ТЕМА 19. Самостоятельная музыкальная деятельность
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности.
2. Значение самостоятельной деятельности в развитии музыкальных способностей детей.
3. Источники возникновения самостоятельной музыкальной деятельности.
4. Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности.
5. Роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
2. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., 2010.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2003.
4. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. – М., 2012.
5.Романец Д. Нотная грамота. Тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников. – М., 2013.
6. Русская народная песня для детей (+СD). – М., 2012.
7. Щемененко А.В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание детей. – М., 2011.
Задания для СРС:
1. Охарактеризуйте музыкальную самостоятельную деятельность детей 4-7 лет, какова ее структура?
2. Раскройте особенности музицирования детей как своеобразной формы проявления их самостоятельной музыкальной деятельности.
|
|
3. Какие материальные условия необходимы в группе для побуждения детей к самостоятельному музицированию?
4. Разработайте примеры учебных заданий на занятиях, требующих от детей самостоятельной деятельности.
Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности | |||||
| |||||
Подготовить ребенка к школе значит научить его действовать активно, творчески, осознано. Этому способствует правильно организованная самостоятельная деятельность | В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают по слуху на металлофоне простейшие мелодии и пр. | ||||
| |||||
| |||||
Инициатива детей не означает, что педагог снимает с себя ответственность за деятельность детей, просто меняется стиль руководства самостоятельной деятельностью детей | Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, сочинить, спеть, что-то воспроизвести на музыкальном инструменте | ||||
|
| ||||
Структура самостоятельной музыкальной деятельности | |||||
Возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся музыкальным опытом | Реализация замысла, которая определяется уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия, применением адекватных приемов действий воспроизводящих и творческих | Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели, совершенствование ребенком своих действий, высказываемые предположения по их дальнейшему развертыванию и окончанию |
|
|
Источники самостоятельной музыкальной деятельности | ||||||
| ||||||
Музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев, приобретает исполнительские навыки |
| Праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Дети получают эмоциональный заряд. Положительные эмоции | ||||
Музыка в быту детского сада. Регулярное использование различных видов муз. деятельности побуждает детей к самостоятельности |
| Музыка в семье. Любовь родителей к музыке оказывает влияние на их самостоятельное музицирование | ||||
Виды самостоятельной музыкальной деятельности | ||||||
Музыкальные игры и танцы |
Музыкально-дидактические игры | |||||
|
| |||||
Песни с соответствующими игровыми действиями
Инсценировки песен с использованием детских музыкальных инструментов |
| Игра на детских музыкальных инструментах (классификация инструментов соответственно возрастной группе) | ||||
| ||||||
|
Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, в ансамбле и оркестре | |||||
| ||||||
Слушание музыки |
| |||||
|
| |||||
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности | ||||||
| ||||||
Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях | Коллективные игры-упражнения самообучающего характера, на которых дети учат друг друга выполнять движения, правильно петь мелодию, играть на инструментах | |||||
Игра сюжетная игра, сюжетно-ролевая, подвижная с самостоятельным эпизодическим применением детьми музыкального репертуара | Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями | |||||
| ||||||
Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью | ||||||
| ||||||
В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие по душе и реализует свой замысел, а воспитатель руководит его деятельностью
косвенными методами и приемами | ||||||
Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье | Воспитатель организует условия, способствующие активизации самостоятельной деятельности детей | Воспитатель должен быть тактичным, стать не инициатором, а соучастником детских игр | ||
Требования к педагогу-организатору самостоятельной музыкальной деятельностью | ||||
|
| |||
* повседневное совершенствование собственных художественных способностей; * умение увлечь детей любимым делом; * установление контактов с каждым из них; * влияние своим примером; * овладение способами художественной практики. | ||||
|
| |||
Косвенные приемы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью | ||||
|
| |||
создание поисковой ситуации; внесение новых пособий, музыкальных инструментов; предложение детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечении; предложение воспроизвести отдельные эпизоды; самому стать активным участником музицирования; оказание помощи в организации игры | ||||
|
| |||
Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельностью | ||||
|
| |||
Создание музыкальной. среды (уголков, зон). В ней должны быть ТСО, пособия и игры, инструменты и пр. | Просмотры выступлений детей других групп детского сада, где дети узнают знакомые песни | Просмотры видеофильмов с музыкальным сопровождением, слушание музыкальных сказок | ||
Интересоваться условиями музыкального воспитания в семье | Взаимосвязь различных видов художественной деятельности | Посещение театров, концертных залов, кино, детских опер и балетов | |||
|
|
| |||
Планирование самостоятельной музыкальной деятельности | Контроль за самостоятельной музыкальной деятельностью | ||||
|
| ||||
ü поощрять детей; ü содействовать; ü стимулировать; ü наблюдать; ü возбуждать интерес; ü поправить ошибку; ü координировать взаимоотношения детей | ü проверка планов воспитателей; ü наблюдение режимных моментов; ü вынесение вопросов по организации сам. муз. деятельности на педсоветы; ü проведение открытых музыкальных занятий для родителей; ü папки-передвижки; ü выставки детей | ||||
ТЕМА 20. Музыкальное воспитание детей в семье
Вопросы для обсуждения:
1. Значение семейного воспитания как важнейшего средства музыкального развития детей.
2. Задачи семейного музыкального воспитания.
3. Методы обучения музыке в семье.
4. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.
5. Личностно-ориентированный подход как основной способ музыкального воспитания и развития ребенка в семье.
Литература:
1. Виноградов Л. Музыкальные занятия с детьми до 3 лет в семье и не только. – М., 2010.
2.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2013.
3. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. – М., 2010.
4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2003.
5. Клыпина Е., Иванов О. Музыкальные картинки. Сборник песен для детей. – М., 2012.
6. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2011.
7. Романец Д. Нотная грамота. Тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников. – М., 2013.
8. Русская народная песня для детей (+СD). – М., 2012.
9. Щемененко А.В. Топотушки-хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание детей. – М., 2011.
Задания для СРС:
1. Раскройте значение семейного воспитания как важнейшего средства музыкального развития детей.
2. Составьте сценарий семейного музыкального праздника или досуга.
3. Разработайте методические рекомендации по музыкальному воспитанию ребенка в семье.
4. Подготовьтесь к участию в деловой игре по данной теме.
| Музыкальное воспитание детей в семье |
| |||||||||
|
| ||||||||||
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи |
|
Родители приобщают детей к музыкальному искусству | |||||||||
| |||||||||||
|
Родители относятся к музыке как к средству развлечения | ||||||||||
|
| ||||||||||
В семейных условиях наиболее доступны исполнительские виды: пение и игра на музыкальных инструментах, реже – музыкальное творчество |
Музыкально-образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте | ||||||||||
|
| ||||||||||
| Задачи музыкального воспитания детей семье |
| |||||||||
|
| ||||||||||
Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры | Развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально- образовательная деятельность) | ||||||||||
|
| ||||||||||
Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок одарен, то уже в дошкольном детстве заложить основы будущего профессионального обучения |
| ||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Репертуар |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
Народная музыка (народные песни, попевки, хороводы, игры) |
Классическая музыка (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Кор-саков, Ф. Шопен, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.) |
Старинная музыка (Й. Гайдн, А. Вивальди, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Г. Глюк) |
Современная музыка (Э. Денисов, С. Прокофьев, Г. Свиридов, А. Шнитке, С. Губайду -лина) | ||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
Музыка для взрослых |
|
Музыка для детей (Е. Крылатов, В. Шаинский, А. Рыбников, Г. Гладков) | |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Музыкальные произведения должны быть небольшими, с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой |
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Методы обучения в семье | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Наглядно-слуховой Способствует накоплению слухового опыта в различных формах музыкальной деятельности (активных и пассивных) |
| Наглядно-зрительный В семейном воспитании разнообразен. Дома можно использовать книжные репродукции и, мелкие изображения | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Словесный метод Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают настроиться на восприятие |
| Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||
Условия для успешности семейного музыкального воспитания | ||
Успешность применения методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых | Необходимо терпение со стороны родителей. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании | |
В художественном воспитании нельзя допускать с детьми излишнюю строгость. У детей пропадает желание заниматься | Активизировать музыкальную деятельность можно только тогда, когда взрослый сам увлечен | |
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально, в атмосфере любви | Родители должны консультироваться у воспитателей и музыкальных руководителей по вопросам музыкального развития | |
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье | ||
Индивидуальные занятия различными видами музыкальной деятельности | Праздники и развлечения («День рождения», «Новый год») | |
Совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на муз. инструментах, муз. –ритм. движения, игры с музыкой) | ||
Самостоятельное музицирование детей (игра на инструменте, пение) | ||
Свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием) |
ТЕМА 21. Особенности организации музыкальных занятий
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!