Начало Реформации в Германии. Мартин Лютер и его учение.



Движение за ре­форму католической церкви приобрело в 16в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни общества. Однако католицизм с большой настойчивостью отстаивал свои привилегии и притязания на верховенство. Церковь стала тормозом общественного прогресса, требования ее коронного преобразования получили широкую поддержку. В условиях политической раздробленности Германии церковь имела огромную власть, поборы в ее пользу неудер­жимо возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин того, что Реформация в Германии приобрела ха­рактер широкого обществ. движения. Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций.

Мартин Лютер ( 1483-1546). родился в Саксонии, г. Эйслебен.

Две трактовки ранней жизни:

1) марксистская: отец его был богатым предпринимателем, владел плавильными. Для оправдания буржуазного характера Реформации

2) отец не был богат. Хотел, чтобы Мартин стал юристом. Был отправлен в университет, но Лютер не интересовался, чувствовал духовное призвание. Изучал религиозные трактаты, после университета принял решение уйти в монастырь. Конфликт с семьей.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛЮТЕРА.

1517 г. – выступление Мартина Лютера (34 г). Прикрепил «95 тезисов против индульгенции» на двери университетской церкви в Саксонии, где проповедовал. Г.Виттенберг. они разошлись по всей Германии.

ВЗГЛЯДЫ ЛЮТЕРА:.

Тезис об оправдании верой: человек может спастись без посредничества церкви.

Церковь не может быть посредником между человеком и Богом. Он достигает спасения через веру, которую получает от самого Бога.

Церковь не имеет права препятствовать общению человека с Богом.

Отвергается священство церкви (Церковь – земное установление), наличие святости и святых (просто высоконравственные люди).

Отвергается учение о благодати и индульгенциях.

Отвергается монашество, целибат.

Церковь должна быть очищена от стяжательства. Отвергается иерархия, обладание церковью земными богатствами è секуляризация церковного имущества.

 Церковь должна заниматься проповедованием, разъяснять тексты, склонять к вере инакомыслящих.

Священное Писание – единственный источник истины.

Догматы Папы отвергались.

Библия должна быть понятной людям, надо ее переводить на другие языки.

Вставал вопрос о различных толкованиях Библии. Лютер считал, что может толковать Библию, т.к. его устами говорит Святой Дух. Ему верили очень многие, от крестьян до государей. Но этим правом толкования воспользовались и другие проповедники. И эта идея обернулась против него же.

Эти 2 тезиса характерны для всех протестантских движений с некоторыми различиями в вытекающих обстоятельствах.

Идея мирского призвания + идея божественного предопределения. Католическая церковь и гуманисты верили в свободу выбора человека. Лютер и пр. считали, что все предопределено Богом. Суть сводилась к незыблемости всего мирского. Лютер считал, что надо слепо верить этому предопределению, нельзя сомневаться. Это был повод для ссоры с Эразмом Роттердамским. Верующий человек может спасти свою душу в мирской жизни. Нужно следовать призванию. Труд – одно из важных составляющих человеческого существования.

У Лютера не было социальной программы по переустройству общества, т.к. порядок незыблем.

О бедности:  порок, надо бороться. В СВ существовала идея о неразборчивом подаянии: подавать надо всем нуждающимся. А Лютер стал выступать за разборчивое милосердие, т.е. надо делить бедных на достойных и недостойных для подаяния. Подаем только неработоспособным, остальным – удочку, а не рыбу. Бродяг и нищих наказать!

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ:

Лютера вызвали на допрос в г. Аугсбург. Но Лютер отказался отречься от своего решения, и его задержали. Кардиналы его арестовали, он бежал.

1519 г. – диспут в Лейпциге с профессором богословия Экком, который был убежденным папистом. Диспут закончился тем, что Лютер объявил сожжение Яна Гусса ошибкой и несправедливостью. Публика его поддержала. Лютер стал призывать к открытой борьбе и, если понадобится, войне с Римом.

Сентябрь 1520 -  булла папы об отречении Лютера от церкви.

 10 дек. 1520 г. – Лютер устроил публичное сожжение этой буллы.

Карл 5, император СРИ, был внуком Изабеллы и Фердинанда à Испанский престол. По другой линии ему отошли и Нидерланды, а в 1519 г. - корона СРИ. В 1526 г. после битвы при Мохоче он короновался еще чешской и венгерской короной. è Самый могущественный правитель на тот период.

Карл V против Реформации. Причины:

Папы аккумулировади деньги на борьбу с турками. Габсбурги были щитом Европы от Османской Империи. К тому же, единая церковь объединяла добровольцев в армии.

Религиозный раскол ведет к ослаблению власти императора

Сам Карл 5 – ревностный католик.

1521 г. - Карл вызвал Лютера в Вормс на Рейхстаг. Как и Яну Гуссу, Лютеру выдали охранную грамоту. Император потребовал отречься от учения. Лютер отказался. Папы умоляли аннулировать охранную грамоту, но Карл не сделал этого. Лютер уехал.

 Срок охранной грамоты истекал 8 мая, и Лютер был объявлен вне закона. Практически один он уехал из Вормса. Двигаясь через лес, он пережил нападение. Его похитили, и он думал, что его убьют. Но его похитили его сторонники и укрыли от опасности.

Новый союзник – Фридрих Саксонский. Пришлось Лютеру связать Реформацию с князьями.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!