Комплексный метод формирования игрового опыта ребёнка



Поддержка сюжетно-ролевой игры « Рыбалка » ( младший дошкольный возраст)
Задачи: § Развивать у детей интерес к сюжет­но-ролевой игре, способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений. § Демонстрировать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры. § Развивать игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка.
I . Обогащение жизненного опыта детей
§ Длительное наблюдение за аквариумными рыбками. § Рассматривание иллюстраций, фотографий: «На рыбалке», «Кот-рыболов» § Беседы из личного опыта: «Как я с папой /дедушкой ходил на рыбалку», «Где живут рыбки?» § Чтение: Н. Носов «Карасик», И. Гурвич «Левушка-рыбак», рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок), И. Токмакова «Где спит рыбка», Н. Нищева «Аквариум», А. Барто «Кораблик». § Просмотр мультфильмов: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Леопольд и золотая рыбка». § Детское экспериментирование: «Какая бывает вода?», «Пузырьки-спасатели». § Совместная работа с родителями: предложить родителям посетить рыбный магазин, океанариум.
II. Обогащение игрового опыта
§ Дидактические игры: «Поймай рыбку» (величина, цвет), «Какой рыбки не стало?», «Кто живет в пруду?» § Подвижные игры: «Удочка», «Рыбак и рыбки», «На рыбалке», «Щука». § Пальчиковые игры: «Жил да был один налим», «Рыбка» (Н.Нищева). § Обыгрывание истории с помощью театральных кукол: «Как Ваня ловил рыбу». § Создание ситуации игрового взаимодействия с детьми - воспитатель подходит к аквариума, рядом с которым сидит игрушка-котик: - Мурзик, что ты делаешь? Брысь, брысь! Не ешь нашу рыбку Мурзик, ты проголодался? Что же делать? Мурзик может съесть нашу рыбку. Надо его накормить. Принесем ему еду. Я угощу Мурзика бутербродом, а ты чем?.. - Мурзик не хочет это есть. Снова смотрит на нашу рыбку. Жалко и рыбку, и Мурзика. А где нам взять рыбу для котёнка? (купить в магазине, сходить на рыбалку и пр.) - Сходить на рыбалку, да я с удовольствием! Что для этого нам нужно? Давайте собираться. Вот мой рюкзак. Я возьму бинокль, фонарик, сетку. А где же наши удочки и ведра? (достают удочки, ведра, коробочки с шнурочками-червями) - Надо тепло одеться, ведь у воды всегда холодно, да не забыть надеть резиновые сапоги, чтобы не промочить ноги (одевают воображаемую одежду). Надо подумать - все собрали?.. Тогда в путь дорогу! - Ой, Мурзик, тебя здесь оставлять нельзя! Ты же съешь нашу рыбку, пока мы на рыбалке, надо тебя в другой комнате оставить! Теперь пора в путь, а чтобы дорога была веселей, давайте споем песенку (звучит музыка). - Так, надо посмотреть в бинокль, не заблудились ли мы? (смотрят в воображаемые бинокли) Озеро, вижу озеро, совсем близко, а вы?.. (озеро, лодку и пр.) Какая красота! Как удобно будет с лодки рыбачить! Как же нам на лодку попасть - ведь кругом вода? (надо мост построить, переплыть и пр. ) А я не умею мост строить, может вы меня научите?.. (дети строят мост, например, из массажных ковриков) - Хороший мост у нас получился! Ой сколько кругов на воде, значит много рыбы. Жаль, что я не умею её ловить. Может вы меня научите? (дети учат воспитателя, например: «Надо взять червяка, насадить на крючок, забросить удочку и подождать. Когда рыбка будет клевать - нужно ее доставать».) - Что-то плохо клевать стала, давайте рыбку прикормим (кормят рыб). - А у меня есть сеть. Помогайте! (тянем сети, складываем рыбу в ведро) - Темнеет. Пора домой, а то в темноте дорогу не найдем. Мурзик нас, наверно, совсем заждался. Давайте будем освещать себе дорогу фонариками, чтобы не заблудиться (возвращаются домой). - Мурзик, ты где? Мы тебе свежей рыбки наловили, угощайся (кормят Мурзика рыбой). - Вот это удачная рыбалка!
III . Создание развивающей предметно-игровой среды
§ Подбор и внесение атрибутов: лодка (ванночка), рыболовная сеть, магнитные игры «Удочка», пластмассовые рыбки (разной величины и цвета), рюкзак, ведерки, фонарики, аквариум с заводной рыбкой, игрушка-котик. § Изготовление вместе с детьми плоскостных рыбок на магнитах (рисование, аппликация). § Объемное конструирование из модулей: «Лодка».
IV . Активизирующее общение педагога с детьми
После рыбалки и кормления Мурзика: - Вам понравилось ходить на рыбалку? Много ли рыбы наловили? А Мурзику рыбка понравилась? Как он вас благодарил? (он мурлыкал и пр.) - Ой, как рыбы много осталось. Что же с ней можно сделать? (сварить суп, пожарить)
Комплексный план поддержки игры разработан педагогами МБДОУ «Детский сад №35 г. Выборга» (Иванова Е. Г., Чижова Л. А.)
Поддержка сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» (старший дошкольный возраст)
Задачи: § Дать детям яркие впечатления о космосе и солнечной системе, создать основу для развития и обогащения содержания самостоятельных игр. § Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. § Развивать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. § Создать вместе с детьми предметно-игровую среду для самостоятельных игр.
I . Обогащение жизненного опыта детей
§ Чтение/рассматривание иллюстраций/общение: Авдеев Ю., Горьков В. «Космическая азбука», Синицын В. «Первый космонавт», С.Баруздин «Первый человек в космосе»; В. Медведев «Звездолет Брунька», В. Кащенко «Найди созвездия», А. Леонов «Шаги над планетой», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп?», Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах», Е.А.Паникова, В.В. Инкина «Как мальчик стал космонавтом», Н.Носов «Незнайка на Луне» (отрывки), албанская народная сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович». § Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов: «Белка и Стрелка в космосе». § Беседы: «Земля – голубая планета жизни», «Почему бывает день и ночь, лето и зима?», «Кто живет в Звездном городке?», «Первооткрыватели космоса – животные», «Зачем нужно изучать космос?». § Рассказ: «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», «Собаки – космонавты», «О чем рассказал телескоп?», «Сколько звезд на небе?», «Солнце – источник жизни на земле», «Как спутники помогают людям?». § Рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций, фотографий с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса/познавательное общение: «На чем все держится в космосе?», «Почему звезды маленькие, а Луна большая?», «Луна бывает разной. Иногда это шар, иногда лишь его кусочек. Отчего так происходит?», «На Луне есть моря: море Ясности, море Спокойствия…Но живут ли там лунные рыбы?»; «Что такое созвездия?», «Солнце - это звезда?», «Что можно увидеть в телескоп?». § Опытно-экспериментальная деятельность: «Притяжение земли»; «Путь Солнца по небосводу» (Почему день сменяется ночью? Из каких цветов состоит солнечный луч? Моделирование солнечных часов); «Исследователи новой планеты» (звуки неизвестной планеты). § Отгадывание и придумывание загадок о звездах, кометах, планетах, ракетах, космонавтах. § Рассматривание репродукций художников/общение: Плотнов А.И. «Ю.А.Гагарин»; Леонов А.А. «На Луне», «В открытом космосе», «Старт «Востока», «Автоматическая стыковка», «Перед прилунением», «Мягкая посадка»; Соколов А.К. «Домой», «Впереди марс», «Свершилась стыковка», «Перед стартом», «На орбите космическая станция»; Леонов А.А., Соколов А.К. «Марсианское утро», «Марсианский полдень», «Лунный вездеход». § Экскурсии: Ø Музей космонавтики и ракетной техники имени Валентина Глушко (скафандры космонавтов, модель МКС, образцы еды и др.) Ø Петербургский планетарий («Семья солнышка», «Сказки неба», «Проделки Луны» и др.) Ø Пулковская обсерватория (старинные и современные телескопы, астрономические часы и др.) § Моделирование: написание письма жителям неизвестной планеты с помощью условных изображений. § Совместное обновление рубрики «Рассуждалки»: «Что можно увидеть в космосе?». § Создание Книги Почемучек (детские вопросы), лэпбука (интерактивной тематической папки).
II. Обогащение игрового опыта
§ Решение занимательных задач на развитие мышления: игра-путешествие с творческими заданиями по ФЭМП «В гостях у гнома-астронома». § Развивающие интеллектуальные игры: «Звездочет», «Найди, что спрятал инопланетянин», «Десять лунатиков», «Звездный путь», «Космические разведчики», «Собери созвездия». § Маршрутные игры (игры-ходилки): «Космическое путешествие», «Приключения на неизвестной планете». § Тематические игры-пазлы, игры-лабиринты с шариками «Помоги космонавту долететь до Марса», «Пройди лабиринт с исследователями неизвестной планеты». § Подвижные игры: «Космонавты», «Вокруг Солнца», «Летающие тарелки», «Позолоченный рожок», «Земля, луна, ракета», «Месяц по небу ходил». § Игры-соревнования: «Подготовка к космическому путешествию». § Коммуникативные игры на «знакомство с жителями неизвестной планеты», создание положительных эмоций, развитие эмпатии: «Я дарю тебе…», «Здравствуйте»; на развитие умения действовать сообща, в команде: «Заблудились», «Исследователи неизвестной планеты»; на развитие внимания, выдержки, согласованности действий «Радиограмма», «Запрещенное движение». § Игры-фантазирования: «Потому что» («Наш космический корабль отправляется в полет, потому что…», «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что…» и т.д.), «Приключение на неизвестной планете (на основе сюжетной картины, серии картин). § Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми (совместные партнерские сюжетно-ролевые игры): «Космический полет», «Космическая станция», «Путешествие на неизвестную планету». Пример: Воспитатель в роли командира космического корабля: - Внимание, последняя проверка ракеты и космического корабля. - Ракета к старту готова. Закрыть люк. Пристегнуть ремни безопасности. - Внимание, отсчет времени 5 минут: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! - Полёт ракеты проходит нормально. - Растут перегрузки. Опустить кресла в лежачее положение. - Первая космическая скорость набрана. Ракета поднялась на заданную высоту. - Отделить I ступень ракеты. - Включить двигатели II ступени… - Опустить нос ракеты! Вывести корабль на орбиту. - Выключить двигатели. - Поднять кресла. - Передать радиограмму на землю о выходе космического корабля на орбиту, сообщить, как работают двигатели, как чувствуют себя космонавты. - Передаю управление второму пилоту… (поддержка самостоятельной игры детей). Воспитатель в роли космонавта-штурмана: - Внимание, по курсу - неизвестная планета. Наблюдаю горы и кратеры от ударов метеоритов. Космонавты-исследователи, сообщите на Землю о планете на нашем пути. - Наблюдаю планету, похожую на яркую звезду, закрытую облаками… - Справа по курсу - широкая звёздная полоса, похожая на молочную реку. Она пересекает всё небо… - Впереди - хвостатое небесное тело. Изменить орбиту полета. Доложить о космическом объекте… - Держу курс на созвездие «Большая медведица». - Командир космического корабля, путь к космической станции «Мир» проложен. Разрешите отдых. (поддержка самостоятельной игры детей)
III . Создание развивающей предметно-игровой среды
§ Внесение и презентация воспитателем карты звездного неба; плакатов с видами Земли из космоса; других планет, в т.ч. сказочной; небесных явлений. § Совместные с воспитателем и самостоятельные подбор и создание игровых атрибутов (телескоп, фотоаппараты, наушники и макет рации - спутниковой связи, пульт управления, топливные баки, тросы, имитаторы скафандров, тюбики с космической едой, эмблемы отряда космонавтов и др.). § Создание схем построек/объемное конструирование из модулей: «Космический корабль», «Космическая станция» и др. § Конструирование из конструкторов «Лего», «Тико»: «Жители неизвестной планеты». § Создание коллажей-фонов (аппликация/рисование/пластилинография): «Неизвестная планета», «Марсианский пейзаж.
IV . Активизирующее общение педагога с детьми
Не планируется заранее, может возникать, если сюжет зашел в тупик и есть необходимость перевода игры к более сложным формам: Например, активизирующее общение по ходу игры: «Внимание-внимание, Центр управления полетами ведет переговоры с космической станцией «Мир»: Сообщите, как выглядит планета Земля из космоса? Видна ли Россия? Какая погода будет в ближайшие дни? Наблюдается ли облачность?» И т.д.) Или по окончании игры, например, интервью с космонавтами: «Как прошел ваш полет? На каких планетах вы побывали? Что интересного/удивительного там видели? Случались ли на вашем корабле чрезвычайные ситуации? Как вы с ними справились? Встречались ли вы с инопланетянами? Какие они?» И т.д.)
Поддержка сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (старший дошкольный возраст)
Задачи: § Обогащать и систематизировать представления детей о труде и професси­ях людей, побуждать к отражению в играх различных сторон действительности (труд взрослых в Доме мод, их взаимоотно­шения). § Создавать условия для развития длительных игр, обучая детей объе­динению нескольких сюжетов и игровых линий, способствовать становлению взаимоотноше­ний между действующими лицами в многоролевой игре. § Побуждать детей к созданию коллекций предметов, игрушек и атрибу­тов для сюжета игры.
I . Обогащение жизненного опыта детей
§ Чтение/рассматривание иллюстраций/общение: «Новый наряд для короля» Г.Х. Андерсен, «Мода» Г. Кругляков, «Храбрый портняжка» Братья Гримм, «Заяц портной» С.Михалков, «Кем быть» Маяковский, «Я для мамы платье шила» Викторов, «Олин фартук» И.Гринберг, «Заплатка» Н. Носов, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Золушка» Ш. Пьеро, «Портниха» Б. Заходер. § Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов: «Сказочные истории - Швея Элла», «Портной и луна», «Заяц-портной», «Храбрый портняжка», «Портной Бесо», «Волк и портной», «Джинглики» (Фрося - красавица, модница и модельер), «Барби и Сказочная страна моды. (Встреча с Миллисент. Новая коллекция. Подготовка к показу мод. Модный показ)». § Просмотр презентаций: «История возникновения одежды», «История русского народного костюма», «Детская мода», «Кто работает в доме моды» (знакомство с профессиями дизайнера, закройщика, швеи, моделей, художника-модельера, менеджера по рекламе, администратора и их структурой работы). § Просмотр видеоролика «Показ моды». § Беседы: «Мода – это интересно», «Модельерами могут быть как девочки, так и мальчики», «Что такое показ мод, для чего его делают?», «Что из какой ткани можно сшить?», «Ткацкие фабрики в Ленинградской области», «От добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого», «Люди, каких профессий трудятся над созданием модной одежды?», «Правила безопасности при работе с электроприборами». § Рассматривание картинок из серий «Одежда» и «Профессии»; фотографий «Замерщик снимает мерки с фигуры девочки», «Модельер разрабатывает модель одежды», «Закройщик обводит мелом лекало», «Портные во время работы», «Механик ремонтирует швейное оборудование», «Дизайнер украшает платье валаном», «Утюжильщица готовит брюки к последней примерке», «Женщина разговаривает с администратором ателье», «Магазин тканей», «Стеллажи с тканями», «Прилавки со швейной фурнитурой», «На подиуме дети демонстрируют модели одежды». § Просмотр иллюстраций, презентации о детской моде, о работе дома моды. § Опытно-экспериментальная деятельность: проведение опытов по определению свойств тканей. § Рассматривание репродукций художников/общение: «Швея» Илья Ефимович Репин, «Швея» Константин Егорович Маковский, «Маленькая швея» Алексей Пахомов, «Швея» Джон Уильям Годвард, «Старый портной» Юдель Пэн, «У портного» Пьетро Лонги, «Портной» Джованни Баттиста Морони. § Экскурсии: в магазин «Ткани», в «Ателье». § Обучение трудовым приемам: пользоваться сантиметровой лентой, лекалом, делать выкройку, подбирать элементы декора к одежде, вести показ (рассказывать по ходу показа о нарядах, моделях). § Обучение работе на швейной машинке, правилам пользования. § Обучение работе иголкой и правилам пользования иголкой. § Обучение работе утюгом и правилам пользования утюгом. § Обучение работе отверткой и правилам пользования отверткой. § Моделирование: «Взаимодействие сотрудников Дома мод».
II. Обогащение игрового опыта
§ Решение занимательных задач на развитие мышления: игра с творческими заданиями по ФЭМП «В гостях у Портняжки». § Маршрутные игры (игры-ходилки): «Волшебная шляпа». § Тематические игры-пазлы: «Собери картинку»; игра-лабиринт: «Иголочка и ниточка». § Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», лото «Все работы хороши», «Кому, что нужно для работы», «Найди отличие», «Помоги портнихе», «Что сначала, что потом», «Подбери ткань», «Подбери заплатку», § Игры в уголке «ряжения». § Коммуникативные игры на знакомство с мастерами «швейного городка», создание положительных эмоций, развитие эмпатии: «Я сошью тебе…», «Здравствуйте»; на развитие внимания, выдержки, согласованности действий «Можно-нельзя», «Запрещенное движение». § Игры-фантазирования: «Приключение в швейном городке» (на основе начала рассказа, придуманного воспитателем). § Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми (совместные партнерские сюжетно-ролевые игры): – Ребята, скоро у нас будет праздник, на который все должны прийти красивые и нарядные. А если в магазине не будет одежды нашего размера или цвет нам не понравится, то где мы можем приобрести нужный наряд? Ведь просто сшить одежду не достаточно, она должна быть красивой и нравиться нам. Хотите стать модельерами и придумать свои варианты одежды? Пример: Воспитатель в роли модельера: – Здравствуйте если вы хотите, то мы в нашем ателье могли бы сшить вам наряд. Посмотрите, пожалуйста, журналы и выберите фасон платья? (Берёт журнал и предлагает выбрать модель). Куда вы пойдете в этом платье? Рукав сделать длинный или короткий? Платье прямое или расклешённое? Из какой ткани вы хотите платье? Выберите ткань, пожалуйста (показывает отрезы тканей). Могу предложить вам вот такую яркую и легкую ситцевую ткань. Эти зеленые нитки подходят к основному цвету ткани. Я Вам советую взять вот эти оранжевые пуговицы, они будут красиво смотреться на вашем платье (рисует эскиз платья). Или можно сзади вставить молнию, а спереди украсить платье розочкой. Посмотрите эскиз платья. Может пришить снизу волан? Или вместо этой розочки пришить бантик? А может вот эти пёрышки будут смотреться на этой ткани интереснее? Ну, вот вы выбрали модель платья, ткань и фурнитуру. Сейчас я приглашу замерщика, и он снимет с вас мерки. Кто бы хотел побывать в роли модельера? … (поддержка самостоятельной игры детей).     Воспитатель в роли замерщика: – Здравствуйте, пройдите в примерочную, я сниму с вас мерки. Давайте измерим объем груди. Поднимите, пожалуйста, руки. Теперь измерим длину рукава. Какая длинна юбки будет у Вашего платья? Такая? Завтра приходите на первую примерку. Кто хочет попробовать снять мерки со следующего посетителя? … (поддержка самостоятельной игры детей). Воспитатель в роли закройщика: – Мне надо раскроить детали платья на ткани. Для этого я перенесу выкройку деталей на ткань. Постараюсь разместить более экономно все детали на ткани? (раскладывает детали выкройки на ткани). Закрепляю выкройки булавочками. Готово. Беру мел и обрисовываю  детали выкройки. Теперь беру ножницы и вырезаю. Детали платья готовы. Можете начинать шить платье. (Обращается к швее) Кто хочет создавать выкройки одежды? (поддержка самостоятельной игры детей). Воспитатель в роли швеи: – Мне надо сшить детали платья. Я постараюсь выполнить работу вовремя и аккуратно. Вначале я подготовлю свое рабочее место, одену косынку, заправлю нитку в иголку швейной машинки. Машинка готова. Приступаю к сшиванию деталей. Ой, что-то машинка застучала. Надо вызвать мастера по ремонту швейной машинки (проблемная ситуация 1). У меня порвалась нитка в иголке (проблемная ситуация 2). Все в порядке. Продолжаю работать. Все детали сострочены. Платье готово. Примите у меня работу (обращается к модельеру). Кто хочет поработать на швейной машинке? (поддержка самостоятельной игры детей)
III . Создание развивающей предметно-игровой среды
§ Создание алгоритмов по ситуациям игры, рабочих листов, пооперационных карт. § Внесение и презентация воспитателем швейных машинок, утюгов. § Совместное с детьми создание памяток: «Правила безопасности при работе на швейной машинке», «Правила безопасности при работе утюгом». § Создание схем построек/объемное конструирование из модулей: «Швейное ателье», «Стеллажи для хранения одежды, тканей» и др. § Конструирование из конструкторов «Лего», «Тико»: «Манекен», «Швейная машинка», «Утюг», «Гладильная доска». § Совместные с воспитателем и самостоятельные подбор и создание игровых атрибутов (приборы для шитья, манекены, швейные машинки, утюги и т.п.; кошельки-оригами, денежные купюры; пошив одежды для кукол). § «Дадим новую жизнь старым вещам» – пошив одежды детьми для себя; украшение одежды стразами, пуговицами; нанесение рисунка на ткань (одежду) по трафаретам красками. § Создание моделей одежды для плоскостных бумажных кукол: «Красивое платье» (аппликация); «Украшаем одежду» (пластилинография); «Необычное платье», «Русский народный костюм», «Праздничный наряд» (рисование). § Создание журналов: «Какую одежду носили на Руси», «Музей моды прошлых веков – «Галерея костюма в Эрмитаже», «Какая бывает ткань?». § Взаимодействие с родителями: – Совместное изготовление и подбор атрибутов к игре (отрезы ткани, метр, нитки, ленты, фурнитура и т.д.) – Изготовление листов для альбома «Образцы тканей». – Изготовление листов для «Журнала мод».
IV . Активизирующее общение педагога с детьми
Не планируется заранее, может возникать, если сюжет зашел в тупик и есть необходимость перевода игры к более сложным формам: Например, активизирующее общение по ходу игры: «Что вам сегодня заказали? Много ли заказов?» (закройщику), «Какой фасон Вы придумали и чем украшаете одежду?» (дизайнеру), «Какие детали Вы сейчас сшиваете?» (швее), «Какой товар сегодня пользуется спросом?» (продавцу), «В какой цвет вы сегодня будете красить ткань?» (рабочему цеха по покраске тканей) И т.д. Или по окончании игры, например, интервью с работниками ателье: «Как прошел ваш трудовой день? Случались ли в вашей работе непредвиденные ситуации? Как вы с ними справились? Удалось ли вам устроить показ моды?» И т.д. «Расскажите, клиенты, вы остались довольны обслуживанием? Чья работа вам понравилась больше всего и почему? Кто был самым вежливым? К кому бы вы обратились еще раз? Давайте запишем в книгу «Отзывов и предложений», что вам понравилось больше всего, чтобы вы изменили в нашем Доме мод?»
Комплексный план поддержки игры разработан педагогами МДОБУ «Агалатовский ДСКВ № 1» Всеволожского р-на ( Гусак Н.Ф., Зданович Н.К., Султаншина Л.В., Беляева М.Н., Паршенцева З.В., Сидорович Н.К.)

 

 

Приложение № 3


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!