Будь умеренным во всех своих делах. (77)



 

Примерно о том же говорится в пятьдесят третьем правиле. Человек, бросающийся в крайности, никог­да не достигнет неба. Вместо неба он попадет в ад или низвергнется в пропасть и расшибется. Человек крайностей мучается, он глубоко несчастен, у него ничего не получается. Например, читает он святого Силуана Афонского, преподобного Серафима Саров­ского, святителя Григория Паламу, воодушевляется и решает вести монашеский образ жизни. Приходит в монастырь и начинает строго поститься, чтобы уви­деть нетварный свет. Постится шесть месяцев, но нетварного света не видит. Тогда он отчаивается и хо­чет уйти из монастыря, надеясь, что у него получится достичь своей цели в миру. Но разве это возможно? В монастыре в твоем распоряжении вся ночь, забот у тебя нет, ответственности ты ни за что не несешь, никто тебя не притесняет, и все же ты не достига­ешь желаемого. Если ты не можешь увидеть нетвар­ный свет, то довольствуйся богослужением. В конце концов, радуйся тому, что твое ложе — это не ложе греха, распутства и деторождения. Радуйся жизни в братстве, участвуй вместе со всеми в молитвах. Мир лежит во зле, а монастырь — это совершеннейшая жизнь. Лучше тебе умереть здесь, ничего не сделав, чем уйти в мир и совершить там подвиги.

Неумеренность — это болезнь, от которой стра­дают нерадивые, немощные, неудачники и те, кто не понуждает себя с ревностью идти по пути добро­детели, не желает трудиться, кого интересует не Бог, а собственная слава. А смиренный всегда мирен, он знает, что ничего не может сделать сам, и полагается на Бога.

 

К предложенным тебе яствам не простирай рук своих сразу. (78)

 

Когда сядешь за стол, не тянись сразу к еде. Пре­подобный Антоний дает монахам очень простые пред­писания, но в каждом из них есть свой смысл. Это еще одно ужасное зрелище — монахи, которые садятся за стол, прежде чем чтец успеет произнести «аминь». Мы становимся хуже зверей земных: они-то знают Своего Бога и славословят Его.

Или ты поклоняешься своему чреву, раз с такой алчностью накидываешься на еду? Когда ты слышишь молитву «Христе Боже наш, благослови ястие и питие рабом Твоим», понимаешь ли ты, что Сам Владыка благословляет трапезу, а ты — раб Его? Осознаешь ли ты это? Вряд ли. Ничего такого ты не чувствуешь. Мы рабы ничего не стоящие, однако же считаем себя людьми свободными и потому спешим накинуться на еду. Постой немного, произнеси и ты в своем серд­це «аминь», посмотри, сел ли игумен или священник, благословивший трапезу, и тогда уже садись сам. Пре­жде чем начать есть, воззови: «Господи Иисусе Хри­сте, помилуй мя». А если ты спешишь сесть, не свиде­тельствуешь ли ты тем самым, что ты чревоугодник, раболепствующий чреву и не имеющий страха Бо­жия? Или ты забыл псаломское предзрех Господа предо мною? Какое бесстыдство, нечестие и невоспитан­ность! Один другого увлекает, и мы все вместе погря­заем в трясине греха.

 

Если ты молод, не протягивай руки своей первым, это непристойно, и не бери кусок, предназначенный другому. (79)

 

Не начинай есть первым, особенно если ты молод. Подожди, пока начнет есть старший. А если старший не начинает, то улыбнись ему. И если он не поймет, тогда спроси: «Благословите нас начать?»

Видели ли вы человека, лучше проникшего в суть человеческих отношений, более сдержанного и мир­ного, чем святой Антоний Великий? В нем мы видим образец монашеского совершенства. Замечательный руководитель, здравый и мудрый наставник, он укре­пляет тебя, показывает, что именно ты должен делать. Он заповедует нам совершать свое дело и предоста­вить Богу делать Свое:

 

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!