Если богатые будут смиряться, а нищие становиться гордецами, тогда монастыри окажутся полезными для богатых, а не для бедных.



 

Здесь сокрыт такой смысл: монастырь бывает ис­тинным монастырем тогда, когда в нем богатый, зна­менитый, способный смиряется, а вчерашний нищий чувствует себя славным, великим, богатым. Я полон страстей, а ты с детства жил как святой, я в миру впа­дал во всевозможные грехи, а ты всю жизнь оставался неуязвимым для порока. И вот в монастыре ты должен осознать себя величайшим грешником и последним нищим, а я — почувствовать, что могу стать святым, могу быть оправдан перед Христом. Так люди стано­вятся равными в монашеском жительстве.

 

С другой стороны, занимавшие в миру какое- либо важное положение не должны презирать братьев, приходящих в это святое братство из нищеты. Пусть они постараются хва­литься скорее своим общением с бедными бра­тьями, чем знатным происхождением и бога­тыми родителями. (1.7)

 

Поводов для гордости у человека бывает много. Здесь святой останавливает внимание на гордости, возникающей из-за происхождения от богатых роди­телей. В трудные минуты ум и сердце таких монахов обращаются к родным. Когда их отношения с игу­меном расшатываются, они вспоминают отчий дом и материнскую любовь. Но святой говорит: хвались тем, что живешь с бедными братьями. А в те времена бедняки были людьми бескультурными и неотесанны­ми, вели себя грубо и резко.

В монастыре встречаются все типы характеров. Один сильный, другой немощный. Кому-то легко молиться, для другого молитва — тяжелейшее дело. Мне проще простого класть в день тысячу поклонов, но мой брат, который не привык к этому в семье, не может положить и тридцати. Я не должен его прези­рать или чувствовать себя ущербным из-за того, что нахожусь рядом с людьми немощными телесно, ду­шевно или духовно. Мой долг — терпеть обидчика, гордеца, грубияна; я должен чувствовать себя легко рядом с тем, кто унаследовал немощь или страсть сво­его отца или матери.

 

Если они отдали в общее пользование что-то из своего имущества, пусть не гордятся этим и не думают о себе высоко из-за подаренных монастырю богатств. Ибо всякая другая страсть проявляет себя в злых поступках, гордость же восстает против добрых дел и извращает их.

 

Приходя в монастырь, человек считал себя обязан­ным принести с собой то, что досталось ему от роди­телей. Издавна существовал обычай, согласно которо­му посвящающий себя Богу отдавал свое имущество монастырю. Если новоначальный этого не делал, то монастырь из деликатности не говорил ему ни слова, но сам брат знал, что перед Богом он до конца жизни остается святотатцем, ведь его имущество принадле­жит Богу, а не родителям, братьям и сестрам. Прихо­дили, однако, и совершенно нищие люди, и рабы, ко­торым нечего было отдать. Итак, говорит святой, ты, отдавший свое богатство, не сравнивай себя с ними, не превозносись, не гордись подаренным монастырю движимым или недвижимым имуществом. Оно при­надлежит Богу, и ты Ему это имущество возвращаешь. Заняв деньги, ты обязан их вернуть, они не твои — точно так же не твое и то, что досталось тебе из дома, оно принадлежит Богу.

Если мы не отдаем своей собственности монасты­рю, значит, наш образ мыслей мирской и плотский. Особенно это касается монахини. Если бы она не ушла в монастырь, а вышла замуж, то потребовала бы у родителей полагающееся ей приданое. И ей было бы стыдно получить мало. Значит, если монахиня не от­дает своего имущества, это показывает, что она всту­пает в монастырь и посвящает себя Богу неискренне. Если же отдает, пусть остерегается похвальбы. Пусть помнит, что человек подвергается опасности не толь­ко слева, но и справа.

Заканчивая главу, святой вновь останавливается на теме равенства и неравенства.

 

Итак, все проводите жизнь в единодушии и согласии, и один в лице другого почитайте Бога, храмами Которого вы стали. (1.8)

 

Единодушие и согласие достигаются только через неравенство. Лишь таким образом может устоять мо­настырь. Одному я дам пощечину, другого приласкаю. Тебе скажу «да», а другому — «нет». Тебе дам хорошую одежду, а другому — власяницу. Тебе улыбнусь, а дру­гого «забуду». Тебя накормлю, а другого оставлю го­лодным. Почему? Потому что этого требует духовная справедливость, это позволяет монаху стать духовной личностью. Так сохраняется истинное единодушие и согласие. В противном случае берет верх логика и мирской образ мыслей, которые не приводят ни к чему, кроме разделения. Доказательство? — Вся жизнь в миру. Повсюду законы: Семейный кодекс, Граж­данский кодекс с нормами наследственного права. А результат? Весь мир разделен, обособлен, заключен в унылых стенах одиночества, разобщенности и несча­стья. Поэтому блаженный Августин упраздняет всякое человеческое законодательство, все изобретения че­ловеческого разума и предписывает прямо противо­положное.

Счастлив тот, кого бьют по одной щеке, а он под­ставляет и другую, тот, у кого крадут верхнюю одеж­ду и вместе с ней забирают рубашку, оставляя нагим. Как этого достичь? Надо, говорит святой, чтобы вы один в другом почитали Бога. Если бы к тебе пришел Бог, разве ты не исполнился бы решимости отдать Ему все? «Боже мой, — сказал бы ты, — и жизнь мою я отдаю Тебе, и сердце, и все». Так, по крайней мере, мы можем сказать, но «утверждение словесе» прояв­ляется в нашей повседневной жизни. Отдаешь ты бра­ту все, что у тебя есть? Почитаешь в лице ближнего Бога? Тогда ты говоришь правду, а не рассказываешь сказки. Когда же ты, как обычный человек, отстаива­ешь свои права и требуешь равенства, это означает, что ты хочешь быть сам себе хозяином. Но ты — жи­лище Божие, потому тебе и нужно мыслить так, как учат святые отцы.

 

Будьте усердны к молитвесовершаемой в оп­ределенные часы и в определенное время. (2.1)

 

Вашей целью, вашим оружием пусть будет молит­ва. Вы можете достичь единодушия, если будете усер­дны к общей молитве, совершаемой в определенные часы. Личная молитва не заменяет общего богослуже­ния, она его продолжает.

 

В храме никто пусть не делает ничего не­подобающего ему и несообразного с самим его названием. (2.2)

 

Храм — это место, где обитает Сам Бог. Следова­тельно, монах не должен изменять назначения храма: делать его местом отдыха, развлечения, разговоров, решения своих проблем. Он идет туда, чтобы встре­тить живущего там Бога и достичь обожения. Цель его прихода в храм даже не молитва сама по себе. Молит­ва — это средство общения. До пришествия Христова люди представляли себе храм как жилище не только богов, но и тех, кто обоготворен. Многие цари и му­дрецы провозглашались богами, и в их честь в языче­ских храмах воздвигали статуи, желая показать, что храм оправдывает свое предназначение. В Ветхом За­вете скиния, а позднее храм Соломонов были местом, где жили сыны израилевы. Несколько помещений на территории храма отводилось для священников и дев. Это показывает, что храм — дом Церкви. С одной сто­роны, я в нем ищу встречи с Богом, с другой — сам стремлюсь стать богом, хочу почувствовать, что здесь мой дом. Куда бы мы ни ходили, мы возвращаемся к себе домой. Итак, помни, что храм составляет все твое бытие, всю сущность, в нем твоя личность обре­тает целостность. Здесь ты царствуешь во веки веков.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!