Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников



Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

3-ий год жизни Цели педагога: постепенно развивать опыткаждого ребенка;помогать детям отражать окружающий мир вигре;побуждать детей к первымтворческим проявлениям;воспитывать стремление к игровому взаимодействию со сверстниками. Задачи: 1.включение в игру действий с игрушками и предметами и действий без предмета («изобразительных», например, съесть несуществующую конфетку); 2.замена в игре хорошо известных предметных действий действиями с предметами-заместителями, а потом словами; 3.передача действий, характерных для персонажа (мама, доктор и др.) и взаимоотношений персонажей (например, мама ласково разговаривает с дочкой); 4.одушевление игрушки, приписывание ей желаний, эмоциональных состояний; 5.словесное пояснение игровых действий, предметов-заместителей и воображаемых предметов («Я кормлю», «это у меня ложка»); 6.принятие от педагога словесно обозначенного замысла игры в I полугодии («Мы сейчас поедем на дачу»), к концу года – обозначение простейшего замысла самостоятельно; в первом полугодии с помощью воспитателя, а к концу года самостоятельно разыгрывание короткого диалога с игрушкой; 7.самостоятельное разворачивание смысловых цепочек из двух-трех игровых действий, осмысленное продолжение действия, начатого партнером взрослым; 8.вхождение во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями. Насыщение игрой всей жизнедеятельности малышей: 1. Превращение в игровой сюжет событий, происходящих в группе – параллельное проигрывание с игрушкой (дети едят – кормим кукол; дети спят – укладываем спать кукол; дети гуляют на прогулке – одеваем кукол и идем гулять и др.). 2. Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых он передает детям игровые способы действий, ставит перед детьми новые игровые задачи: Ø  развитие сюжета игры, в котором игровые действия воспитателя направлены на игрушку (приготовление обеда, купание куклы, стирка кукольного белья, прогулка с куклой и др.) с последующим предложением продолжить действие воспитателя; Ø //-//-//-//-//-//-// с 2-3 взаимосвязанными действиями с использованием противоположных желаний персонажа и связанных с ним эмоциональных состояний (хочет есть – не хочет, хочет спать – не хочет и др.) с последующим предложением продолжить действие воспитателя («Я покормлю Мишку, а ты уложи его спать…»); Ø //-//-//-//-//-//-/ с использованием предметов-заместителей, сначала как вспомогательных (мыло, конфета), а затем как основных (котенок – свернутый пушистый платок); Ø //-//-//-//-//-//-/ с использованием воображаемых предметов (расчесывание несуществующей расческой, угощение невидимой конфетой). Обыгрывание случайно возникшего действия («Что пьет Мишка? Молоко или чай?»). 3. Создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребенка (оживление представлений в беседе, обогащение и уточнение детских представлений за счет рассказа-аналогии воспитателя, побуждение детей к проигрыванию через создание проблемной игровой ситуации, например, заболел Мишка). 4. Разыгрывание игровых ситуаций, направленных на стимулирование активной речи ребенка в игре: Ø диалог с игрушкой; Ø «телефонные» разговоры. 5. Организация разнообразных ситуаций игрового взаимодействия педагога с ребенком («А давай, я – доктор, а ты привела ко мне больную дочку»; «А теперь ты – доктор, а я привела к тебе дочку. Она заболела»). 6. «Подытоживание» роли («Ты мама, кормишь дочку», «Ты как шофер, ехал на машине и рулил»). 7. Включение ребенка в совместную игру со сверстником с продолжением и дополнением игровых действий сверстника («Посмотри, Никита, Алеша накормил Мишку. А ты хочешь покормить Зайку?.. А теперь можно и посуду помыть»). 8. Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов («Спят усталые игрушки…»). 9. Создание проблемно-игровых ситуаций, побуждающих к поиску предметов-заместителей («Дочка хочет спать. А где же кроватка?» – построить кроватку из кирпичиков).
4-ый год жизни Цель: создать условия для освоения ребенком средств выполнения игровой роли. Задачи: 1.принятие игровой роли; 2.правильное называние себя в игровой роли («Я – шофер», «Я – мама»); 3.называние своих игровых действий («Я завожу мотор – р-р, я еду на машине», «Я варю кашу, буду кормить дочку»), планировать в речи 1-2 игровых действия; 4.передача цепочки из нескольких связанных действий в сюжетно-ролевой игре; 5.вхождение в игровое общение со сверстниками – парное и в малой группе, объединение для совместных действий. Этапы педагогической технологии: I. Развитие у ребенка умения принимать на себя игровую роль и реализовывать ее через предметные и речевые действия, направленные на партнера-игрушку, сверстника. 1. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия воспитателя направлены на игрушку: «Я – доктор. Буду лечить зверей. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел..?» с последующим вовлечением в игру заинтересованного ребенка: «А давай, ты дочку привел к доктору…» (дает образец поведения доктора).  2. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия ребенка (доктора) направлены на игрушку: «Мишка, ты заболел? Живот болит? Малины много съел?». Обращается к детям: «Есть ли в нашей группе доктор? Доктор, вылечишь Мишку?..». 3. Подключение детей к игровому взаимодействию друг с другом: «А давай, ты дочку привел к доктору» (доктор – ребенок). 4. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия ребенка направлены на воспитателя: «Давай, я как будто заболела и пришла к доктору…» (дается образец поведения пациента). II. Расширение диапазона выполняемых игровых действий (передача характеров, настроений), участие детей в коротком взаимодействии со сверстником. 1. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия ребенка (доктора) направлены на игрушку (воспитатель приносит кукол-пациентов, которые ведут себя по-разному). 2. Подключение детей к игровому взаимодействию друг с другом: «Какие еще звери лечились у Айболита?.. Отведешь больного Зайку к доктору?». 3. «Комментирование» действий ребенка: «Ты шофер? У тебя автобус или такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина. У тебя бензин не кончился? Не пора заправлять машину?..» (расширение знаний внутри игры). 4. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия воспитателя направлены на ребенка: «Давай, мы как будто плывем на корабле. Я капитан, а ты – матрос. Матрос, смотри в бинокль, не видно ли берега?...». III. Развитие умения вести ролевой диалог, переходить к ролевым диалогам со сверстником; обогащение содержания ролей за счет образов литературных персонажей. 1. Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми с помощью телефонных разговоров по мотивам литературных произведений: «Я буду Чукоша. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?...». 2. Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми с помощью телефонных разговоров в контексте сюжетно-ролевой игры: «Давай поиграем в телефон. Здесь у меня больница. Я звоню домой больной девочке. Алло! Это доктор говорит!..».
5-ый год жизни Цель: продолжать осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Задачи: 1.обогащение содержания самостоятельных сюжетно-ролевых игр; 2.накопление содержания для сюжетно-ролевых игр, отражающих представления детей о социальной действительности (семья, магазин, детский сад, парикмахерская, поликлиника, корабль и др.) и опосредованные впечатления детей, полученные из мультфильмов и книг; 3.обогащение арсенала игровых действий: называние детьми игры, своей роли и роли других играющих, использование разнообразных предметов-заместителей, воображаемых предметов, сокращение предметных игровых действий за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»); 4.обмен ролями в совместной игре с воспитателем, включение детей в разные ролевые диалоги и изменение содержания диалога в зависимости от смены ролей; 5.перенос игрового опыта в совместные игры со сверстниками; 6.создание игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей, действия в реальной и воображаемой игровой ситуации; развитие самостоятельности и творчества в игре; 7.воспитание доброжелательных отношений между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. Этапы педагогической технологии: I. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия c детьми в позиции «соигрока» («партнера»). 1. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия воспитателя направлены на ребенка: «Давай поиграем в доктора. Я буду доктором, а ты пациентом. А что нужно врачу?» (предлагает ребенку помочь разложить медицинские принадлежности из аптечки, комментируя их назначение, если ребенок молчит; надевает шапочку и белый халат). «Я – доктор. Приходите ко мне на прием. Здравствуйте. У вас болит горлышко или живот? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте рот, скажите а-а-а…». 2. Вовлечение в игру заинтересованных детей: «У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные..». 3. Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми помощью телефонных разговоров в контексте сюжетно-ролевой игры: «А теперь давайте поиграем так, как будто я – доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызываете врача…» (образцы разговоров по телефону). Или доктор сам звонит пациентам, узнает, как они себя чувствуют, дает советы. 4. Создание ситуации игрового взаимодействия, в которой игровые действия ребенка направлены на воспитателя: «Здравствуйте, доктор. У меня так болит пальчик. Даже распух. Что вы мне посоветуете? Мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или уколы делать?..». 5. Создание ситуаций игрового взаимодействия, в которых вводится дополнительная роль: «А теперь давайте поиграем так, как будто я – доктор, а ты – медсестра, мне помогаешь. Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку этого больного. Сделайте, пожалуйста, укол. Вы уже обзвонили всех наших больных?..» (может быть введение разных дополнительных ролей: мамы, которая привела больную дочку, шофера скорой помощи и др.); вторая основная роль (один ребенок в роли доктора, другой в роли медсестры, воспитатель исполняет роль второго доктора): «Доктор, ты еще не закончил прием? А медсестра уже всем уколы сделала?». II. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника». 1. Дети и воспитатель в очереди на прием к врачу. Воспитатель: «Пока пациенты ждут своей очереди, они разговаривают? Давайте поговорим о…». 2. В кабинете врача: «Медсестра, телефон звонит. Дзинь-дзинь. Может что-то случилось? Узнай…». 3. Из кабинета доктора исчезли все медикаменты. Воспитатель: «Очередь большая. Больные ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них. Чем можно заменить градусник? А шприц?..». III. Создание условий для самостоятельного применения игровых умений в сюжетно-ролевой игре. Дети играют самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь. В позиции наблюдателя воспитатель реализует диагностические задачи: фиксируется активность детей в использовании ролевых высказываний, участии в ролевых диалогах, их содержательность, способность детей договориться друг с другом, наличие/отсутствие конфликтов.
Старший дошкольный возраст Цель: создавать условия для активной, самостоятельной и творческой деятельности. Задачи: 1.обогащение содержания сюжетно-ролевых игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизация воображения на основе сюжетов сказок и мультфильмов; 2.построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения; 3. передача действия, отношения, характера и настроения персонажа (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка и др.) с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонаций); 4.самостоятельное или с небольшой помощью воспитателя согласование общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры; 5.передача словесно воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, – он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета – «как будто»; 6.самостоятельное создание игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до или по ходу игры; 7.развитие умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Этапы педагогической технологии: I. Обогащение представлений детей о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре. 1. Чтение детской художественной и познавательной литературы. 2. Беседы по содержанию прочитанного, «словесное рисование» представителей разных профессий. 3. Наблюдения за деятельностью и отношениями людей, рассказы, беседы о впечатлениях. II. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»). 1. Сотворчество воспитателя и детей: ситуаций взаимодействия между людьми, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. 2. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр. 3. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования. 4. Организация совместной игры в микрогруппах на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций. III. Самостоятельная игровая деятельность детей. 1. Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель показывает помощь только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации; осуществляет определение задач развития игры на перспективу. Игровая тема «Музей» (пример): Ø «Мозговой штурм»: «Какой музей можно открыть в группе? Какие экспозиции в нем могут быть?». Ø Коллекционирование – подбор предметов для составления экспозиции, определение способов их размещения в пространстве группы, создание подписей, условных обозначений. Ø Создание проблемно-игровой ситуации «Давайте откроем музей» (определение содержания экспозиции, рекламы музея). Ø Создание проблемно-игровой ситуации «Как устроен музей?» (вход в музей, касса, буфет, экспозиция). Ø Беседа «Кто работает в музее?» (хранители музея создают экспозицию, договариваются, как разложить предметы, какие подписи сделать; экскурсоводы проводят экскурсию, рассказывают об экспонатах, проводят занятия с детьми, учат делать поделки; дежурный по залу следит за порядком и др.). Ø «Мы – хранители музея» – создание экспозиции. Ø «Мы – экскурсоводы» – придумывание и обыгрывание содержания экскурсии. Ø «Мы проводим занятие с детьми» – придумывание и обыгрывание ситуаций обучения детей в музее (рисование, изготовление поделок и др.). Ø «Мы – посетители» - придумывание и обыгрывание ситуаций посещения музея (какие правила нужно соблюдать, как выразить восхищение, какие вопросы можно задавать).

Приложение № 5


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!