Когда тебя обижают, молчи. (21)



 

Молчи, но не от обиды, не от того, что ты потерял доверие к игумену и уже не надеешься, что он тебя вы­слушает и поймет. Молчи не из чувства своей ущерб­ности и злополучности, из-за которого ты и на глаза игумену показаться боишься. Молчи не от того, что тебе на ум приходят невеселые мысли: мол, трудно найти настоящего старца. Пусть твое молчание будет следствием твоего духовного состояния, бесстрастия, святости.

«Когда тебя обижают, молчи», потому что на са­мом деле никто не может обойтись с тобой несправед­ливо, даже тот, кто лишает тебя жизни. Он оскорбляет Бога — не тебя. У тебя нет ничего своего. Бог, Сущий, призвал тебя из небытия в жизнь, и теперь ты идешь к Нему. Ты предстанешь перед Ним как мученик, пре­подобный, праведник, если понесешь несправедливую обиду. Это великая честь для человека!

«Когда тебя обижают, молчи», потому что не суще­ствует никакой несправедливости, кроме твоего греха. Единственный, кто может поступить с тобой нечест­но, — это ты сам. Поэтому, «когда тебя обижают, мол­чи». Это правило безусловно, исключений из него нет. Ты сам никого не обижай. Если ты дашь отпор тому, кто, как ты считаешь, унизил тебя, то его оскорбишь. Он думает, что правда на его стороне, а ты обвиняешь его в несправедливости. Этим ты его уязвляешь.

Например, кто-то украл у тебя вещь. Думаешь, этот человек не хотел бы сохранить свое достоинство? Не хотел бы пользоваться уважением окружающих? Едва ли он желал прослыть жуликом. Что-то произошло в его жизни. Может быть, он рос круглым сиротой или мать велела ему воровать, потому что ей нечем было его кормить. Он с детства промышлял воровством и теперь так привык ко греху, что уже не может жить иначе. Этому человеку еле-еле удалось встать на ноги, чего-то добиться и даже стать монахом. Он одолел все препятствия. Но след давнего прошлого остался в его душе и временами дает о себе знать, так что он не мо­жет совладать с собой и принимается за старое. И ты требуешь от него не красть? Да ты его оскорбляешь, этого беднягу. Ты напоминаешь ему о его сиротстве, страданиях, о том, что он всю жизнь провел в грехе, выставляешь его на позор. Ты ведь ничего не лишился и понимаешь это, если ты благоразумен. А вот его ты ранишь, доказывая свою правоту. Поэтому, говорит святой Макарий, не будь несправедлив. Найди в себе силы потерпеть обидчика. Требуя с него ответа или об­виняя его, ты поступаешь с ним несправедливо.

Ни один человек не преступает закон, если его не заставляет нужда, если у него нет на то оснований или причин, которые, как он думает, вынуждают его совершать грех, даже такой, как воровство, святотат­ство или предательство Родины. Приспосабливаясь к обстоятельствам, человек превращается в страшно­го беззаконника. Посади преступника на скамью под­судимых и скажи ему: «Я не собираюсь тебя убивать, наказывать, только открой мне свое сердце, расскажи, почему ты так поступил». И если он тебе откроется, из твоих глаз потекут слезы, ты увидишь, какая боль и мука сокрыты в этой душе. Тогда ты будешь рад, что не стал его обличать, потому что это совершенно его убило бы. Спроси какого угодно негодяя, как он до­шел до такой жизни? Если при этом ты хоть один миг посмотришь на него с той любовью, которой любишь себя, то глаза твои откроются и наполнятся слезами при виде боли, терзающей этого человека.

 

Пусть глупые советы не развращают тебя, но всегда ищи опору во Христе.

 

Не раз придется тебе слышать в своей жизни глу­пые советы. Кто-то бросит тебе: «Он с тобой так по­ступил, и ты молчишь? Ну и мямля же ты!» Смотри, не пожелай доказать свою правоту. «Пусть глупые советы не развращают тебя». Взирай на Христа. Иудеи и языч­ники заключали апостолов под стражу, сажали в тюрь­му, судили их, но апостолы радовались этому, потому что Христос был их крепостью. Ищи и ты опору во Хри­сте. Человек, советующий что-то иное, — губитель.

Приведем простой пример. Монах весь год трудит­ся не покладая рук, но однажды ему случается проспать и он опаздывает на послушание. Это замечает благо­чинный и сообщает игумену. Игумен, встретив брата, упрекает его. Другой монах слышит разговор и вы­сказывает брату свои мысли: «Игумену нажаловался на тебя такой-то. Да он сам-το когда на послушание вовремя приходил? Как это игумен мог тебя отругать, не разобравшись? Ты каждый день трудишься в поте лица, а ему и дела нет?» Такой брат — губитель, даже если сказанное им справедливо. Своим поведением он разлучает брата со Христом, лишает его не просто опоры в жизни, но вдохновения, высокого образа мыс­лей, веры, совершенства и внушает ему человеческий, пусть и справедливый, помысел. Душевный человек не принимает того, что от Духа. Устав преподобного Макария основан на духовных, а не на душевных за­конах. В нем говорится о Божественной справедливо­сти — единственной, абсолютной и вечной.

Желая найти путь к сердцу каждого человека, из­бавить его от опасений, что с ним могут обойтись несправедливо, святой Макарий продолжает свой устав так:

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!