В соответствующее время, после вечерни, мы все поучаемся в чтении. Потом возглашаем обычные псалмы, положенные перед сном.



 

«Обычные псалмы, положенные перед сном», — это для нас псалмы повечерия. После вечерни святой назначает читать Писания, собрав воедино все чте­ния, которые не входят в остальные службы. Мона­хи в общинах святого Августина жили все вместе, но, в зависимости от обстоятельств, иногда пребывали в монастыре, а иногда выходили в мир для проповеди и дел милосердия и возвращались во второй половине дня (в наше время также есть подобные христианские братства). Потому вполне естественно, что святой на­значает в это время чтение.

В этом пункте устава святой пытается обозначить те условия, соблюдение которых помогает общежи­тельному монаху проводить ночь в предстоянии Богу. Очень хорошо, если после вечерни мы ограничиваем свое общение, чтобы сосредоточить свой ум и сердце и постепенно приготовиться к славословию Бога и по­клонению Ему.

 

Ночные молитвы в ноябре, декабре, январе и феврале должны включать в себя двенадцать антифонов, шесть псалмов и три поучения. В марте, апреле, сентябре и октябре — де­сять антифонов, пять псалмов и два поуче­ния. В мае, июне, июле и августе — восемь ан­тифонов, четыре псалма и два поучения.

 

День закончился, и мы приблизились к ночному богослужению, упоминание о котором в уставе вновь свидетельствует, как святой заботился о распределении времени. Блаженный Августин был прекрасным отцом: его любовь не знала границ, а рассудительный ум про­никал во все сферы жизни. Он был внимателен к каж­дой мелочи, зная, что, если богослужение становится слишком длинным и непосильным для человека, оно точно не принесет ожидаемых плодов. Святой разделя­ет годовой круг на три периода, потому что продолжи­тельность ночи в течение года колеблется от восьми до четырнадцати часов. В ноябре, декабре, январе и фев­рале ночи самые долгие, поэтому и служба включала в себя большее число антифонов, псалмов и поучений. Псалмы исполнялись чаще всего антифонно. Никогда на Западе они не читались так, как читаются у нас. Что касается поучений, то читать их положено и по нашим уставам, но у нас это соблюдается лишь в некоторых монастырях, и поучения произносятся нечасто. Анти­фоны и сегодня включаются в некоторые наши службы.

Поскольку с каждым месяцем ночь становится ко­роче, сокращается и число антифонов, псалмов и по­учений.

 

 

 

В нашей практике ночное богослужение перенесе­но на утро. Мы не разделяем службу на утреннюю и ночную. Для нас этот ночной труд заменило келейное правило, которое приносит большее преуспеяние и имеет большее значение. Но поскольку следить за ин­дивидуальным правилом каждого брата очень сложно, древние отцы предпочитали установить какое-нибудь общее делание, чтобы у всех была возможность ночью молиться.

Богослужебная практика общежитий святого Авгу­стина отличается простотой, но наряду с этой просто­той в ней есть и разнообразие и четкая размеренность, что помогает удерживать душу в духовном бодрство­вании и напряжении и не позволяет ей расслабиться и впасть в равнодушие. Согласно святому Августину, богослужение важно не столько потому, что мы, мо­лящиеся, пребываем вместе телом и духом, сколько потому, что мы обращаемся к Богу общими для всех словами. Для Восточной Церкви, напротив, значение имеют не столько одни и те же слова — хотя и это на деле необходимо, — сколько наше внешнее единство, то, что мы все собрались в одном месте.

Второе после богослужения место, где наша душа встречается с Богом и соединяется с Ним — это наш труд.

 

Мы должны работать с утра до шестого часа. От шестого часа до девятого мы долж­ны читать. (3)

 

Кроме молитвы, этого главного столпа нашей жиз­ни, святой говорит о чтении и труде. Он четко опреде­ляет временные рамки чтения и работы, чтобы монах мог вести свою повседневную духовную жизнь беспре­пятственно и не был вынужден всеми способами изы­скивать время для духовных занятий. На чтение отво­дится время от шестого часа до девятого. Три часа чтения приносят огромную пользу. Монахи читали Священное Писание, уже имевшиеся тогда аскетические творения, а также писания отцов апостольского времени.

Работа продолжается «с утра до шестого часа». «Утро» здесь означает «очень раннее время», по завер­шении утренней службы. Такому уставу следуют и со­временные подвижники. Если утренняя служба закан­чивалась летом в двенадцать часов, а зимой в час по византийскому времени, то у монахов было по край­ней мере четыре-пять часов для работы. Такой режим естественен для человека и соответствует преданиям отцов. Но на Западе, из-за устремленности западного человека к внешней жизни, работа в монастырях впо­следствии стала продолжаться до вечерни, которая со­вершалась с наступлением ночи, как мы увидим далее в этом же правиле.

Труд закладывает основание любви к Богу, а с по­мощью чтения мы познаём, с одной стороны, человека и его жизнь, с другой — Бога и Его действия, благода­ря чему мы и любим Его сильнее. В действительности невозможно избрать что-то одно: только труд, только молитву или только чтение. Мы должны прилежать всем этим занятиям, чтобы стать способными почув­ствовать Бога.

Затем святой упоминает об одной подробности, для того чтобы объединить людей и не допустить кон­фликтов, ведущих к особножительству.

 

В девятый час мы должны возвращать кни­ги и после трапезы до вечерни работать или в саду, или там, где понадобится.

 

Подобные предписания существуют во всех мона­стырских уставах. Они предусматривают время для чтения, для возвращения книг, определяют, каким об­разом нужно их возвращать, назначают епитимии тем, кто возвращает книги позже срока, порванными или запачканными. Если человек задержал у себя книгу, это свидетельствует о том, что он нерадив, не уважает ближнего и уж тем более все братство, которое ему эту книгу доверило. В монастырях не дозволялась частная собственность, все было общим. Святой определяет время, когда следует возвращать книги, — с одной стороны, для того, чтобы не нарушалось благочиние обители, с другой — чтобы библиотекарь успел рас­ставить книги по местам.

После трапезы до вечерни святой Августин запове­дует снова трудиться в саду или в другом месте, потому что после еды едва ли кто может молиться или читать. Эта практика сохраняется и сегодня как на Западе, так и в греческих монастырях, что проявляется в прове­дении малых и больших панкиний. Для этой работы святой также устанавливает временные рамки, чтобы никто не работал дольше положенного. Если монах работает дольше, то его духовная жизнь превращается в руины, и он чувствует душевный разлад.

После этого пункта устава святой Августин пере­ходит к важному вопросу частной собственности.

 

Никто пусть не требует себе что-либо, на­стаивая на том, что это его собственное: ни одежду, ни иное что, поскольку мы избра­ли апостольскую жизнь. (4)

 

В уставе всего одиннадцать пунктов. Тем не ме­нее святой чувствует необходимость посвятить теме частной собственности отдельный пункт среди этих весьма немногих. Почему? Потому что наше отноше­ние к частной собственности показывает, апостолы ли мы или никчемные люди, которые бродят по дворам и коридорам монастыря. Монах — это апостол. Следо­вательно, как апостол, он обязан исполнять заповедь Господа, преподанную Им Своим ученикам в то вре­мя, как Он посылал их проповедовать Царство Божие: Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хле­ба, ни серебра, и не имейте по две одежды. Апостолу позволено владеть только одеждой, которую он носит, шествуя своим апостольским путем. Поэтому в мо­настырях у монахов не было ничего. А приобретение даже самого малого имущества, заключалось ли оно в деньгах или в вещах, приводило к утрате внутренне­го единства с братией, отлучению от причастия, ухо­ду из монастыря. Равно и получить подарок, и самому что-либо подарить считалось уничижением монаше­ской жизни и отпадением от апостольского звания.

В монастырях святого Пахомия и святителя Васи­лия Великого каждый монах брал одну одежду из тех, которые хранились в особо отведенном месте. Одеж­да изготовлялась из шерсти или подобного ей мате­риала, и все носили примерно одно и то же. Конечно, монахам дозволялось носить более теплые или более легкие одежды, но не разрешалось требовать, что­бы они подходили по размеру. Желание одеваться со вкусом, свойственное нашей эпохе, естественным об­разом проистекает из духа нашего времени, но одновременно оно становится и причиной греха. Ведь если мы выбираем себе одежду или подгоняем ее точно по мерке, чтобы она сидела красиво, это обнаруживает в нас чувственность, а не Божественный образ мыслей, в таком случае от нас отдает тлением. Человек пользу­ется одеждой, чтобы защититься от холода и прикрыть члены тела, в этом ее назначение, как учит апостол Па­вел и вообще Церковь. Склонность выбирать одежду и обувь означает растление нашего монашеского духа и совести, и это прискорбно, ведь таким образом раст­левается наше существо. Легкость, с которой мы тре­буем или отдаем вещи, тоже не соответствует монаше­скому жительству.

Настоящее правило показывает красоту общежи­тия, возглавляемого святым Августином, стремление святого научить монахов не заботиться о материаль­ном и мыслить духовно. Монах, у которого есть что-то свое, за исключением книг, которыми он пользуется постоянно, перестает быть монахом. Поскольку эти книги нужны ему всегда, ему позволяется их иметь, но они не его собственность, а монастырская. Книга или любой другой предмет, присвоенный монахом, прино­сит радость лукавому демону и лишает монаха дерзно­вения пред Богом.

В нашем монастыре я часто захожу в кельи мона­хов, днем или ночью, чтобы посмотреть, бодрствуют они или спят. Я это делаю не для контроля, но для того, чтобы насладиться видом своего чада, которое, как я уверен, молится или читает. Иной раз, если дверь не хлопнет и братья меня не заметят (у нас двери и окна — все старое и производит шум), я вижу, как иные склоняются, чтобы сделать поклон, иные поднимаются с пола после поклона, иные, чтобы не заснуть, читают стоя, положив книгу на маленький аналой или на стол. Признаюсь вам, что все это меня глубоко трогает. Зимой некоторые не растапливают печку, а закутываются в одеяло, чтобы не замерзнуть, и ставят рядом с собой настольную лампу. Прекрасны эти картины, особенно когда монахи молятся. Те, кто не могут исполнять большое правило и долго читать, по благословению игумена занимаются рукоделием. Это вполне отвечает преданию, и монахи могут де­лать это по мере необходимости. В древности отцы- пустынники проводили и ночное время за рукодели­ем, тем самым храня себя от рассеянности, и молитва их восходила к Богу, а глаза источали слезы.

 

 

 

Так вот, я радуюсь, удостоверяясь в том, что у моих монахов ничего нет в келье. Но если я вижу лишнюю книгу или другую вещь, я забираю ее или прошу при­нести мне в игуменскую, или на склад, или отдать в библиотеку. Лучше впустить в свою келью дьявола, чем принести туда какую-то собственность или ненужные вещи. Что ты будешь с ними делать? — «А вдруг они мне когда-нибудь понадобятся?» — Что значит «по­надобятся»? Лучше умереть, чем держать ненужные вещи в своей келье. Быть монахом — значит быть всецело нестяжательным. В этом вопросе требуется большое внимание, потому что, увлекшись стяжани­ем, монах очень легко может из ангела превратиться в демона, а из демона — в самого денницу. Здесь нуж­на большая щепетильность. Поскольку мы избрали жизнь апостольскую, в которой нет места частной соб­ственности, нам нужно знать, что старец может про­стить нам все грехи, но он не может простить грехи, связанные с тем, что мы даем, принимаем, приобрета­ем какие-либо вещи или пользуемся ими, пусть даже речь идет о самой простой вещице. Только Бог может простить такие грехи при условии искреннего покая­ния. Монах, который считает своей пусть и малую ве­щицу, сам себя отлучает от Церкви. А мы понимаем, что отлучение может быть снято только тогда, когда виновный прольет потоки слез. Поэтому игумен не не­сет никакой ответственности за души монахов, если они занимаются стяжательством, пусть даже с самы­ми добрыми мыслями, пусть даже с самой благой це­лью. Церковь никогда с этим не мирилась.

Конечно, когда ты, монах, спрашиваешь игумена, можно ли тебе взять для себя то, что дал такой-то че­ловек, игумен ответит утвердительно. Но зачем тебе это нужно? И правда ли этот человек дает тебе вещь по собственному почину? Может быть, он знает, как ты это любишь, как ты этого ищешь, как сильно жела­ешь? Может быть, ты сам дал ему понять, что тебе это нужно? Может, он тебя об этом спросил? Невозможно, чтобы нам дали или мы дали что-то и этому не предше­ствовала взаимная договоренность, общее впадение в грех. Поэтому только Бог может тебя простить, если ты сам завел в келье какие-то вещи. Игумену такого права от Бога не дано. И даже за то, что ты имеешь не­что с разрешения (но не по благословению), простить тебя может только Бог. Лишь то, что дается нам после серьезной духовной беседы со старцем, не упраздняет нашего апостольства. За все остальное мы будем отве­чать пред Богом. Ведь разве не рухнет все здание, если ты выломаешь камень из его стены? Самая малость может сделать нашу жизнь бесплодной.

Еще надо обратить внимание вот на что. У тебя есть, например, «Добротолюбие» или Ветхий Завет. Ты даешь эту книгу кому-то почитать, а он капает на нее маслом, и ты огорчаешься. Ты должен понять, что с того момента, как ты огорчился, «Добротолюбие» или Священное Писание стали твоей собственностью. Конечно, тот, кто испачкал книгу, согрешил пред Го­сподом, нельзя портить чужую вещь. Нужно брать ее с благоговением и возвращать в два раза более чи­стой. Малейшее повреждение чужой вещи — грех по отношению к Самому Богу. Но если ты огорчился из-за того, что книга испорчена, она для тебя уже не Священное Писание, а твоя собственность, идол тво­его сердца. Между тем даже ряса, которую ты носишь, не твоя собственность, ее даровала тебе Церковь, ею тебя благословил игумен, тебе дал ее в церковном со­брании Сам Христос. Так вот, с того момента, как ты огорчился, потому что брат небрежно обошелся с тво­ей книгой и испачкал ее, с того самого момента книга стала для тебя богом.

Как некоторые употребляли Божественные Дары для магических обрядов, так и мы можем полученное от Бога, от игумена употребить для угождения дьяволу, если будем с пристрастием заботиться о том, как бы не потерять, не испачкать, не испортить какую-либо вещь. Как мать любит свое дитя, так и мы любим свою книгу.

Но мать за внебрачного ребенка отвечает меньше, чем мы — за любовь к книге или к любой вещи, которую нам дали. Стяжательство для монаха — прелюбодея­ние в худшем виде. Прелюбодеяние нельзя оправдать никакими причинами, следовательно, нет оправдания и стяжательству. У святого Августина удивительно яс­ное понимание подлинной монашеской жизни.

Затем, желая более четко обозначить условия люб­ви к Богу, святой переходит к теме ропота, на которую обращали внимание и преподобный Пахомий Вели­кий, и святитель Василий Великий, и все отцы, гово­рившие о монашеской жизни. Действительно, издрев­ле все человеческие страсти известны, в особенности те, которые характерны для того или иного общества, в том числе и для общества монашеского. Такова и страсть ропота.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!