Немецкая культура Эпохи Возрождения



К нач. XVI в. Германия была крупнейшей составной частью СРИ, страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступившей в период заметного роста рыноч. отношений и новых элементов в производстве

Гуманизм зародился в Германии в 30-е гг 15 в. на 100 лет позже, чем в Италии

Отличительные особенности гуманизма в Германии:

· Гуманизм зародился в университетах, которые стали центрами с сер.15 в.

· Гуманисты вопрос о роли национального интереса подвергали критике социальные порядки и т.п. прославляли свободу воли, человеческую природу.

· Влияние Реформации

· Приверженность поздней готике.

· Лаконизм, аскетизм.

· Типизация образов.

· Большое развитие получила книжная графика, гравюра. Особая роль книгопечатания.

 

ГУМАНИСТЫ:

· Рудольф Агрикола, выходец из Нидерландов. Он суммировал установки древней и итальянской гуманистической педагогики, красноречиво утверждая идеал образования, основанного на комплексе гуманистических наук. Патриотические настроения.

· Эразм Роттердамский. сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. идея свободы воли, направленная против церковного мракобесия. Он не был атеистом, но выступал за самостоятельность разума.

· Иоганн Рейхлин, выдающийся филолог, которого вместе с Эразмом называли «двумя очами Германии». Человек – «микрокосм». Самоценность любой культуры для христанства. Иудаизм – не отрицал. Божественное есть в трудах человека, так как он богоподобен. Считал всю человеческую культуру полноценной и угодной христианству. Q: возможно ли критически относиться к догматам церкви?

· Кружки Рейхлинистов при многих универах Германии, жизнь нем. городов подогревалась этими политико-религиозными дебатами. Созревала оппозиция церкви

· Ульрих фон Гуттен – идеолог рыцарства. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. Особенно резко Гуттен выступал против папства.

 

ИСКУССТВО.

Альбрехт Дюрер – центральная фигура. Разносторонний живописец, график, который стал величайшим мастером гравюры в Европе. Исполнил серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переполняются с событиями современности – «Страсти христовы» и несколько живописных автопортретов. Он первый в Германии разработал проблемы перспективы, анатомии и пропорций. Три самые знамениты гравюры: «Рыцарь, дьявол и смерть», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

Ганс Гольбейн Младший запечатлел в своих картинах сцены из Великой Крестьянской войны, сделал иллюстрации к «Похвальному слову глупости» Эразма Роттердамского и создал галерею портретов своих современников: Эразма Роттердамского, Томаса Мора и английских королей –Генриха 8 и Эдуарда 6.

 

СКУЛЬПТУРА И АРХИТЕКТУРА

В скульптуре Германии этой поры высшие достижения также связаны с творчеством ряда мастеров. Фейт Штос (Вит Ствош, ок. 1455—1533), принадлежал не только немецкому, но и польскому искусству: в начале и конце своего пути в искусстве он работал в Южной Германии, но самым крупным его созданием стал резной раскрашенный деревянный алтарь в церкви Марии в Кракове. Это монументальное сооружение: его высота составляет 13 метров, ширина с распахнутыми створками — 11 метров, а высота фигур апостолов в полной драматизма центральной сцене Успения Марии достигает почти трех метров. Тильман Рименшнейдер (ок. 1460—1531). Как и Фейт Штос, он был создателем одухотворенных образов, в которых уже наметился отход от традиций поздней готики. Адам Крафт (ок. 1460—1508) и Петер Фишер Старший (1460—1529) прокладывали дорогу ренессансным тенденциям, один — в каменной скульптуре, другой — в бронзовой. Мастерская Фишеров в Нюрнберге стала крупнейшим центром художественного литья в Германии. Все вцелом сочетало черты готики и Ренессанса.

 

По сравнению с изобразительным искусством в немецкую архитектуру ренессансные веяния приходят с запозданием: хотя их первые приметы появляются уже в начале XVI в., более частое обращение к новым тенденциям начинается лишь с середины столетия. Широкое строительство и реставрация культовых сооружений, которые были характерны для дореформационного периода, замирают. Развивается преимущественно светская архитектура: княжеские дворцы и замки, гильдейские и частные дома горожан, ратуши, склады, цейхгаузы. Традиции позднеготических конструкций как основы зданий сочетаются с ренессансными формами и орнаментом в декоративном убранстве. Типичная для Германии неравномерность развития искусства и по его отдельным видам, и по территориям сказывается и здесь. В последние десятилетия XVI в. нарастает нидерландское влияние, все больше торжествуют вычурные маньеристические формы, сочетающиеся с готическими реминисценциями. Новые тенденции проникают и в зарождающееся регулярное строительство. В начале XVI в. в Аугебурге для служащих фирмы знаменитых богачей Фуггеров был построен поселок Фуггерай, состоявший из 52 типовых двухэтажных домов. В конце столетия по четкому геометрическому плану, выдержанному в духе итальянских «идеальных городов», в Вюртемберге начинают строительство целого города — Фрейденштадта, предназначенного для гонимых за веру протестантов, переселившихся из Австрии.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!