Если кто-либо хочет отречься от мира и вступить в монастырь, пусть ему в первую очередь прочитают устав и расскажут обо всех монастырских порядках. (23)



 

Бывает, что человек любит читать Евангелие, душа его с радостью погружается в Священное Писа­ние, восхищается подвигами святых. И вот такой че­ловек узнает из книг, что совершенная жизнь — это жизнь монашеская, и в нем возгорается желание стать монахом. Он приходит к монастырским вратам и про­сит его принять.

Такому человеку, говорит святой, мы в первую оче­редь даем прочитать устав. Скорее всего, он мало что поймет, но из-за воодушевления или, точнее, само­любия ему может показаться, что он все понял и все ему понравилось. Тогда мы знакомим его с основными правилами монастырской жизни: после повечерия мы не едим, ночью встаем на службу, не празднословим, не пишем писем — не потому, что нам не разрешают, а потому, что сами этого не хотим. В противном случае нам лучше было бы оставаться в миру. Ведь мы добро­вольно покинули мир, никто нас не заставлял. Зачем же теперь мы стремимся общаться с ним?

Человек поступает в монастырь с вдохновением, внушенным, может быть, Самим Господом. Стать мо­нахом — мысль судьбоносная. Человеку открываются врата рая. Нам ли закрывать их перед ним? Если он закроет их сам — это другое дело. А мы не можем за­крыть этих врат ни перед грешником, ни перед свя­тым. Однако мы должны рассказать ему о том, что требуется для того, чтобы войти в эти врата.

 

Если он усвоит все как должно, тогда пусть братья по праву примут его в братство.

 

Когда человек решает остаться в монастыре, я не сразу принимаю его. Я смотрю, по праву ли он желает стать монахом или его решение остаться в монасты­ре не оправданно? Не все вмещают слово сие, — гово­рит Евангелие. Все могут восхищаться Христом и Его словами, но не все их понимают. Все радуются словам Христа, верят им, но, когда приходит время исполнить их, отступают, потому что не могут, не хотят, не знают, как их исполнить, превратно истолковывают их. Та­ким людям нужно деликатно подсказать, что для них более оправданна жизнь в миру.

Вполне вероятно, что слов «тогда пусть братья по праву примут его в братство» не было в первоначаль­ном тексте устава. Но если они и были, понимать их нужно в правильном ключе, потому что права есть как у монастыря, так и у человека. Не должно быть ни эксплуатации человека, ни его отвержения — и то и другое ведет к беде. Мы должны понять, что имен­но спасительно для души этого конкретного человека. Он — овца Христова стада и желает спастись. Но где он спасется, в монастыре или в миру? Для некоторых лучше спастись в миру, каясь в своих грехах, чем по­гибнуть в монастыре, пусть и не совершив при этом грехов, свойственных миру.

Конечно, монастырь принимает всех и не делает различий между девственниками и потерявшими дев­ство, состоявшими в браке и безбрачными. Церковь истово заботится о нравственности и самосознании своих членов, но в то же время проявляет гибкость, чтобы сохранить свое единство. В монастырь может вступить и непорочный юноша, и грешница, и страш­ный убийца. Истории известно немало случаев, ког­да разбойничьи атаманы становились монахами, по­рой со всей своей шайкой. В чине пострига, особенно великосхимнического, все именуются грешниками. Между вступающими в монашество не делается ника­кого различия. Неважно, бедный ты или богатый, мо­лодой или старый. Десятилетних детей, мальчиков и девочек, постригали в монашество тем же чином, что и взрослых. Внутри Церкви все едины, как и в раю. Даже святой человек, становясь монахом, чувствует себя великим грешником.

Слова из чина пострига: «...оставил отца, матерь, братьев, сестер, жену, детей» — относятся к каждому монаху, потому что даже если человек принял постриг в нежной юности, он оставил того, кого мог бы в бу­дущем назвать своей женой или мужем. Женатый или неженатый — оба покинули жену, один — ту, что у него была, другой -— ту, что могла у него быть.

 

Если он хочет принести в монастырь ка­кое-либо имущество, пусть положит его на святой престол в присутствии всех братьев, как предписывает устав. (24)

 

Монашеские одежды перед постригом полагаются на святой престол. Само таинство пострига соверша­ется вне алтаря, но монашеские одежды и обувь кла­дутся с вечера на индитию святого престола, туда, где пребывает Христос. Потом мы выносим их из алтаря и кладем на Евангелие, с которого игумен подает их постригаемому.

На святой престол мы возлагаем и имущество, ко­торое приносим в монастырь. Если мы не положим его на святой престол, то не получим права взять с престо­ла ризу спасения, хитон правды, архангельский образ. Если монах не возложит все на святой престол, но удер­жит у себя что-то мирское, душевное, духовное, чув­ственное, что-то из области пожеланий или собствен­ных представлений, то его духовная жизнь не состоится. Удержанная им малость возьмет верх над устремлени­ем и силой его души, и он вернет монашескую одежду, которую принял со святого престола, и тем самым ее обесчестит. Он не сможет исполнить своего обещания, приступит к делу, но не совершит его. А в последова­нии пострига говорится: «...если исполнишь подвиг до конца». Но если он и исполнит до конца, то исполнит это из рук вон плохо, настрадавшись, намаявшись,

измучившись, изроптавшись, тогда как мог бы летать, поддерживаемый ангельскими крылами.

Когда мы приносим свое имущество, то полагаем его на святой престол «в присутствии всех братьев». В некоторых монастырях из крайнего снисхождения этого не требуют: вдруг послушник передумает и по­просит свое имущество назад. Вещи послушника хра­нятся в специальном месте в игуменской, так чтобы, уходя из монастыря, человек мог их забрать. Тем не менее сознание должно быть таким: я оставляю все на святом престоле перед лицом свидетелей, если не на глазах братьев, то пред очами ангелов, святых и Лиц Святой Троицы.

Видите, какая высота духа сокрыта в монашестве? Монашеское жительство исключительное, совершен­ное. Нет ничего совершеннее под небесами. Жизнь в миру крайне сурова, полна трудностей, поэтому там Бог дает человеку простор, не требует от него многого, чтобы он мог существовать. Но это приволье порожда­ет другие трудности и еще более обременяет человека.

В монастыре Бог учреждает жизнь совершенней­шую, настолько возвышенную, что ограничений для совершенства нет. Монашеская жизнь в высшей сте­пени естественна, полноценна и легка, и при этом она дает человеку возможность летать, словно на хе­рувимской колеснице. Как беспрепятственно носился в небесах Фаэтон, так может делать это и монах. По­этому Бог так много и требует от монаха, тогда как женатому — сколь праведен Бог! — послабляет, пото­му что тот борется за жизнь, проливает пот и кровь, чтобы содержать семью, терпит несправедливости в обществе и на работе. Впрочем, эти послабления че­ловек часто обращает в препятствия для своей духов­ной жизни, и они становятся поводами для падения.

А в монастыре, наоборот, жизнь проста, лишь бы монах всегда уступал ближнему, всегда с ним согла­шался. В противном случае ему не устоять.

 

 

Если его приношение будет принято, с это­го момента послушник перестает распоря­жаться не только вещами, которые принес, но и самим собой.

 

Приношение может быть и не принято. Нельзя, например, прийти в монастырь и принести какие-то деньги, но при этом в миру оставить гораздо боль­ше долгов, сначала нужно расплатиться с долгами, а потом уже поступать в обитель. Никто не обязыва­ет человека делать пожертвование, а вот приходить с долгами сюда нельзя. Тот, кто задолжал деньги, или не решил вопрос с военной службой, или связал себя какими-то другими обязательствами, несвободен. Связанный чем-либо человек не может стать мона­хом. Можно ли счесть свободным раба? Монашеский чин — свободный чин, и его члены — самые свобод­ные люди. Монах должен быть свободным во Христе и одновременно не связанным людскими законами.

Чтобы приступить к монашеской жизни, необходи­мо посмотреть, не препятствуют ли тебе в этом как святоотеческие правила, так и действующие государ­ственные законы.

Послушник, кроме того, не должен заявлять: «Отче, у меня много денег, я их вам дам, но мне хочет­ся, чтобы они были потрачены на благо Церкви». Если же он так скажет, игумен ему ответит: «Мне не нужны твои миллионы, мне нужно твое сердце. Отдай мне, сын, твое сердце, — говорится в Священном Писании. Ты мне диктуешь, как потратить твои деньги? Это оз­начает, что ты считаешь их своими. Ты стоишь перед святым престолом, а мирского мудрования не остав­ляешь. Как же я доверю тебе честную монашескую рясу, хитон Христов, символ христианского любомуд­рия? Или останься дома и женись, или отдай деньги родителям или бедным и приходи сюда нищим».

Приведем еще один пример. Труд ник говорит игу­мену: «В один из моих приездов в монастырь такой-то брат сказал мне, что у него проблемы с очками и что ему подходят мои. У меня двое очков, можно отдать ему одни?» Ответ должен быть таким: «Можно, но так же, как ты до сих пор приезжал к нам и уезжал домой, ты и впредь останешься гостем. Мы с радостью будем тебя принимать, мы тебя любим, монастырские врата для тебя всегда открыты, но монахом стать ты не мо­жешь. Ты хочешь поступить в монастырь, а сам до сих пор не понял, что значит нестяжание, ты имеешь свои желания и хочешь распоряжаться своими вещами». Однако, когда игумен сам спросит новопришедшего, есть ли у него пожелания по поводу своего имущества, брат должен высказать свои мысли, и игумен рассудит, свободно ли сердце брата или нет.

 

Также, если раньше он подавал милостыню нищим или, придя в монастырь, принес что- либо братьям, нельзя, чтобы он распоряжал­ся этим.

 

Какое тонкое понимание монашества! Какое глу­бокое восприятие! Только так можно стать монахом. Положим, пришедший послушник передает игумену свое имущество, но при этом просит оставить у себя некоторую сумму, потому что дал обет купить золотой крест Тиносской иконе Божией Матери и хочет покло­ниться могиле приснопамятного старца Филофея Зервакоса.

Ответ игумена должен быть таким: «Дорогой мой, иди исполни все свои обеты, потому что сейчас ты связан, или найди какого-нибудь духовника, ко­торый освободит тебя от них, и только после этого приходи в монастырь». Когда ты посвящаешь себя Христу, то уже не можешь мыслить и действовать по-мирски. Если ты, будучи мирянином, хотел принести дар Божией Матери или подавал милостыню нищим, это хорошо и похвально. Но теперь, когда ты пришел в монастырь, ты уже не можешь об этом думать. Это для тебя скверна, грех, внушение демона. В монасты­ре не должно быть мирского представления о мило­стыне. Здесь милостыня духовная, здесь ты раздаешь свою любовь, приносишь в жертву свою волю, свое сердце, свое время, свои права, свое мнение. Вот что значит милостыня в монастыре. Так что сначала пой­ди исполни все свои обязательства, а потом приходи в монастырь.

«Если принес что-либо братьям». Послушник, при­езжая в монастырь погостить, мог сблизиться с какими- то братьями. Теперь он решает остаться в монастыре и привозит им подарки. Например, он увидел, что у братьев в иконописной мастерской нет хороших ки­стей, и пообещал привезти им английские кисти. Он привозит их с собой и дарит им. В этом случае игу­мен должен сказать ему, чтобы он отправлялся домой и приезжал снова через год, потому что пока еще он живет мирским духом. Послушник должен быть совер­шенно свободен внутренне, должен понять, что подар­ки, по слову Священного Писания, ослепляют глаза и потому дарить их монахам непозволительно. Конечно, в первую очередь, согрешил принявший подарок: он не отказался от него, не запретил послушнику слова­ми «отойди от меня», чтобы тот осознал свой грех и духовно повзрослел. Тем не менее послушника пока не следует принимать в монастырь.

Кроме того, подарки приводят к появлению осо­бых, личных отношений между братьями. Но лучше тебе стать бесноватым, чем завести в монастыре близ­кую дружбу с каким-либо братом. Или дари подарки всем, или никому. Ты не имеешь права лишать бра­та его духовного девства, а особая дружба растлевает его. В монастыре мы живем не как индивидуумы, но как единое тело, тело Христово. Монастырь — это свя­щенное собрание Святой Церкви. Нельзя пренебрегать основами, на которых зиждется монастырь. И если мо­нахи дали тебе для этого повод, приняв твой подарок, то это вдвойне плохо. Они погубят тебя, если дозволят тебе и дальше жить так.

Итак, мы принимаем пожертвование, только ког­да оно кристально чисто. Мы можем принять прино­шение послушника, если он не имеет никаких притя­заний на него и совершенно о нем не заботится.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!