Если ради нужд монастыря братьям нужно выйти в мир, пусть отправляются вдвоем или втроем. (22)



 

Святые отцы говорят о том, что выходить в мир по монастырским нуждам могут братья самые достой­ные, освященные добродетелью, скромные, опытные, серьезные, такие, которых мир не может соблазнить и увлечь.

Когда монах выходит за ограду монастыря, он по­падает совсем в другой мир, и с переменой окружаю­щей обстановки меняет свой уклад жизни, превраща­ясь в обыкновенного мирянина. Например, он приез­жает в родительский дом и на обед решает поджарить себе два яйца. Поев два, три раза яичницу, в четвертый раз, когда будет понедельник, он подумает: «Сегод­ня пост необязательный — в монастыре соблюдается,

 

 

 

а здесь, в миру, нет» — и снова приготовит себе яични­цу. Наклонность ко греху, кроющаяся в каждом чело­веке, изобретет тысячу хитростей и положит человека на обе лопатки. Да и дьявол, этот ветхий старик, своим возрастом превосходящий человечество, прибегнет к своим козням и заставит монаха пасть.

Здесь кто-нибудь из мирян задумается: «Если мо­нах, выйдя из обители на два-три дня по монастыр­ским делам, забыл про молитву и оставил всякое воз­держание, то что же говорить о нас, мирянах?» Впро­чем, как раз в миру в большинстве своем люди ответ­ственно относятся к своим обязанностям и всячески стараются не нарушать их. А теперь представьте себе, что было бы с этим невоздержанным монахом, если бы он не стал монахом, а женился. Демоны все вместе вцепились бы в него, схватили бы за горло, за воло­сы, за ворот, за рукава и потащили бы, чтобы сделать своим пленником. Если он послабляет себе, находясь

в миру всего два-три дня, то за один-два года дьявол сделал бы его своим послушным рабом. Тот, кто с лег­костью оставляет свои монашеские обязанности на один день, оставит их и на целый год, и на всю жизнь.

По правилам, монах не должен выходить из свое­го монастыря. Ряса — это ангельское одеяние. Анге­лы, для того чтобы сохранить свой ангельский образ, не показываются среди людей, они невидимы (хотя постоянно нисходят на землю и восходят на небеса). Монах, как имеющий тело, по-человечески ограничен. Для того чтобы ему соблюсти в непорочности свой ан­гельский образ, он должен быть «невидим» по челове­ческой природе, то есть не должен появляться в миру. Как для ангела противоестественно ходить по улицам рядом с людьми, так и монаху в ангельских ризах — появляться на распутьях мира сего.

Вот почему тех монахов, которые выходят из монастыря по личному побуждению, мы отправля­ем одних. Конечно, если монах на это раздражается, жалуется, ропщет (подобным чувствам может под­даться каждый, все люди изменчивы), игумен может дать ему спутника. Ведь если отказать ему и послать его одного, он догадается, что на него возложили всю ответственность за выход из монастыря, и тог­да его сердце ожесточится, демоны наводнят его ум помыслами и искушениями, и он станет, как тигр. Для того чтобы не допустить этого, игумен даст та­кому немощному брату спутника. Тогда брат вернет­ся довольным, как будто он ни в чем не виноват, еще и спасибо скажет.

«Пусть отправляются вдвоем или втроем». Препо­добный Макарий не упоминает о том, что это долж­ны быть преуспевшие монахи, как говорит святитель Василий Великий и все святые отцы. Устав святого Макария читался в монастырях по частям каждую неделю или даже каждый день, как и сейчас принято в некоторых монастырях. Естественно, если бы свя­той сказал, что выходить могут только преуспевшие монахи, то какой-нибудь брат, которого не посылают в мир, подумал бы, что его не считают духовным че­ловеком, и попал бы в западню: стал бы ждать, когда признают его преуспеяние и станут посылать в мир. Постепенно им овладело бы чувство досады, и он упо­добился бы демону. Поэтому преподобный Макарий (или скрывающийся за его именем автор), выразился иначе.

 

Пусть отправляются вдвоем или втроем, и только те, кто внушает доверие, а не те, которые склонны к многословию или чрево­угодию.

 

«Те, кто внушает доверие». Доверие внушает тот монах, который при выходе из монастыря не меня­ет своего правила, образа жизни, не оставляет воз­держания в пище, ни на шаг не отступает от духа и обычаев братства, соблюдает монастырский устав, не имеет склонности к разговорам, не отвечает на вопросы каждого встречного, но хранит молчание. В самом деле, когда нас о чем-то спрашивают, мы мо­жем ответить очень кратко или сказать пару вежли­вых слов, что избавит нас от возможных неприятно­стей. Некоторые люди умеют тактично уклониться от разговора, давая собеседнику понять, что отвечать — не в их компетенции. Горе монаху, который выходит из монастыря и считает, что ему нужно отвечать на все вопросы или что он обладает рассуждением и знает, кому надо отвечать. Такому нельзя выходить из монастыря.

Кроме того, в мир можно посылать тех монахов, которые не замечают, что там происходит, не ходят по гостям, не наносят визиты вежливости, сами никого к себе не приглашают и не принимают приглашений. Они знают свое дело, знают, что через определенное время они должны вернуться в монастырь, ведут себя с мирскими людьми с достоинством, и те ощущают, что это ангелы и что с ними нельзя обращаться как с простыми смертными. Ангел не занимается мир­скими попечениями, не подчиняется никаким свет­ским обычаям и не берет на себя обязательств. Иногда в мир посылают монаха, не имеющего такого духов­ного устроения, ради снисхождения к нему и ради его пользы — может быть, когда-нибудь он поймет, что должен измениться. И если игумен посылает такого монаха в мир, тот не должен отказываться от послуша­ния, возражая, что в миру он поддается соблазнам, — но должен понять, что ему надо исправиться, приоб­рести монашеское устроение.

Высшая степень эгоизма для монаха — отказы­ваться выезжать в мир под тем предлогом, что там он теряет монашеские ориентиры, оставляет молитву и правило. Дело вовсе не в правиле, просто его уяз­вленное самолюбие ищет оправдания. Если бы он действительно боялся запятнать свой монашеский об­раз, то приложил бы старания к тому, чтобы, находясь в монастыре, быть подлинным монахом.

Итак, не всякого можно посылать в мир, но и мы сами не должны ждать, что нас будут посылать. Это вопрос доверия, а не добродетели и святости. Ты мо­жешь быть святым человеком, но для выхода в мир не годишься. Можешь быть одаренным, но не уметь вести себя в обществе. Можешь быть самим архангелом Гав­риилом и каждый день сподобляться Божественных от­кровений, но, выйдя в мир, ты не сумеешь найти дорогу или не будешь знать, как помочь пожилому человеку:

поддержать его справа или слева, сесть в машину пер­вым или сначала посадить его. Если тебе неизвестны правила поведения в обществе, например, как разгова­ривать с доктором, как есть, как улыбаться, как вести себя в гостинице, то, каким бы святым ты ни был, тебе в мир лучше не выходить. Для этого нужен подходящий человек, которому монастырь доверяет.

«Не те, которые склонны к многословию или чре­воугодию». Многословие и чревоугодие открывают доступ к нам самым сильным демонам, которых не могут изгнать даже святые. Мы молимся Святому Духу: «Прииди и вселися в ны», но когда мы праздно­словим, в нас вселяется дух лукавый. Как только мы открываем рот, он тотчас входит. Монах разговорчи­вый и любящий поесть находится в большой опасно­сти, потому что всякий, кто много говорит или много ест, хочет есть и говорить все больше, особенно когда его слушают и обращают на него внимание. Никакие заклинания не в силах будут изгнать из него беса.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!