Культура Возрождения в Испании



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

· Завершение Реконкисты и объединение Кастилии и Арагона дали мощный толчок развитию испанской культуры. В XVI—XVII столетиях она пережила период расцвета.

· Испанская культура эпохи Ренессанса имела глубокие народные корни.

· Влияние ВГО

· Реакционная политика Филиппа II нанесла испанской культуре тяжёлый удар.

· Особое место занимает праздничная культура. Скромность, а иногда и скудность повседневной жизни горожанина вознаграждалась яркими одеждами и богатством праздничной трапезы (например, праздник св. Хуана, карнавал).

· возрастающее значение королевского двора, ктр стремился стать культурным центром. Тенденция сакрализации короля

·  сравнительно ограниченное распространение гуманизма на фоне относительно большей, чем в др. странах, приверженности к национальным языкам

· Довольно поздний и быстрый расцвет ренес. культуры, но и быстрый переход к барочным традициям.

ГУМАНИСТЫ

Гуманисты 1 пол. 16 в получили название «эразмистов».

Альфонсо де Вальдес, автор острых и язвительных диалогов, в которых он нападает на папский престол и католическую церковь

Хуан Луис Вивес. Отвергая средневековую схоластику, Вивес выдвигает на первый план опыт: наблюдение и эксперимент. Человек занимает центральное место в его концепции. Вивесу принадлежит важная роль в развитии психологии как науки.

Франсиско Санчес. в отличие от Луиса Вивеса дух свободного исследования приводит Санчеса к скептицизму. Его главное сочинение называется «О том, что знания нет» (1581 г.). Исследуя противоречия, заключённые в процессе человеческого познания, Санчес приходит к чисто негативному тезису: всё, что мы знаем,— недостоверно, относительно, условно.

НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ.

Расцвет испанского народного романса. В романсах воспевались подвиги героев, драматические эпизоды борьбы с маврами, любовь и страдания влюблённых. В романсах отразились патриотизм, свободолюбие и поэтический взгляд на мир.

ЛИТЕРАТУРА

Сложилась на основе синтеза национального народного творчества и гуманистической литературы. О

Хорхе Манрике . «Куплеты на смерть моего отца». В торжественных строфах своего произведения он говорит о всесилии смерти и прославляет подвиги бессмертных героев.

Луис де Леон – религиозная лирика. Обвинен в ереси.

С начала XVI в. в Испании получили широкое распространение рыцарские романы.

Плутовской роман. В этих романах отразилось проникновение в испанскую жизнь денежных отношений, разложение патриархальных связей, разорение и обнищание народных масс. «Селестина» Фернандо де Рохаса. Матео Алеман «Приключения и жизнь плута Гусмана де Альфараче»

Мигель де Сервантес - основоположник новой испанской литературы. Авантюрист. Сервантес оставил богатое и разнообразное литературное наследие. «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» Этот рыцарь — истинный гуманист. Его прогрессивные идеалы не приняты обществом. Санчо Пансо – апофеоз крестьянина.

Лопе де Вега - Основоположник испанской национальной драмы.. Он выразил в своём творчестве гуманистические устремления Возрождения, и вместе с тем не отрекся от католицизма. стремление примирить идеи гуманизма с патриархальными обычаями.

В своих главных произведениях Лопе де Вега рисует укрепление королевской власти, борьбу испанских королей против мятежных феодалов и арабов.

Лучшей из этих пьес является «Фуэнте Овехуна». Командор ордена Калатравы бесчинствует в своей деревне Фуэнте Овехуна (Овечий источник), посягая на честь крестьянских девушек. Одна из них — Лауренсия—горячей речью поднимает крестьян на восстание, и они убивают обидчика.

АРХИТЕКТУРА

В сфере зодчества создаются памятники светской и церковной архитектуры. Объединение страны под властью католических королей сказалось в испанском зодчестве в появлении сооружений, пропагандирующих в архитектурных образах величие и могущество королевской власти. Многие здания строились как памятники военным победам испанского оружия: например, церковь Сан-Хуан де лос Рейес в Толедо — как памятник победам над маврами, Эскориал — как памятник победе над французами при Сан-Кантене

СКУЛЬПТУРА

Наиболее значительные центры испанской скульптуры периода Ренессанса — Вальядолид, Севилья и Гренада. Вальядолид (Кастилья) славился своими резчиками и ваятелями ещё с XVI века. Наиболее талантливые мастера того времени Алонсо Берругете и Хуан де Хуни создавали произведения, отличавшиеся страстность. С Вальядолидом так же связано имя знаменитого скульптора Грегорио Фернандеса, внимание которого было направлено на усиление динамики поверхности скульптуры. Несколько в ином плане работали севильские мастера. Античность всегда играла в Севилье значительно большую роль, чем в других городах Испании. Спокойствие, уравновешенность, гармоничность античной пластики импонировали севильским художникам «золотого века». Самым талантливым скульптором Севильи был Мартинес Монтаньес. Его произведения отличаются реализмом, строгой величавостью и одухотворённостью, роспись — особой широтой и смелостью мазка. Монтаньес прославился как создатель «Непорочного зачатия» — образа Мадонны, хранящегося в Севильском соборе и олицетворяющего душевную чистоту и совершенную красоту женщины. Монтаньес также был основателем большой школы скульпторов. Его ученик и последователь Алонсо Кано работал в Севилье, Мадриде и Гренаде. Скульптурная школа Гренады, расцвет которой наступил во второй половине XVII века, тесно связана с творчеством А. Кано. Знаменитый гренадский мастер Педро де Мена был его учеником. Характерное для всей Испании нарастание мистицизма во второй половине века ярко проявилось в работах этого художника. «Задумчивые и одухотворённые, его герои живут в мире, отрешённом от земного».

Несмотря на все противоречия, присущие испанской литературе XVI—XVII вв., созданные ею художественные ценности, особенно испанский роман и драма, являются выдающимся вкладом в мировую культуру.

Международные отношения в Европе XVI – первой половины XVII вв.:

22.Итальянские войны: причины, основные этапы, характер и последствия.

Итальянскими войнами называют сложнейший комплекс международных и внутренних конфликтов, происходивших на протяжении конца XV (1494 год) — первой половины XVI в. (1559 год). Войны имели общеевропейский характер, став важнейшей вехой в истории переходного периода от Средних веков к Новому времени.

В условиях Итальянских войн — грандиозного военного конфликта, основной ареной которого стала ренессансная Италия, завершилась эпоха Возрождения. Многие творцы итальянского Возрождения принимали непосредственное участие в происходивших событиях в качестве военных инженеров, дипломатов и политических деятелей, а некоторые даже сражались с оружием в руках. В этот период, когда Италия оказалась в центре европейской политики, дух итальянского Ренессанса распространился по всей Европе. Во многом благодаря этим войнам итальянское Возрождение получило признание за пределами собственных границ. В то же время превращение Италии в арену ожесточённого международного соперничества подорвало возможности дальнейшего культурного подъёма и положило конец развитию ренессансной культурой.

Наиболее катастрофические последствия имела война 1526-1529 гг. между двумя коалициями, во главе которых стояли германский император Карл V и французский король Франциск I. Италия подверглась в эти годы такому страшному опустошению, какому она не подвергалась во время предыдущих военных кампаний. Население некоторых городов уменьшилось в несколько раз. На территорию Италии вторглась армия императора, состоявшая большей частью из германских наёмников-ландскнехтов.

Разграбление Рима (1527 год)

По мере продвижения вглубь страны эти войска утратили всякую дисциплину, превратившись в сборище жаждущих грабежа мародёров. 6 мая 1527 г. им­ператорская армия захватила Вечный город и подвергла его разгрому, какого он не испытывал со времён нашествия вандалов.

Один из предводителей германских ландскнехтов вспоминал: «Мы взяли Рим штурмом, умертвили свыше шести тысяч человек; разграбили весь город; во всех церквах и где только можно забрали всё, что нашли; сожгли большую часть города и едва ли пощадили хоть один дом. В замке Анджело мы нашли в узком зале папу и 12 кардиналов; мы взяли их в плен, они очень горевали, очень плакали; мы все разбогатели».

Итоги войны:

Война завершилась полным переустройством Италии, в ходе которого Франция была вытеснена с арены итальянской политики, а преобладающее положение заняли Священная Римская империя германской нации и Испания под скипетром Карла V. В 1530 г. после длительной осады пала Флоренция. Таким образом, последняя попытка итальянских государств уберечь остатки своей самостоятельности завершилась разгромом ведущих центров ренессансной культуры. В истории Венеции тоже начинался период упадка, обусловленный падением её роли в мировой торговле. Вместе с Италией в фазу заката вступил весь европейский Ренессанс. День раз­грома Рима стал также поворотным моментом в истории папства, которое и без того стояло уже перед грозным вызовом Реформации.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!