Игумен стоит выше вас и впереди вас из- за присущей ему чести и преклоняет колени пред Господом из страха.



 

Игумен стоит выше вас, и вы, братья, должны воз­давать ему честь, говорит святой Августин, потому что эта честь относится не к нему, но к Самому Господу. Он преклоняет колени и, преисполненный страха о вашем спасении, падает ниц пред Господом. Если вы должны совершать свое спасение со страхом и тре­петом, то он тем более должен страшиться, ведь он отвечает за своих чад, а их спасение зависит не толь­ко от него. Самим собой он владеет и распоряжается, а вот тебя, монаха, он должен привести ко спасению, не имея власти заменить твою волю или разум свои­ми. И потому игумен непрестанно трепещет; един­ственное, что он может делать как руководитель и как отец, — это преклонять колени. Если игумен тратит все свое время на административные дела, повсед­невные заботы, вообще на организационные вопросы и общение с монахами, то и сам он, и вверенные ему души теряют духовные силы. Напротив, преклонение колен пред Господом улаживает все, потому что толь­ко силою Божией совершаются подвиги в монастыре.

 

Всем вам он показывает пример добрых дел, он обуздывает резвых, ободряет малодуш­ных, поддерживает слабых, он терпелив со всеми.

 

Если дать резвому свободу, он взбудоражит все братство. Своей бурной деятельностью, живостью и разговорчивостью он всю вселенную перевернет.

«Ободряет малодушных». Малодушный страдает от множества внутренних проблем и не может преодо­леть свою немощь, чувство неполноценности, заком­плексованность. И потому игумен должен вдохновлять такого монаха, в особенности когда робость приносит ему духовный вред, лишает его дерзновения восходить к вершинам святости. Малодушие проявляется как

в повседневной, внешней жизни, так и в духовной: из- за него человек боится противостоять искушениям, помыслам, страстям, сатане. В этом случае игумену следует особенно подбадривать, вдохновлять монаха.

Игумен, говорится в правиле, — самый терпели­вый человек в братстве. Монахи находятся в послу­шании, и в сущности именно они должны быть терпе­ливыми, но они, наоборот, требовательны и нетерпе­ливы. Если игумен станет вести себя так же, то мона­стырский корабль пойдет ко дну, потому что потеряет способность держаться на плаву.

 

Игумен, всем сердцем хранит уставы и вызы­вает у братьев уважение к себе.

 

Главное призвание игумена — всем сердцем хра­нить уставы, то есть не допускать в монастыре непо­слушания, которое может выражаться в стремлении высказать свое мнение, в распространении разных слухов и суждений, создании напряженной обста­новки. Если игумен действительно любит монастырь и хочет обеспечить его будущее, то первое, что он дол­жен сделать, — это создать атмосферу полного послу­шания. Непослушному монаху лучше покинуть мона­стырь, потому что в этом случае есть надежда на то, что он спасется и что порок не заразит братство.

Игумен не только заботится о том, чтобы братья слушались, но и внушает им уважение к себе. Уничи­жение игуменского достоинства недопустимо. Святой Августин придает столь большое значение уважению к власти, что, по его словам, игумен и вообще стар­ший может даже не просить прощения у подчиненных ему монахов за допущенную ошибку, иначе зло усу­губится. Если из-за ошибки монастырь только теряет равновесие, попадает в бурю, то просьба о прощении погружает его на дно, поскольку монахи перестают уважать игумена.

 

Он старается быть любимым больше, чем вызывать страх, и всегда размышляет о том, что даст за вас ответ пред Богом.

 

Естественно, игумен, как говорит правило, вызы­вает уважение к себе и заставляет слушаться не силой, но любовью. Также и монахи призваны любить свое­го игумена. Но любовь — это обоюдоострый меч, она может быть и опасной. Когда же опасности нет? Когда монахи любят игумена не за его способности и дарова­ния: святость, мудрость, проницательность, энергич­ность — а потому, что он отец, старец и в монастыре являет собой образ Бога. Любят игумена, а не его да­рования. Невыносима жизнь монаха, который не лю­бит игумена всем сердцем. Песчинка будет казаться ему горой, и везде он будет видеть огромные, непре­одолимые препятствия, тогда как любовь к игумену превращает горы в песчинки. Монаху, по-настоящему любящему своего игумена, легко жить духовной жиз­нью, находить утешение в Боге, преуспевать в молит­ве. И напротив, если монах не любит игумена, то все делается трудным и обращается против монаха, и он становится посмешищем.

«...Больше, чем внушать страх». Святой Августин не говорит, что страх не нужен. Если братья любят игу­мена, но при этом нисколько его не боятся, это значит, что они не уважают его, их любовь не божественная и духовная, а человеческая и душевная. Любовь к ду­ховнику богоугодна и богоприлична в том случае, если она соединена со страхом перед его личностью. Страх свидетельствует, с одной стороны, об истинной духов­ности самого старца, а с другой — о любви послушни­ка и его нелицемерном послушании. Любовь к Богу и любовь к старцу немыслимы без сопутствующего этой любви страха.

Жизнь монаха становится легкой именно благо­даря любви к своему старцу, игумену. Конечно, сло­ва святого Августина о том, что игумен должен «ста­раться быть любимым», обращены не к монахам, а скорее к игумену: он сам должен вести себя так, что­бы его любили. Трудно полюбить человека, если его личность не привлекает нас. Его жизнь и поведение должны быть такими, чтобы он естественно вызывал к себе любовь братства. Монахи не должны прилагать усилия к тому, чтобы полюбить, понять игумена, до­вериться ему, как нередко бывает в монастырях: бра­тья пытаются полюбить своего игумена при помощи самовнушения, логических доводов и даже насилия над собой. Если игумен не располагает, не привлекает к себе, то что могут сделать братья? Положение в этом случае критическое.

А что если (чего да не будет!) игумен недостоин любви, неспособен вызвать к себе любовь? Монахи не будут его любить? Будут непременно, потому что это их обязанность ради имени Божия, но, чтобы по­любить нелюбимого, им придется испытать тяже­лейшую борьбу, а жизнь в монастыре станет для них кошмаром, мучением. Это бывает в тех случаях, когда игумен не избран братством или не указан Богом, но поставлен по необходимости. Если в обители не нахо­дится достойного кандидата, то, ради сохранения мо­настыря, в игумены поставляется хоть кто-нибудь из братства или приглашается монах из другой обители. Но вы понимаете, насколько тяжела и изнурительна жизнь в таком монастыре. Именно поэтому святой Ав­густин говорит, что монахи должны бояться игумена и

 

 

 

одновременно любить его, а игумен должен вдохнов­лять братство на любовь к себе. Тогда жизнь в мона­стыре будет соплетена с радостью Христовой и Хри­стос поистине найдет покой для Себя в такой обители.

Игумен «размышляет о том, что даст за вас ответ пред Богом». Эти слова сказаны в большей степени для монахов, ведь игумен знает, что так или иначе бу­дет отвечать за своих детей, этого ему не избежать. На небе ему предстоит дать ответ не столько за то, молил­ся ли он, имел ли добрые помыслы, совершал ли до­брые дела, сколько за то, что он сделал для своих детей. Но воля детей не в его, а в их руках. И потому блажен­ный Августин хочет заставить монахов почувствовать ответственность за свое поведение и понять, что если они действительно любят игумена, то должны прило­жить все усилия к тому, чтобы он был принят Богом и имел пред Ним дерзновение, когда ему придется дать за них ответ.

Есть такая история. Умер один учитель, и его душа вместе с душами других людей подошла к вратам рая. Вышел апостол Петр пропустить в рай тех, кто был достоин. Он всех тепло встречал, многих пропускал, и души радовались тому, что им удалось справиться со своими страстями и достигнуть небесных врат. По­том апостол Петр встретил учителя, но, узнав о его профессии, сказал, что судить его будут только вме­сте с учениками. Апостол велел ему вернуться об­ратно в земную жизнь, чтобы позднее прийти вместе с детьми. Учитель вернулся на землю и рассказал сво­им питомцам о случившемся. Ученики, сколько мог­ли, старались помочь своему учителю обрести спасе­ние. Прошло время, учитель снова умер и подошел к дверям рая вместе с учениками. Лишь только апостол Петр увидел его, как начал ему кланяться. Тогда дру­гие души стали негодовать на это, но апостол остано­вил их: «Не возмущайтесь! Он был учителем, и вы не представляете, что он перенес, чтобы привести сюда своих детей».

Замечательная история. Какая ответственность лежит на педагоге!

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!