупики. Замечая его нерешительность, подбадривала внезапной доступностью, воспрянувшего же - немедленно покидала вновь.

Поэт задыхался от непривычно быстрого бега. Ему хотелось остановиться, передохнуть, а может, и вовсе от нее отказаться.

Но поджидающие в нескольких шагах глаза Славы были так восхительны!

 

 

Портрет Пушкина

Накрепко врезалась в память где-то вычитанная фраза о том, что "только посмертная маска не лжет."

Но согласиться с этим утверждением мне мешает один поздний портрет Пушкина, написанный художником Линевым за год до дуэли.

Я не встречала в живописи более  трагически выписанного человеческого лица, где каждое прикосновение кисти художника к холсту кажется стенограммой отчаяния портретируемого!

Расшифровка этой стенограммы предельно проста: близость смерти и готовность к ее принятию.

На смертном же одре, по воспоминаниям близких, у Александра Сергееви-ча лицо было иным: отринувшим земные заботы, готовым к вечности.

 

 

Голубая нить

Осенним утром вышла я из подъезда своего дома и, едва сделала несколько шагов, как с придорожного дерева под ноги мне упала голубая нить. Один ее конец был обвит вокруг обломившейся ветки, другой - затерялся неизвестно где.

С давно забытым любопытством отправилась я в путь, взяв  в поводыри, голубую нить. Она тут же вобрала в себя мои мысли и, не давая времени на раздумья, петляя среди кустов шиповника, вывела на пустырь.

Возле полуразрушенной арки из оранжевых кирпичей нить прежде, чем оборваться, резко взметнулась ввысь. Последовав за ней, подняла глаза и ... неожиданно оказалась лицом к лицу с солнцем!

Весь облик древнего светила говорил о том, что оно собралось позировать неведомо кому для своего парадного портрета.

Моя душа, взволнованная исключительностью события, запечатлела Солнце - величавого старца, со снисходительной грустью взирающего на груды мусора из полукружия старинной арки на заброшенном пустыре.

 

 

Секрет

Подруги полушутя, полусерьезно спрашивают:

–  Наверное, ты знаешь какой-то секрет, продлевающий твою молодость?

–  Конечно! Все морщинки вместе с плохим настроением и грустными мыслями оставляю на страницах своих рукописей! – смеясь, ответила я. А дома, оставшись в одиночестве, над этим мимолетным разговором всерьез призадумалась:

–  А если бы и вправду у меня появилась фантастическая возможность ос-тавлять приметы своей старости в книгах и, тем самым, избавляться от нее, согласилась ли я на такой вариант?

Вопрос, заданный самой себе оказался довольно сложным. Итог раздумью подвела лишь глубокой ночью:

 –  Нет! Ни за что не позволю плоть своих книг обременять старческой не-мощью! Пускай из души в книги перельются до последней капли мои молодость, задор, оптимизм! Ведь путь творения не сравнимо длиннее человеческого и, чтобы его одолеть, требуются немалые силы. Разве я вправе их транжирить на свое кокетство и капризы?

 

Человек – маяк

На Черном море был небольшой шторм. А я все же отважилась немного поплавать. У вспененной кромки пляжа вдруг меня окликнул незнакомый мужчина:

–  Прошу, не заплывайте далеко! Мало ли что может случиться в такую неспокойную погоду?

Неподдельная заинтересованность в моей судьбе побудили к незнакомцу отнестись серьезно:

–  Если вы будете стоять на берегу и смотреть на меня, уверяю, ничего плохого со мной не случится!

Незнакомец, взобравшись на валун, все время, пока меня то подкидывали вверх, то роняли на своих вспененных ухабах волны, напряженно глядел в мою сторону.

Во время того рискованного купания был момент, когда я неожиданно смалодушничала, и сразу руки и ноги отяжелели, а глубина магнитом потянула безвольное тело в бездну.

И тут сквозь шум волн до меня долетели отчаянные крики Незнакомца. Заслышав их, я очнулась и торопливо поплыла к берегу на зов человека - маяка.

Потом в единоборствах с житейскими трудностями довольно часто мне вспоминался этот Незнакомец. Как бы хотелось, чтобы за меня переживали, поддерживали и в повседневной жизни также,  как когда-то это сделал он на далеком и чужом берегу...

 

 

Сравнения

Будто улитка раковину, перетаскиваю из одного дня в другой груз сравнений:

кто из знакомых удачливее, талантливее, счастливее?

кто из них опаснее, наглее, глупее?

кто дальновидней, расчетливее...?

Ну,  кто же, кто?

И только в присутствии любви каждый человек обретает истинную ценность! Он становится НЕСРАВНЕННЫМ!!!

Свобода

На всевозможных житейских перекрестках…

В толчее городского транспорта...

В ожидании своего рейса в аэропорту...

В пустой болтовне со знакомыми и случайными людьми - то обретала, то вновь теряла Свободу  – свою самую большую драгоценность.

Совершенные, но не сразу осознанные ошибки, проступки, лишали меня ее, ставшей едва ли не привычной.

Они-то, лишь спустя годы я это с трудом осознала, служили ЛОМБАРДОМ, куда я сдавала ее на хранение, покорно платя проценты, назначенные Судьбой.

 На днях, истосковавшись по Свободе, хорошо знакомой дорогой отправилась в свой личный ЛОМБАРД.  Но...

Наглухо закрытые ржавыми ставнями окна впервые отказались мне ее возвратить.

 

 

Возле окна

Один чудак-фотограф круглый год держал старинный фотоаппарат своего деда на подоконнике и снимал все, что открывалось ему с этой видовой площадки.

А за окном по весне цвел сад и осыпал свои лепестки на аккуратно вскопанные грядки.

Летом, когда созревали плоды, частенько поклевать их наведывались птицы - они охотно позировали затаившемуся фотоохотнику, конечно, не подозревая об этом.

Делал мастер свои снимки и во время дождя, и в туман, и сквозь январское морозное кружево.

Мне не случайно нынче вспомнился старый фотограф, потому что вдруг показалось, будто все последние годы я так же, как и он, затаилась и с бес-пристрастностью фотоаппарата запечатлеваю в своей памяти события, про-исходящие по ту сторону оконного стекла. Но отдастся же во власть непредс-казуемой уличной круговерти что-то внутри самой себя все больше и больше мешает.

А может, душа ждет, когда раздаться чей-то настойчивый стук в мой дом, на который она без промедления откликнется и, как когда-то в юности, отважно и радостно ринется в неизвестность.

 

Удел избранных

Смерть дается каждому вместе с рождением. Но поведать о своем времени красноречиво и достоверно - удел избранных Его Величеством Талантом.

Уж не удостоилась ли я столь редкой чести?!

Иначе, зачем Судьба, опутав меня незримыми нитями ответственности, изо дня в день гонит на нескончаемые поединки с глупостью, подлостью, ненавистью и прочими повседневными недугами?

 

 

Отправитель и получатель

Я – отправитель скромного томика прозы – когда-нибудь в последний раз приду на почту. Приемщица-смерть, упаковав бандероль в плотную бумагу, вонзит в расплавленный сургуч свой штемпель с датами всего лишь двух событий в моей жизни. А вместо всех прочих поставит аннулирующее все подробности тире.

 Сейчас трудно сквозь завесу собственного небытия предположить, какие мысли и чувства вызовет бандероль у получателя?

Приблизит ли его к прожитому мной времени или же, напротив, отторгнет?

Ах, как хочется, чтобы отправленная бандероль все же нашла своего получателя, хотя... всякое может быть.

Ведь адрес пришлось указать весьма приблизительный: ПОТОМКУ!

 

 

Поэт

Ты не такой, как все...

Бесстрашным Икаром паришь в поднебесье, забывая о ненадежности крыльев.

Ихтиандром погружаешься в запретные для простых смертных глубины, черпая вдохновение в преодоленных опасностях.

Ты, как никто другой, живешь одновременно в "СЕЙЧАС" и в "ВЕЧ- НОСТИ"!

И ни одна земная женщина, какой бы самоотверженной ни была ее любовь, не в силах надолго удержать твою душу.

Потому что ты – П О Э Т !

Маленький философ

У меня нет друзей, и поэтому не знаю: кто же я такой?

Мне очень грустно даже когда я смотрю телевизор, купаюсь в речке или гуляю по лесу.

До чего же хочется, чтобы кто-то пришел ко мне в гости, а я бы поделился с ним замечательными бабушкиными пончиками! Или поставил бы "видик" про инопланетян! А, может, подарил книжку, которую уже почти выучил наизусть?!

Иногда кажется, что моими друзьями могли бы стать какие-нибудь животные, например, ежик, зайчик, волчонок... Ведь главное, чтобы они меня любили так же, как буду любить их я!

 ...Взрослые разбрелись кто куда: они очень заняты, я же гуляю один по знакомым тропинками возле дачи и мечтаю о том, чтобы кто-нибудь назвал меня своим другом.

Из книги отзывов

"Я многие годы собираю отзывы читателей на свои книги. И очень их це- ню. Вот некоторые высказывания на разные книги".

Искусствовед Г.М. Савинова после прочтения «Зимних яблок»:

«Поэты и художники в своих произведениях обнажают себя. Я будто бы сквозь всю твою жизнь прошла.

Всему написанному веришь, потому что нет фальши».

Назарова Руфина, журналистка:

«Твои произведения высвечивают в людях то ценное, что оно скопили своим жизненным опытом. В твоих последних работах – сильное влияние Космоса. Ты – проводник идей Вечности».

Аркадий Шведов, рабочий:

«Ваши рассказы нужны таким людям, как я. Целый день с грязью, желе-зом, грубыми людьми… А тут, читая, сразу начинаешь перестраиваться, ку-да-то трудности уходят. А жизнь, с ее эмоциями, выдвигается на первый план».

Алена Алексеева, корреспондент газеты «Канаш»:

«Я влюблена в Ваше творчество. А рассказы из книги «Портреты женщин в интерьере жизни» поразили, прежде всего, своей откровенностью. Героини этих рассказов талантливые, умные, целеустремленные женщины. Но судьбы у них разные. Просто в жизни кому-то больше, а кому-то меньше везет.

  Вы очень талантливая писательница. И я рада, что мне пришлось познакомиться с Вашим творчеством».

А эти строки писала я еще в 1984 году, но они выражают мою творческую суть и сегодня:

«…стремлюсь к обобщениям, то есть выхожу в миниатюрах за пределы одной личности и протягиваю незримые нити ко всем находящимся со мной на одной духовной волне. С каждой новой книгой, чувствую, единомышлен-ников у меня будет все больше и больше.»

 

Поздравление  с 65 - летним юбилеем

 

Сердечно поздравляем Вас, известную ульяновскую писательницу, с 45 - летием творческой деятельности. Ваши книги пользуются любовью у ульяновцев.

Ваши читатели благодарят вас за встречи в школьных и студенческих аудиториях, в библиотеках, клубах.

Вы являетесь проводником культуры нашего края, учите молодежь лю-бить нашу российскую словесность.

  Дорогая Лидолия Констатиновна!

Примите в честь Вашего славного юбилея искренние пожелание здоровья, счастья и дальнейшего расцвета Вашего таланта.

                                                                                             Коллеги, друзья.

Никитина Лидолия Константиновна  родилась  23 сентября  1941года в   г. Ташкенте. В 1964 г. закончила филологический факультет Ташкентского Государственного университета. Основная профессия – журналист.

Член Союза писателей России. Лауреат литературных конкурсов «Ташкентская лира» - 1980 г. и Всероссийского «Проза детям» - 2000 г.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!