Брат просит со склада все, что считает нужным для каждого больного.



 

Ухаживающий за больными должен иметь воз­можность обращаться непосредственно к игумену, для того чтобы с его разрешения получать все необхо­димые для своего послушания вещи. И этому есть при­чина. Он не может предугадать, что попросят больные, особенно больные второго рода, то есть выздоравли­вающие, которые считают себя уже здоровыми и не хотят соблюдать режим. Но стоит им нарушить режим, как они снова заболевают, и тогда бороться за их вы­здоровление становится труднее, чем лечить только что заболевших.

О больных нужно заботиться с особенной любо­вью, они в этом нуждаются. Лишь бы в это дело не вме­шивались все подряд, иначе всякий будет высказывать свое мнение. Люди обычно говорят сами не зная что. И чем больше они склонны к разговорам, тем боль­ше открывают свою пустоту. Поэтому брат, ухажива­ющий за больными, должен быть человеком мудрым, терпеливым и прежде всего молчаливым, так чтобы не создавать трудностей.

 

Те, кому поручено заботиться о келарской, рухольной и библиотеке, должны служить братьям без ропота. (5.9)

 

В братстве святого Августина на разных складах хранили продукты и одежду и, кроме того, была би­блиотека. На Святой Горе, как вы знаете, одеждой для братьев ведает игумен или его заместитель.

Братья, отвечающие за все эти склады, должны быть скромными и молчаливыми, а значит, не скло­нными к ропоту. Бывает, что человек, пока он жил в миру, был абсолютно неприхотливым: ему и на хлеб едва хватало денег, только бы голод утолить. Но, по­ступив в монастырь, он получает все, что ни попро­сит. И чем больше к нему проявляют любви, тем более взыскательным и требовательным он становится. Чем больше он получает, тем больше ему хочется. Но лю­бить Бога и жить духовной жизнью может только тот, кто приучен к лишениям и довольствуется тем, что у него есть. Человек, без промедления получающий все необходимое, становится необыкновенно жесто­ким и к Богу, и к людям.

Из этого не следует, будто монастырь не дол­жен заботиться о нуждах своих насельников. Мона­стырь — это отеческие объятия и материнское лоно. Но монах сам должен помнить, что чем больше он требует, тем больше теряет: любовь Божия отступает от него. Если он добивается своего с настойчивостью или просит из зависти, то теряет место среди святых и опускается ниже самых приземленных людей. В ми­ру люди живут, испытывая скорби, борьбу, скудость и болезни. Монах же в монастыре, где все дышит лю­бовью, умудряется навредить самому себе, злоупотре­бляя заботой братии.

Стремясь обеспечить себя всем необходимым, че­ловек редко вспоминает о том, чего хочет от него Дух Святой. Если бы он об этом помнил, то просил бы в ты­сячу раз меньше обычного. Он пришел бы в рухольную и сказал: «Может быть, осталась какая-нибудь запла­танная ряска или башмаки, которые никому не подо­шли?» Но вместо этого он хочет получить именно то, что вожделенно для его сердца. Тогда одежда или обувь становятся предметом его нежной любви, его «женой», которую он мог бы иметь в миру. Виданное ли дело, чтобы монах, избравший Христа единственной любо­вью своей жизни и обещавший искать только Царства Небесного, беспокоился о том, что ему не дали вещь, которую он просит? Если же к требовательности доба­вится еще и зависть, то человек может на многие годы лишиться дерзновения в молитве, потерять всякую возможность преуспеяния и совершенствования.

Итак, келарь, рухольный и библиотекарь пусть бу­дут осмотрительными и знают, что люди подвержены всевозможным страстям. Служащие должны смотреть в оба и держать ухо востро, выслушивать братьев без ропота и выдавать просимое после совета с игуменом. Если же они будут поступать неосмотрительно и отно­ситься к братьям слишком требовательно, то те станут их порицать и в монастыре начнутся раздоры.

 

Книги пусть братья получают каждый день в установленное время. Тому, кто попросит их не вовремя, выдавать их не следует. (5.10)

 

Предположим, садовник задержался сегодня на огороде. После вечерни он подходит к библиотекарю, просит выдать книги, и тот ему дает их. Если в следу­ющий раз библиотекарь откажется выдать ему книги в неположенное время, садовник его отругает. Поче­му? Потому, что ему был показан обходной путь. Итак, единственный подобающий путь — это путь законный, то есть выдача в установленное время. Если же ты по­такаешь нерадению ближнего, выдавая вещи не во­время, если ставишь лицо выше закона, выше общины, ты готовишь себе завтрашнюю «головную боль». Пока ты будешь нести послушание библиотекаря, этот брат будет тебя мучить, и всегда виноватым будешь ты. Ис­править его ты уже не сможешь. И поэтому всякому, кто приходит в неположенное время, очень мягко и с любовью говори: «Брат, давай возьмем на это бла­гословение у игумена». С этим брат не согласится, он знает, что поступает неправильно. Он тебя просит, надеясь, что ты подумаешь, будто один раз нарушить правило ничего не значит. Но один раз превратится в два раза, в три, и спустя некоторое время ты сделаешь из этого монаха демона.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!