Искушение скромной отшельницы 16 страница



 – Ну и где же теперь эти ваши мужья? – растерянно вопросил Антон. Невольная ирония, проскользнувшая в вопросе, будто пощечина, заставила женщину вжать голову в плечи. Прикрыть лицо обеими руками. И тут же сквозь глухие рыдания до него донеслось:

–  Они мертвы... Их нет...

Поняв, что совершил оплошность, Антон поспешил к гостье, отнял её руки с заплаканных глаз и увидел такую на всем лице боль, какую никогда ни в ком не ощущал.

Несколько освоившись в довольно сложной психологической ситуации, художник машинально взял со стола фотографии. Не сводя глаз с плачущей женщины, принялся, будто карты, раскладывать их на журнальном столике. И вместо того чтобы спросить, какова причина смерти, оговорился и задал совершенно неуместный вопрос:

–  А для чего они умерли?

– Как  "для  чего?"   Разве  всевозможные  нелепые  смерти  происходят для чего-то?

–  Извините, я оговорился... Хотел спросить: от чего?

–  Если не вдаваться в тяжелые для меня подробности,  все три смерти каким-то образом связаны с водой, льдом, снегом... Будто какой-то мой предок чем-то прогневил эти стихии, вот они и отыгрываются на дорогих мне людях...

– Вы, милая Ирочка, побледнели... Воды, шампанского?

–  Что-то стало совсем душно... Откройте окно!

–  Сию минуту! Так лучше? – распахнув дверь балкона, поинтересовался художник.

– Кажется, да... Но мне пора уходить...

–  Давайте забудем о времени! У вас каникулы, торопиться некуда, а мне так хочется вам рассказать о себе. Ведь за эти несколько месяцев вы стали для меня самым незаменимым, дорогим человеком!

–  И вы, Антон, тоже далеко мне не безразличны. Поэтому я приняла решение и, как бы трудно мне ни было, непременно его выполню!

– О чем вы, какое решение?  Могу ли я узнать о ваших планах? 

– Конечно, только сначала, если сможете, ответьте на вопрос: что для вас означает слово "РОК"?

–  Рок? Знаете, после встречи с вами и моей мечтой - создать портрет "Роковой женщины" - над этим понятием я много размышлял. По-моему, это то, чего нельзя ни предусмотреть, ни объяснить, потому что свою жертву он преследует с поразительным постоянством...

–  Вы правы. Три смерти прекрасных молодых мужчин, полных планов и жизненных сил, это ли не его проявление? И все же в ваших размышлениях есть некоторое противоречие: вы считаете, что ему ничего нельзя противо-поставить, а его поступки невозможно предугадать. Суть не в этом. Предуга-дать рок легко. Например, я точно знаю, если выйду замуж за вас – молодого, талантливого, обаятельного мужчину, - то вы станете очередной жертвой это-го чудовища. Если же я откажусь от вас, а вы – от меня... если найду в себе силы выйти замуж за последнего урода, нарожать ему детей - он не посмеет сунуться в мою жизнь. Я сделаю все, чтобы в собственном сознании убить свою красоту, забыть о ней, и стану совершенно другой, нежели сейчас. Только принеся себя в жертву, я смогу защитить дорогих мне людей. В том числе и вас...

– Я в таком волнении... Признаюсь, не все понял, о чем вы так горячо говорили, но ясно одно: вы предлагаете мне отказаться от вас?

– Да, потому что знаю: рок в данное время сильнее! И я не хочу, чтобы за нашу любовь именно вы расплачивались своей жизнью! 

– Но с чего вы взяли, что разлука со мной поможет победить рок?

– Меня давно волнует эта тема. Я обнаружила некоторую закономер-ность: рок не выносит противопоставлений, они лишают его агрессивной силы!

– Вы говорите какими-то непонятными загадками...

–  Это для вас мои доводы - загадки, а лично для меня все предельно ясно. И поэтому я предлагаю выпить шампанского за нашу неизбежную разлуку!

–  Шампанского? Ну, конечно, в такую духоту это самый подходящий на-питок! И если вы не боитесь сквозняков, приоткрою еще входную дверь!– но едва Антон раскрыл дверь мастерской, сквозняк тут же смахнул с журнально-го столика разложенные фотографии погибших мужей Ирины Александров-ны и они, кувыркаясь, устремились к двери. Художник бросился догонять снимки. Сам того не заметил, как пополз на четвереньках и распластался на полу, прикрывая своим телом фотографию хирурга, с капельками пота на лбу. Гостья, погруженная в свои мысли, не заметила смущения на лице хо-зяина, стряхивающего ладонями пыль с брюк. Поблагодарив за возвращен-ные фотографии кивком головы, Ирина положила их в сумку и бросила крас-норечивый взгляд на все еще нераспечатанную бутылку. Антон с величай-шей осторожностью извлек из шкафа тяжелые хрустальные бокалы с графс-кими вензелями и аккуратно разлил шампанское в эти драгоценные релик-вии. Когда оба их подняли, с чувством произнес:

–  За вас, любимая!

–  За нас и вечную разлуку!

– Нет-нет... Я против разлуки! – давайте выпьем за мои слова, а потом обсудим ваш тост! – и Антон быстрыми жадными глотками осушил шампанское до дна. Ирина свое вино оставила недопитым.

–  Вы не верите ни одному моему слову, вам это кажется мистикой, бре-дом, но я, будто царица Тамара, полюбив, убиваю. А вы мне далеко не без-различны. Поэтому рисковать еще раз не намерена. Да уже теперь и не полу-чится, – и, оставив фужер, Ирина склонилась над сумочкой, извлекла из нее билет на самолет, багажные квитанции.

–  Простите... это еще какой-то новый сюрприз? – неуверенно беря по-данные бумаги в руки, спросил художник и принялся их изучать. Молчание затянулось. Потом, глубоко вздохнув, вернул билет и квитанции обратно. –Значит, сегодня вы улетаете в Ростов, а вещи уже неделю назад отправили туда же контейнером...

– Ну вот, – вымученно улыбнулась женщина, – теперь вы полностью в курсе всех моих планов. В Ростове живет мама, немного побуду с ней, приму участие на замещение вакантной должности в местном институте, а если судьбе будет угодно, начну свою жизнь с самого начала. Теперь, пожалуйста, налейте еще шампанского! Нам есть, за что выпить и очень хочется пожелать друг другу удачи!

Теперь уже Ирина первой до дна осушила бокал и, аккуратно собрав документы, уложила их в сумочку. Попутно достала розовую перламутровую пудреницу, раскрыв ее на уровне глаз - принялась тщательно рассматривать лицо. Вопреки пережитым волнениям, оно оказалось в полном порядке, вот только губы слегка обмякли и будто бы утратили готовность к скорби, печалям, одиночеству. Они ждали поцелуев!

–  Со мной происходит что-то странное, – проведя указательным пальцем правой руки по жарко вспыхнувшим губам, едва слышно самой себе сказала Ирина. Заторопившись, принялась прощаться с Антоном. Его попытку проводить женщина тут же пресекла уже хорошо знакомым властным жестом руки. Подчинившись ему, Антон Михайлович остановился в проеме двери и смотрел на удалявшуюся стройную фигуру женщины до тех пор, пока за ней не захлопнулась парадная дверь. Ирина, оказавшись на трамвайной остановке, с каким-то недоумением вдруг вспомнила, что ни разу не взглянула на завершенный портрет. Не то чтобы ей этого не хотелось, просто ждала какой-то особой минуты, но так её и пропустила... Сгладила сожаление уверенность в том, что когда-нибудь свой портрет она непременно увидит...

После ухода гостьи Антон Михайлович сделал несколько кругов по мас-терской, будто что-то ища, потом допил остатки шампанского, аккуратно вы-мыл и спрятал хрусталь в шкаф и подошел вплотную к портрету "Роковой женщины". Если еще минуту назад ему хотелось броситься за Ириной вдог-онку, уговорить остаться и никуда не бежать, то теперь эти мысли исчезли - портрет властно притянул его к себе: ему хотелось с новых позиций объяс-нить судьбу этой восхитительной женщины в шелковых струящихся одеж-дах.

  А утро следующего дня и нескольких других, за ним следующих, начина-лось для Антона единственным желанием: бежать в аэропорт, лететь в Ростов и там, любыми путями, отыскать Ирочку, самую невероятную женщину во всей его тридцатипятилетней холостой жизни. Женщину, которая заполнила его душу такой высокой и бескорыстной любовью, о какой ему лишь прихо-дилось читать в старинных книгах. В этом своем, романтическом стремлении отыскать, вернуть себе, сделать ее своей ГАЛА, как Дали, он совершенно за-был о причине Ирининого бегства, про рассказ о трагически погибших мужь-ях. Ему не терпелось как можно скорее разубедить её в нелепых страхах и за-щитить своей любовью. Однажды он даже сочинил телеграмму :"Рок тогда лишь имеет силу, когда в него верят", но не зная адреса беглянки, оставил философский перл пылиться на подоконнике.

А дальше жизнь, умышленно или случайно, все сделала так, чтобы развести Антона с Ириной почти на два десятилетия.

Сначала заграничная командировка на полгода во Францию, путешествие по разным городам России-матушки с выставками, а потом в его жизни поя-вилась другая. Только "Портрет роковой женщины" - самая яркая и значи-тельная работа художника, - по-прежнему будил в душе щемящее томление и звал в дорогу на поиски той, которая так быстро исчезла из его жизни.

Через несколько дней после своего отъезда из Саратова женщина поняла, что сделала величайшую глупость, поведав влюбленному в нее художнику о своих несчастьях. Ведь все могло образоваться и новый брак, возможно, стал бы для них счастливым. Но едва Ирина начинала думать о благополучном исходе этого волнующего знакомства, как тут же размышления прерывала фраза, которую она в минуту отчаяния произнесла после одной из встреч с Антоном Михайловичем "Выйду замуж за последнего урода! Нарожаю ему детей и выиграю свой поединок с роком!"

Возможно, что эта, в запальчивости произнесенная фраза и забылась, ес-ли бы судьба не привела ее на кафедру, возглавляемую Леонардом Семено-вичем Прустовым, пятидесятилетним мужчиной и закоренелым холостяком. Он был хром, несколько скособочен и говорил отвратительным гнусавым голосом. Однако, будучи в своей области великолепным специалистом и ин-тереснейшим собеседником, всеми вдовами и незамужними дамами факуль-тета признавался за самого перспективного супруга, но, увы, неуловимого.

Какие превратности судьбы посадили этих двух очень разных людей в один рабочий кабинет и вызвали у старшего горячую заинтересованность в творческом росте молодого специалиста - объяснить, зная некоторые под-робности судьбы Ирины Александровны, - можно. Но получение квартиры на одной лестничной площадке с маститым ученым и блестящая защита кандидатской диссертации - это не просто везение, а еще кое-что...

Зная о недостатках своей внешности, профессор несколько с собой лука-вил, уверяя, что все его поступки продиктованы лишь добрыми побужде-ниями, которые в его душе вызвала эта Богиня - Ирина Александровна Смирнова. У самой же молодой женщины с некоторых пор энтузиазм борьбы с роком через выбор в мужья урода  тоже заметно поугас.  Но...

Однажды, занимаясь приготовлением скромного ужина, женщина включила на кухне приемник, и зазвучали прекрасные романсы, среди которых был и любимый - "Спокойно и просто мы встретились с вами..."

–  Как замечательно сказано: "спокойно и просто"! А смогла бы я, например, завтра, вот так же встретиться с Антоном? Вряд ли... Второй раз в узде себя не удержать! Уж слишком он мой: высокого роста с фигурой античного бога, с густыми темными бровями и выразительнейшими глазами цвета лесного ореха, а может, и омута. Такой взгляд обволакивает и выключает из всех сложностей жизни! Да и голос то же необычный. В нем постоянно звучат успокаивающие нотки, но в момент отчаяния прорывается холодок с привкусом ментола.

И каково же было удивление Ирины, когда эти ее размышления о любимом мужчине прервал дикторский голос:

"–  Продолжаем нашу программу. Напомним, что в нашей студии находится художник из Саратова... Антон Михайлович Владимиров!

–  Если не секрет, поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами с радиослушателями, – попросила диктор.

Голос художника, тот самый, о котором Ирина только что вспоминала, наполнил своим прекрасным тембром ее небольшую кухоньку:

    – В ближайшем месяце собираюсь показать свои картины ростовчанам. Уже есть вполне определенная договоренность с устроителями выставки.

–  Надеюсь, "Роковая женщина" также предстанет перед ценителями ваше-

го искусства?

– В данное время эта картина экспонируется в Болгарии. Но уверен, что и в Ростове она недельку сумеет погостить!

– Верны ли слухи о том, что картину собирается купить Третьяковская галерея?

–  Пока что расставаться с этой работой я не собираюсь: портрет для меня слишком много значит! "

Потрясенная совпадением своих мыслей с только что услышанным, Ирина отключила радио и, будто раненая птица, заметалась по квартире. Первой была мысль о немедленном бегстве из города куда угодно. Потом на смену ей пришло желание возвести непреодолимую преграду между собой и художником. Этот вариант ей показался более реальным. Всю ночь она обдумывала,  как, и из какого подручного материала возвести эту стену?

А утром на лестничной площадке Ирина столкнулась с соседом-профессором, который восторженно ее поприветствовал. Позднее, держа своего спутника под руку, и помогая одолевать трамвайные и прочие ступеньки, (фронтовое ранение бедра), они вместе вошли в деканат. Их появление, пожалуй, вызвало не меньше удивления, чем приезд гоголевского ревизора.

К концу следующего, стремительно промчавшегося дня Ирина Александровна уже твердо знала, что не только выйдет замуж за Прустова, но и возьмет фамилию мужа, чего прежде не делала, оберегая память отца, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

–  Я возведу вокруг себя и тебя, Антон, такие высоченные баррикады, сквозь которые ни твоя любовь, ни моя не перепрыгнут! Я спасу нас обоих...Оглушу себя уродством, как алкоголем. И этот мой поступок не от презрения к себе. Он  будет моей первой победой над роком!

Можно только представить, сколько на кафедре велось разговоров накануне свадьбы Ирины Александровны с Леонардом Семеновичем!

–  Кто бы мог еще месяц назад представить, что "траурная красавица" окажется настолько умной, что согласится осчастливить нашего холостяка-профессора?! - эта фраза то и дело вырывалась из уст Руфины Федоровны, подруги детства Леонарда, всю жизнь мечтавшей женить на себе "книжного червя".

–  Как только эта элегантная "штучка" на нашей кафедре появилась, все мужики будто посходили с ума! Одни её черные платья чего стоят!–поддержала оживленный разговор двадцатипятилетняя лаборантка, имеющая в своем гардеробе вместо платьев брючные костюмы. Она была уверена, что именно эта одежда, позволяющая ей демонстрировать свои длинные ноги, поможет одержать победу в нелегком поединке за семейное счастье, но пока, увы, замуж выходили не она, а другие...

– Но зато, с какой космической скоростью новоиспеченная   Прустова нашила себе новые туалеты! А как восхитительно сидит на ее изящной фигурке голубое шифоновое платье! Просто фея из андерсоновской сказки, не правда ли? – не унимались кумушки.

–  Можно подумать, что этот брак снял с ее души вечный траур! – не без иронии вклинилась в женскую болтовню секретарь - машинистка, чего только не повидавшая на своем веку дама.

Высказывались суждения о том, что молодой женщине можно успешно заниматься наукой только в том случае, если у нее есть протеже-профессор либо в амплуа любовника, либо отца, либо мужа. И шаг Ирины Александровны под эту категорию вполне подходил.

–  Счастливая! – на разные лады в институтских коридорах пел хор завистников.

–  Несчастная, – высказывали свои робкие предположения доброжела-тели.

Для самой же Ирины Александровны, поглощенной воплощением в жизнь своего несколько авантюрного плана и подгоняемой ожидаемым со дня на день приездом художника, вся предсвадебная и свадебная кутерьма проскочила так мгновенно,  что, однажды проснувшись среди ночи от храпа своего молодожена-профессора, женщина расхохоталась! Она вдруг ощутила себя девчонкой-проказницей, попавшей по чьей-то странной воле в Королевство кривых зеркал. Но происшедшее протеста в душе не вызвало, потому что сценарий был сочинен ею самой. И в этом незримом сражении с роком, на сей  раз впервые почувствовала себя победительницей!

 

Через два года супружества Ирина Александровна родила дочь, которую по желанию мужа назвали Инной в честь его бабушки. Природа, создавая девочку, ничего не взяла из красоты матери, но неприятные, едва ли не уродливые черты отца так ухищренно облагородила, что тот же самый, будто в спешке приплюснутый нос мужчины, обзаведясь мягкой горбинкой, придал личику девочки нотку высокомерия. Едва ли не приросшую к туловищу шею отца - природа изящно вытянула, и небольшая с рыжими волосами головка девочки расцвела ярким экзотическим цветком!

Мать, видя в подрастающей дочери улучшенную копию отца, перестала болезненно, как это случалось в первые годы совместной жизни, реагировать на внешность мужа. Его забота о семье, преклонение перед красотой жены и прочими ее добродетелями притупили нервозность, раздражение. Не в теории, не из книг, а на собственном жизненном опыте Ирина Александровна поняла, что красота, как и уродство, ошарашивает, оглушает лишь в первые часы общения. Когда же в супружеских отношениях бразды правления берет привычка, многие подводные рифы, благодаря ей, супругам удается избежать.

Некоторые подруги Ирины сетовали на то, что красота матери будто бы осталась невостребованной. Но Ирина, напротив, была счастлива, потому что больше всего на свете опасалась, как бы с красотой дочь не унаследовала и ее трагической судьбы.

Но дочери, да и самой Ирине, со стороны рока опасность с некоторых пор перестала грозить. Словно какой-то космический магнит потерял свою колдовскую силу, а вместе с ней исчезла и тяга к бесконечным, будто наваждение, воспоминаниям о художнике, о той жизни, какую они бы могли с ним прожить. Случились эти перемены на четвертом году их разлуки. Они не только залечили все прежние раны, но и освободили Ирину Александровну от "комплекса вины", который она, будто крест, несла до встречи с Прустовым.

Несмотря на то, что визит в Ростов, о котором беглянка узнала из передачи местного радио, не состоялся, свою любовь к этому почти незнакомому мужчине, молодая женщина считала самой в своей жизни счастливой!

В особой папке, упрятанной в письменном столе, она хранила рецензии критиков, репродукции многих картин, среди которых была и "Роковая женщина".

Однако плохое типографское исполнение не давало полного представления о картине и производило на Ирину удручающее впечатление.

–  Антон, к сожалению, поверил в рок, довлеющий над моей судьбой, и на полотне изобразил не только мой испуг, но и свой собственный... В каждом мазке сквозит безысходность и обнажает мои кровоточащие раны, – так думала героиня портрета, время от времени рассматривая журнальную вырезку "Роковой".

Но странное дело: чем больше лет проходило с момента разлуки Ирины с художником, тем и отношение к нему и особенно все к той же дурно выполненной фотокопии с картины - менялось! Казалось, что эти отношения, напротив, развиваются по каким-то особым законам и именно в этих невидимых, лишь интуитивно угадываемых изменениях, росла ее доброжелательность ко всему, что с ней когда-то случилось.

Ирина, конечно же, не могла предположить, что первые четыре года после ее отъезда из Саратова Антон, как одержимый, все еще продолжал работать над ее портретом - сделал несколько вариантов, в каждом из которых все мощнее звучала тема победы над роком, торжества хрупкой женской красоты над небытием!

 

Мечта увидеть подлинную картину, а не жалкое ее подобие привела Ирину Александровну в Москву, где в Доме художника проходила новая выставка знаменитого живописца Антона Владимирова.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!