Культура Эпохи Возрождения в Нидерландах



Развитие культуры Возрождения в Нидерландах отличалось значительным своеобразием.

Сложная политическая обстановка, борьба с испанским владычеством, внутренние противоречия регионов.

Сочетание национальных традиций и новых веяний из-за рубежа.

Влияние Реформации

Научная деятельность ряда наиболее видных нидерландских ученых 16 века протекала за пределами их родины (Эразм Роттердамский)

МУЗЫКА.

Происходит бурное развитие нидерландской школы музыки. С сер. 15 в. в европейской профессиональной музыке ведущее место прочно заняла нидерландская школа полифонии

АРХИТЕКТУРА

Доминировало интенсивное гражданское строительство в стиле поздней готики.

Города соперничали друг с другом в возведении богато украшенных зданий ратуш, цехов, гильдий.

ЖИВОПИСЬ.

Наиболее ярко отражено Возрождение. Начиная с творчества Яна Ван эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии.      Новизна ранней нидерландской живописи заключалась в детализированном описании поверхностей предметов, в пластичности, достигаемой за счёт световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника – масло.

Живопись начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта и Яна Ван Эйка. Особенности: тщательность, подробность, масляная техника (блеск, глубина, богатство). Отсюда термин «магический реализм».
Ян Ван Эйк. Много мадонн. Наиболее известна «Мадонна канцлера Ролена», успешно занимался портретами: « Человек с гвоздикой, «Человек в тюрбане». В двойном «Портрете супругов Арнольфини»– предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, наделенные символом.

Иероним Босх– создатель мрачных мистических видений, в которых он обращается к средневековому аллегоризму. Демонология уживается у Босха с народным юмором, тонкое чувство природы – с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей. «Воз сена» — триптих. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Основное внимание уделено одному из смертных грехов — алчности, гордыне. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Воз сена имеет ещё одно метафорическое назначение. В XVI в. «сено» несло в себе такие понятия, как «ложь» и «обман», а выражение «отвезти сена кому-либо» означало высмеять или обмануть его. На верху воза, изображённого на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий демон. Босховская игра со словом «сено» полна смысловых подтекстов.

«Сад наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, посвящён греху сладострастия. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности. Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.
«Корабль дураков» - картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян.

Питер Брейгель Старший . С его именем связывается окончательное формирование пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Цикл «Времена года». В «Битве Карнавала и Поста» необъятность мира он выражает через множественность людей. Его более поздние произведения – деревенские праздники, ярмарки, танцы –цельны по красочному пятну. Эти декоративные, жизнерадостные, народные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового крестьянского жанра -«Крестьянский танец». Брейгель обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. «Вифлеемское избиение младенцев» - эта картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Солдаты изображены в испанской одежде. Одно из последних произведений Брейгеля – картина «Притча о слепых». Пять обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившемся вожаком. «Слепые» - это символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых – это жизненный путь всех людей. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности.


ИТОГ: Взаимодействие национальных традиций и многообразных зарубежных культурных влияний.В XVв. Нидерланды были средоточием одного из самых ярких в Европе проявлений «осени средневековья» пышного расцвета при бургундских герцогах аристократически утонченной культуры. Одновременно развиваются новаторские тенденции ренессансного типа (в сфере живописи). Другие виды искусства остаются традиционными и входят вместе с обновляющейся живописью в по-прежнему готические ансамбли

 

Эпоха Возрождения в Англии

· Политическая стабилизация и оживление английской экономики на рубеже XV- XVIвв. – благоприятна атмосфера для культурного подъема.

· Оживились традиционные очаги культуры – города, университеты, королевский двор.

· Характерная черта -  влияние двора. В правление Генриха VIII за двором окончательно закрепилась ведущая роль в культур. жизни, он стал средоточием искусств и меценатства.

· Генрих VIII – 1 в Англии «ренессансный тиран». начало возрождения в Англии.

· Тюдоровский ренессанс: сочетание ренессансных мотивов с готической архитектурой  Большое влияние иностранцев: голландские, франц., итальянские художники. Дальнейшее развитие стиль получил в эпоху Елизаветы I.

ОБРАЗОВАНИЕ:

· Характерные черты образования:  

o всесословность. Тот, кто может заплатить.

o Влияние гуманизма.

· Развитие школьного образования. Обучение в многочисленных публичных школах было доступно всем жителям округи независимо от соц. статуса. Гуманистическое влияние

· Развитие университетского образования.

o центры - Оксфорд и Кембридж.

o Предметы гуманитарного цикла – латинской и греческой грамматики, риторике, моральной философии. 

o Университетские сообщества - «новые Афины» или «английская Академия».

o нововведения встречали и сопротивление. В 1518 г. в Оксфорде развернулась полемика между сторонниками изучения греческого наследия и так называемыми «троянцами» его противниками. Но при поддержке авторитетных гуманистов -Томаса Мора,а также кардинала Уолси и Екатерины Арагонской – «греки» победили «троянцев».

ОКСФОРДСКИЙ КРУЖОК ГУМАНИСТОВ

· новое поколение ученых и преподавателей, испытавших на себе сильное влияние итал. гуманизма.

· Глава - Дж. Колет, оказавший огромное влияние на формирование мировоззрения Томаса Мора и Эразма Роттердамского и тем самым на характер христианского гуманизма. 

· Эразм вошел в это сообщество, тесно связав свою жизнь с Британией, и сам сделался неотъемлемой частью ее культурной среды.

· Главное средство реформы общества = просвещение и воспитание.

· Основа педагогики = разностороннее светское образование с сильным морально –дидактическим аспектом, целью ктр было приобщение к добродетели, воспитание добродетельных граждан, добропорядочных членов общества и истинных христиан.

СПЕЦИФИКА АНГЛИЙСКОГО ГУМАНИЗМА :

· в кон. XV 1 пол.XVIв. он распространился в довольно узкой среде ученых и придворных интеллектуалов.

· Философская основа - неоплатонизм,

· Основной – граждантственность.

· При несомненном антропоцентризме английский гуманизм отличали большее внимание к теологическим проблемам, чем на юге Европе, и «сильный привкус традиционной христианской этики, роднивший его с «христианским гуманизмом Эразма».

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР.

· Испытывая иностранное влияние во многих видах искусства, англичане, безусловно, лидировали в области драмы.

· Расцвет театра в 80-90-е годы XVI в.

· К началу XVI в. театр проник во все поры английской жизни: на городских площадях, на рыцарских турнирах, в университетах, семейные постановки, королевский двор

· Сочетание народной традиции и  гуманизма, с его приверженностью к античным канонам.

· В 80-90-е годы репертуар английских театров отличался чрезвычайным жанровым разнообразием. «университетские умы» — Дж. Лили и Дж. Пил; выходцы из демократической среды — Кр. Марло, Р. Грин; с ними соперничали лондонские «остроумцы» — Т. Кид, У. Шекспир, Б. Джонсон, Т. Хэйвуд, Т. Нэш, Т. Деккер и др.

· Особенностью английской драматургии осталось традиционное смешение высоких и низких жанров — трагедии и комедии, юмор соседствовал в ней с глубокими переживаниями.

КРИСТОФЕР МАРЛО (1564-1593).

· Небольшое, но гениальное наследие— «Эдуард II», «Резня в Париже», «Дидона», «Тамерлан Великий» и «Трагическая история доктора Фауста»,

·  он вывел на сцену нескольких необыкновенно ярких характеров, поистине титанических личностей, стряхнувших с себя оковы традиционных моральных ограничении и стремившихся к удовлетворению своего беспредельного честолюбия.

· Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Обратился к душевным противоречим личности, характер личности, поднявшейся над обыденностью и расхожими нормами. Но ее неспособность удержаться на грани добра и зла ведет к саморазрушению и гибели.

У. ШЕКСПИР. (1564-1616)

· происходил из семьи зажиточного горожанина, его молодость прошла в Стратфорде-на-Эйвоне, но около 1585 г. этот добропорядочный горожанин неожиданно круто изменил свою судьбу: покинул дом, семью, троих детей и отправился в столицу, где примкнул к беспокойному племени комедиантов.

· Точное количество созданных им пьес невозможно определить. шекспироведы выделили так называемый канон из 37 пьес

· Наследие Шекспира поразительно по силе и разнообразию.

o ряд лирических комедий: «Комедия ошибок», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы»

o исторические хроники: («Генрих VI», «Ричард II», «Ричард III», «Король Джон»…).

o Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан».

· Как и Марло, он видел трагедию своих персонажей не в превратностях судьбы ,а в собственных ошибках людей благородных и порядочных, позволивших страстям увлечь себя на неверный путь.

Ни один из поэтов и драматургов той поры не владел языком с такой потрясающей свободой. Его творчество стало важным шагом в становлении литературного английского языка нового времени.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!