Значение итальянского Возрождения и его характерные черты. Проблемы в историографии



ИСТОРИОГРАФИЯ.

1. Джорджо Вазари.  1550 – «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих». Впервые употребил термин «Ренессанс»

2. Жюль Мишле употребил «Ренессанс» для обозначения процесса раскрытия человека и мира.

3. Георг Фойгт, 19 в., немецкий историк. «Возрождение классической древности». Цель гуманизма – слияние античного с христианским. Проигнорировал остальные аспекты, например, рост личности. Но и сегодня авторитет, т.к. много фактографии.

4. Яков Буркхардт. Исследовал с новых позиций.«Культура Возрождения в Италии», 1860. 3 характерные черты гуманизма: открытие античности, открытие индивидуальности, открытие окружающего мира. Всеобъемлющий эстетизм эпохи. 

В 20 в. восприятие Возрождения усложняется еще сильней.

1. Карл Ястерс «Истоки истории и ее цель»; Романо Говардини «Конец Нового Времени».  Утверждали, что в эпоху РНВ был создан особый уникальный культурный тип. 

2. Мишель Фуко: Ренессанс – особая культурная формация.

Русская историография.

Единого подхода к оценке возрождения нет, как и в ЗЕ. Крупные работы появляются на рубеже 19-20 вв. расцвет исторических школ по медиевистике и новистики.

Подходы:

· Эволюционный подход. Спб школа медиевистики. Ольга Добеш-Рождественская. Возрождение – плавный переход от СВ.

· Прогрессистские взгляды. Карелин. Специфический признак итальянского гуманизма – выработка особого мировоззрения. Разрыв с СВ, новое понимание человека. Веселовский: античность никуда и никогда не исчезала, но в то же время гуманисты дали почувствовать дистанцию между временами, переосмысление, индивидуализация. Религиозные философы: Карсавин, Бердяев, Флоренский. Начало Ренессанса – начало падения христианской культуры. Ценностно-отрицательный образ возрождения.. оценивали ренессанс с т.зр. своей системы ценностей. Крайне резко критиковали титанизм (подчеркивание индивидуальности и аморальности). Оценивали ренессанс с т.зр. конечной исторической цели человечества.

· Социологический (метод исторического анализа). Дживилегов – (СССР) впервые. 1929 – «Очерки итальянского возрождения».

До 70-х гг 20 в. в СССР и-графии не было норм. работ. С 70-х гг оч много: Гуревич, Готман, Бахтин, Аверинцев, Лосев. Много новых работ. Сб. статей «Типология и периодизация культуры Возрождения», Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления».

Дискуссии, связанные с мировоззренческой позицией. Большая актуальность в наше время, когда активизируется церковь.

Проблемы:

1. Ренессанс – разрыв или связь со СВ?

2. Возрождение – подготовительный этап в культуре НВ (позитивистский подход) или особая эпоха (20 в ученые)?

3. Если это особая эпоха, то каковы ее типологические черты?

Ответы:

1, 2. Опережающий характер развития Италии выводит ее за рамки СВ. В Италии – переходная эпоха, особый культурный тип (3 после античного с средневекового).

3. Типологические особенности:

· Интегральный тип культуры. Вобрала в себя культурные черты нескольких веков: от античности – социальные аспекты, политические; от СВ – глубокое внутренне переживание, свойственное религиозному сознанию. СВ – подчинено христианству, НВ – дифференциальная культура, отсекавшая все, что противоречит рационализму. Ренессанс же – интегрален. Homo integrals.

· Диалогичность. Нельзя резко противопоставлять СВ и Ренессанс. Гуманисты не подвергали критике религиозные догмы, а вели с ними диалог. Цель – усовершенствовать человека, христианство и античность.

· Переходность. Гуманизм возрождения не создал новой картины миры, он переосмыслил прежние культуры. Возрождение культур, а не создание новой картины.

· Открытость и разнообразие.  Гуманисты никогда не настаивали на непререкаемости своих положений. Незавершенность культуры. В искусстве – сплав античности и современности, в науке – отодвигание античности на задний план.

Отличительные черты и итоги Возрождения:

· Открытие индивидуальности и окружающего мира

· Антропоцентризм

· культуроцентризм

· новое видение мира, новый стиль мышление, новая культура.

· секуляризация сознания

· революция в искусстве:

o  светский характер

o  реалистичные тенденции

o новый идеал красоты и понимания прекрасного

Насколько широким было влияние идей Возрождения?

Гуманизм и Ренессанс в Европе были направлены на достаточно узкий слой образованного населения. Ренессанс – не социальный, но культурный переворот. Однако оказал большое влияние на политику, экономику, религию и др. сферы.

В Италии идеи Ренессанса интегрировались более демократично, т.к. античность везде.

Для каждой страны  - своя модель Возрождения.  В Италии – рано, в большинстве стран – только в сер. 15 в., на основе национального опыта с опорой на Италию.

Реформация нанесла значительный урон Возрождению.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!