Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников



Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. https://docplayer.ru/43146323-Mihaylenko-n-ya-korotkova-n-a-organizaciya-syuzhetnoy-igry-v-detskom-sadu.html

Задача педагога Педагогическое сопровождение
3-ий год жизни: сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом- заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. 1.Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми, в которых игровые действия воспитателя направлены на игрушку (кормление, купание, укладывание спать и пр.) с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей. 2.Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми, в которых игровые действия воспитателя направлены на детей (везет на автобусе, лечит, кормит и пр.) с последующим переводом ребенка к элементарному взаимодействию со сверстником в рамках общего сюжета (дополнение по смыслу условных действий сверстника). Ситуации игрового взаимодействия с детьми более подробно представлены в следующей таблице.

Результат: если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие партнера-сверстника, можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

4-ий год жизни: сформировать у ребенка к четырем годам умение принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.   1.Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми, в которых основную роль (доктор, продавец, шофер и пр.) выполняет воспитатель (вербально обозначает ее), с последующим вовлечением в игру заинтересованного ребенка/детей в дополнительной роли (больной, покупатель, пассажир и пр.) и стимулирование ролевого взаимодействия (ролевого диалога) с ребенком/детьми. 2.Подключение воспитателя к игре ребенка, в которой он выполняет основную роль (доктор, продавец, шофер и пр.), в дополнительной роли (больной, покупатель, пассажир и пр.) с разворачиванием речевого взаимодействия и последующим вовлечением в игру другого заинтересованного ребенка в дополнительной роли, замыкая их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия. 3. «Подытоживание» принятия роли ребенком: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. 4. Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми, в которых развитие сюжета игры направлено на создание чисто «разговорной» ситуации: Ø с помощью телефонных разговоров в контексте сюжетно-ролевых игр («Алло, это магазин? Вам привезли яблоки?...»). Ø по мотивам известных сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия («Алло? Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?...»).

Результат: если дети в самостоятельной игре разворачивают специфические ролевые действия и ролевую речь, направленную на кукольных персонажей, вступают в парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог, можно считать, что игровые умения у них сформированы.

5-ый год жизни: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. § Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из роле включена в непосредственные связи со всеми остальными («Путешествие на корабле»: капитан – матрос, капитан – пассажир, капитан – водолаз; «Поликлиника»: доктор – пациент, доктор – медсестра, доктор – шофер скорой помощи). § Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры  (персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников). 1.Создание воспитателем проблемных ситуаций для смены им ролей по ходу игры («Давай как будто, ты – водитель, а я – пассажир». Во время «поездки» воспитатель развертывает ролевой диалог с «водителем», а затем вводит в сюжет следующее событие, требующее появления нового персонажа: «Давай мы как будто ехали и автобус сломался. Я теперь буду механиком – буду ремонтировать автобус»). 2.Создание воспитателем проблемных ситуаций для смены детьми ролей по ходу игры («Давайте, вы тоже заболели и пришли к доктору! Я доктор. Что у вас болит? Откройте рот, скажите: а-а-а. Какое красное горло! Мороженое ели?.. Шарф на прогулку не одели?.. У вас ангина. Нужно сделать укол». Обращаясь к другому ребенку: «Давай, ты будешь медсестрой – будешь мне помогать…»). 3. Введение в многоперсонажные сюжеты параллельной основной роли (например, воспитатель-врач спрашивает своего коллегу ребенка, какие у него были сегодня пациенты, помогала ли медсестра; капитан узнает у капитана другого корабля, куда тот направляется, что делают его матросы, есть ли пассажиры и т. п.). 4. Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми на основе сюжетов по знакомым сказкам, в которых одна роль по смыслу связана со всеми остальными («Гуси-лебеди»: «Давай, как будто, я буду печкой, а потом речкой, а потом яблонькой»; «Колобок»: «Давай, как будто, ты будешь зайчиком, а потом лисичкой»).

Результат: если дети в свободной игре вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли, при этом широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми, моделируют ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, динамично развертывают сюжет в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы, можно считать, что игровые умения у них сформированы.

Старший дошкольный возраст: развивать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.   1. Организация совместных игр-придумываний (игр-фантазирований), протекающих в чисто словесном плане, направленных на совместное сюжетосложение: Ø «расшатывание» сюжетов известных детям волшебных сказок, сохраняя общую смысловую канву событий (изменяются конкретные условия действий персонажей или меняются сами персонажи, выполняющие в сказке те или иные функции: героя, дарителя, противника; могут использоваться карты В.Я. Проппа); Ø придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; Ø развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (сказочный и реальный персонаж); Ø придумывание новых историй на основе реалистических событий, например, путешествий (Куда? На чем? К кому? Какие средства помогут в дороге? Что может произойти во время путешествия? Чем закончится путешествие?) с помощью зарисовки условных знаков. 2. Разворачивание игры с непосредственным принятием ролей по мотивам придуманной истории.

Результат: если в свободной игре наблюдается динамичное наращивание событий, переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей, происходит свертывание многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи, учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета; возрастает инициатива всех участников, можно считать, что игровые умения у них сформированы.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!