Знакомство детей с методом мнемоники – ассоциации. (10 мин.)



Необходимо рассказать детям какие бывают ассоциации.

По контрасту (антонимы): мокрый – сухой, черный – белый.

• По сходству (синонимы): боль – страдание, быстро – стремительно.

• По звучанию: сон – тон, глаз – таз, воля – доля, суд – пуд.

• По корню слова: высота – высокий, даль – далекий, дождь – дождливый.

• Установление соотношения «часть – целое»: лицо – нос, неделя – день.

• Выявление подчинительных связей: человек – отец, мать; животное – собака, кошка,

мышка.

• Нахождение обобщающих слов: яблоко, апельсин – фрукт; мужчина, женщина – чело-

век.

• Обнаружение дополняющих обстоятельств: продвижение – назад, вперед; бежать –

быстро, медленно.

• Подбор соответствующих определений: комната – темная, светлая; мужчина – сме-

лый, трусливый; человек – добрый, жадный.

• Эгоцентрические ответы (отражение личностных реакций): одиночество – всегда,

никогда; успех – невозможно, возможно, я должен.

 

Упражнение «Имена обитателей НЛО». (15 мин.)

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО. Их зовут Вен, Мал, Чук, Неф, Тад, Маг, Пак, Кан, Ден.

Задание 1. Повторите эти имена.

Задание 2. Что можно предпринять, если имена не запоминаются?

Попытайтесь связать каждое имя с тем, на что похоже это слово, с тем, что вам хорошо известно.

Например:

• Вен – звучит как «в N», т.е. в городе N; имя похоже на слово «вена» и т.д.;

• Мал – смял; ломал и т.д.;

• Чук – Чук и Гек; чукча и т.д.;

• Неф – звучит как имя еще одного поросенка из компании Нуф-Нуфа, Наф-Нафа и Ниф-Нифа и т.д.;

• Тад – имя очень похожее на имя Тэд и т.д.;

• Маг – маг-кудесник; мак (цветок); «Смак» (название передачи) и т.д.;

• Пак – от слова «упаковка» и т.д.;

• Кан – почти название известного города Канны во Франции и т.д.;

• Ден – мужское имя англоязычных народов и т.д.

Задание 3. Вспомните еще раз имена обитателей НЛО.

Ритуал прощания. (5 мин.)

Занятие № 5. (40 мин.)

Цель: Обучение мнемотехническом приему построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, развитие процесса запоминания, путем формирования у детей концентрации внимания на запоминаемом объекте.

Ритуал приветствия; (5 мин.)

Упражнение "Осознание словесного материала".(8 мин.)

Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

Обучение мнемотехническом приему построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. (15 мин.)

Существуют и другие приемы запоминания, которыми мы пользуемся, не подозревая, что они являются мнемоническими. Так, для запоминания последовательности цветов в спектре используется прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Первые буквы слов, входящих в эту фразу, совпадают с первыми буквами цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета радуги можно запомнить и по следующей фразе:

      «Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь».

Данный прием составления фраз можно использовать для запоминания и других последовательностей. Так, последовательность планет Солнечной системы можно называть, запомнив следующую фразу:

«Маша веником землю мела, Юра сидел у норы паука».

Не забудьте, что в этой фразе «у» – это тоже слово. Итак: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Игра "Обезьянки".(7 мин.)

Играть в "Обезьянку" дети могут начиная с 2 - 3 лет и старше. Играть можно и с одним малышом, но, если число участников больше, - интереснее.

Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол.

"Сегодня мы будем играть в "Обезьянку", - говорит взрослый. - Но сначала послушайте сказку про обезьянку: сидела в комнате маленькая обезьянка и не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно-скучно... И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает красивую бумажку - и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала все-все делать точь-в-точь, как мальчик.
     А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы - обезьянками. "
И дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он приготовил для "обезьянок" и для "мальчика". Можно использовать для этой игры кирпичики (удобны деревянные или пластмассовые размером 20x40x80 мм или 15x30x60 мм).
Каждый играющий, т. е. "мальчик" и "обезьянки", берут по 2 кирпичика. В начале игры "мальчик" поднимает оба кирпича вверх над головой и, когда видит, что все "обезьянки" сделали так же, быстро прячет руки с кирпичами под стол.

Игра заключается в том, что "мальчик" строит из двух кирпичиков какую-то модель, а "обезьянки" глядят на него и делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом, сбоку, спереди, сзади, под углом 90 градусов и 45 градусов и т. д.), то получается много разных моделей.
Вот как выглядит игра со стороны. "Мальчик" медленно, чтобы "обезьянки" успевали и увидеть, и сделать то же самое, вынимает из-под стола руку и ставит первый кирпич на торец. Затем, не торопясь, кладет на него плашмя второй кирпич, так что получается буква Т.
- Какие внимательные все "обезьянки"! - говорит "мальчик", видя, что все малыши сделали Т точно, как он. И тогда быстро схватывает кирпичики и прячет их снова под стол. Так же быстро схватывают и прячут под стол кирпичики и "обезьянки".

Видя, что все опять смотрят на него, "мальчик" достает сразу оба кирпича, но один кладет плашмя на стол, а второй на ребро рядом, так что получается игрушечный "диван".
Игру можно и нужно оживлять главным образом одобрительными замечаниями в адрес "обезьянок", ставить кирпичики иногда подчеркнуто медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол или, наоборот, так осторожно, чтобы никто не услышал звука. Цель игры - развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них большой находчивости и сообразительности.

Игру можно усложнять разными способами: к двум кирпичам добавить третий, и тогда модели станут не только сложнее, но и разнообразнее. Можно один из кирпичиков заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой. Можно взять вместо кирпичиков кубики из игры "Сложи узор". Тогда "обезьянки" должны следить не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или двухцветными гранями и т. д.).

Ритуал прощания. (5 мин.)

 

Занятие № 6. (40 мин.)

Цель: Обучение мнемотехническому приему запоминания чисел, развитие кратковременной памяти, путем формирования у детей осознанного восприятия и концентрации внимания.

Ритуал приветствия; (5 мин.)

Игра "Опиши соседа". (10 мин.)

Развитие памяти, внимания, наблюдательности.

В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!