Воины Христовы не должны угождать себе.



 

Кто не следит за этим, тот не подъемлет креста Христова, — вместо этого его самого вздымают бесы. Если мы охвачены помыслами или испытываем за­труднение, беспокойство, тревогу, ослабление сил во время молитвы или нашего ночного бдения, то поч­ти всегда это значит, что мы погрешаем против того, о чем говорит авва Макарий. Чтобы преуспеть в мо­литве, нужно сначала отречься от угождения себе.

Я должен жить ради ближнего. Пусть я стану сту­пенькой, на которую он встает, тарелкой, из которой он ест, глазами, руками, ногами, сердцем, которые не­обходимы ему для жизни. Буду стремиться к тому, что­бы ближнему было хорошо, чтобы он был всем дово­лен. И когда я этого достигну, тогда смогу приступить к монашеской жизни.

 

Они должны служить Неленостно, быть рев­ностными в молитве, совершенными в смире­нии, расположенными к повиновению, посто­янными в ночном бдении, радостными в посте.

 

«Должны служить Неленостно». Вспомните препо­добных Пахомия и Паламона — ночью, когда им хоте­лось спать, они перетаскивали с места на место мешки с песком. И вы лучше взвалите на себя мешок мусора и с усердием носите его туда и сюда — но только не ле­нитесь на послушании! Работа, которую нам поруча­ют в монастыре, освящает нас, помогает нам стяжать дух смирения и трудолюбия — тогда как самовольные занятия могут стать для нас смертью.

«Должны быть ревностными в молитве, совершен­ными в смирении». Вы должны работать для других, но ревность ваша пусть будет отдана молитве. К сми-

 

 

 

рению же не подходите со своими мерками, то есть не говорите: «Сегодня уступлю я, а завтра пусть уступает другой». Уступать должен только ты. Понимать друго­го всегда должен ты.

«Расположенными к повиновению». Нет такой причины, которая давала бы тебе право возражать. Прекословие нас отравляет. Если повар сварит котел супа и туда попадет всего одна капля яда, мы, есте­ственно, выльем весь суп. Нам не придет в голову слить только ту часть, куда капнул яд. Отрава уже рас­пространилась повсюду.

«Постоянными в ночном бдении». Исполняй свое правило каждый день, а не так, чтобы сегодня испол­нить, а завтра нет, потому что после двух дней без пра­вила ты потеряешь свое духовное устроение, и тебе понадобится несколько месяцев для возвращения в прежнее состояние. А если ты оставишь правило на­долго, то тебе потребуется несколько лет, чтобы снова начать жить духовной жизнью.

Итак, основание нашей жизни — служение ближ­нему. Восхождение на небо — молитва. Условие истин­ности нашего молитвенного восхождения — смирение. Защита от падений при этом восхождении — послуша­ние. Подготовка к дальнейшему преуспеянию — мо­литвенное правило. И неотъемлемая часть всех этих деланий, знак напряженного ожидания Бога, нашей на­дежды привлечь благодать Божию, напоминание, жало, которое не дает впасть в забвение, — это пост. У постя­щегося нет никакого желания ссориться, кричать, раз­говаривать, суетиться. Телесные силы слабеют, и чело­век бережет их, чтобы ревностно исполнять свое послу­шание, чтобы пребывать в трудах, бдении и молитве.

«И радостными в посте». Какое наставление давал Христос Своим апостолам, ученикам, народу? Ума­стите себя благовонными маслами — позаботьтесь о том, чтобы хорошо выглядеть: не потому, что хотите отправиться на прогулку, а потому, что желаете при­надлежать Христу. Девушка в миру красится, желая выглядеть привлекательно и в обществе чувствовать себя комфортно. Ей кажется, что она красивее других, что на нее обращают внимание, признают ее, и ей от этого хорошо. Для монаха же комфорт — это пост. Причем монах, постясь, должен быть радостным, от­зывчивым, «намащенным маслом», величественным. Как «намащение» — привлекательность — открывает перед мирским человеком двери и дает ему признание со стороны других, так и пост открывает врата добро­детели и человеческого признания для монаха.

Тот, кто не постится, забывает и о Боге, и о люб­ви — обо всем. Хорошо, скажете вы, а когда мы по­стимся, всегда ли об этом помним? Да, особенно если у нас есть все остальное, в первую очередь смирение. Если нет смирения и рассуждения, то все наши труды бесполезны. Но пост необходим в любом случае. Как выстроенный дом отделывают и украшают, — точно так же и мы должны украшать себя постом.

Хотите стать монахами? Начните с любви к Богу. И если потом у вас будут возникать какие-то желания, спрашивайте себя: «Хочет ли этого Бог или это нужно мне самому, чтобы испытать удовольствие и радость?»

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!