Народное течение в Реформации. Т. Мюнцер и анабаптисты.



В условиях политической раздробленности Германии церковь имела огромную власть, поборы в ее пользу неудер­жимо возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин того, что Реформация в Германии приобрела ха­рактер широкого обществ. движения.

После выступления Лютера и публикации его «95 тезисов» первым на борьбу поднялось рыцарство.

Ульрих фон Гуттен – идеолог. Цель: подготовить народ на борьбу с папой, в ходе которой рыцарство станет господствующим классом. Лютер отказался их поддержать.

1522 – восстание рыцарства против епископа Трира, к-й был и светским правителем. Епископ собрал большую армию, разгромил рыцарство. Осада и разрушение замка Зиккингена, а сам он смертельно ранен. Ульрих бежал и тоже умер.

Итог: рыцарство перестало играть значительную роль, полагаясь на князей отныне.

Отсутствие Лютера (он в Саксонии у Фридриха) в это же время привело к началу распространения радикальных течений.

г. Виттенберг: Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Требовали ликвидировать сословные привилегии духовенства, святость, провозглашали нравственность – интересы бюргерства. Из церквей стали изымать алтари, иконы. Перешли от споров к действиям. Погромы церквей.

ТОМАС МЮНЦЕР И АНАБАПТИСТЫ.

Саксонский г. Цвиккау: Течение анабаптистов (от греч. «перекрещенцы»). во главе - подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром божествен­ного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, ста­новится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабап­тисты ставили намного выше омертвевшего писания.

 Человек не должен креститься и принимать христианства в бессознательном возрасте. Они вторично принимали крещение. Была у них и широкая социальная программа, они верили в установление царства Божьего на земле. Отвергали идею о предопределенности. Выступали за соц. равенство, в том числе за общую собственность.

Томас Мюнцер - Ученик Лютера, по его заданию поехал проповедовать в Цвиккау. Но, вместо того, чтобы полемизировать с анабаптистами, он проникается их идеями. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лю­тера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюргерско-княжеский.

В отличие oт Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека.

Главная задача - установление Царства Божьего на земле. Не возвышали Бога над всем земным, считали его Бога растворенным повсюду.

Главный призыв «Все да будет общим!».

Лютер вынужден покинуть убежище, поехал успокаивать Мюнцера. А он отверг и Лютера, и Библию, и все подряд, т.к. в нем «говорит дух Святой».

Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание.

НАЧАЛО КРЕСТЬЯНСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

идеи радикалов получали отклик в городах, особенно среди крестьянства, которые требовали справедливости.

В марте 1524 г. в Швабии появились первые, письменно зафиксированные требования крестьян «Жалобы крестьян с 12 просьбами». В целом крестьянская програм­ма не затрагивала основные устои феодального строя, крестьяне добивались только облегчения своей участи Начало крестьянской войны.

Раскол реформационного движения все более углублялся.

На ЮЗ Германии протекала особенно напряженная борь­ба, распространилось учение Цвингли и наиболее радикальное направление Реформации — анабаптизм.

Крестьянская война в Германии

Март 1524, Швабия: «Жалобы крестьян с 12 просьбами»:

общины должны сами избирать своих пастырей;

 ликвидировать личную зависимость;

 уменьшение податей и барщины;

 дозволения рубить лес и охотиться в господских угодьях;

Ссылались на книгу Лютера «О крестьянской свободе». Написали письмо Лютеру с просьбой быть их защитником. Но Лютер не согласился. Писал письма государям, пытался усмирить крестьян и предупредить господ. Господам: «нож к горлу приставлен, а вы все еще думаете, что сила за вами». Крестьянам: «терпеть – наш крест».

Ноябрь 1524. – восстание в Швабии. Перекинулось в Эльзас, Шварцвальд èк 1525 г. вся Германия была в огне. Волнения были и вне Германии.

Крестьяне осаждали, грабили и жгли монастыри и замки, захватывали города. Часть рыцарей и богословов присоединялись к крестьянам, пытались направить, но бесполезно. Широкий масштаб, самые жестокие формы.

Лютер: «Против крестьянских шаек». «Письма государям» - восставшие = бешеные собаки. Убивай!

Жестоко подавляли, расстреливали из пушек, мучили.

Лютер: «Никогда еще лицо Германии не казалось более жалким»

В  нач. 1525 в г. Вальдстуге появилась первая общая революционная программа — «Ста­тейное письмо». Провозглашало идею коренного переворота и построения общества на началах социальной справедливости. Идеалом составителей «Статейного письма» было общество полного имущественного равенства, в форме демократической республики с неограниченным народным суверенитетом.

Гейльброннская программа (город во Франконии).Требования крестьян и бюргерства.

Князей предлагалось лишить независимости и превратить вместе с рыцарями в должностных лиц империи.

равенство перед законом

 свобода торговли

ликвидация торговых компаний и их привилегий;

ТРИ ОСНОВНЫХ РЕГИОНА ВОССТАНИЯ:

1.    Швабско-шварцвальгдский В нач. марта 1525г. 3 главных отряда верхнешвабских крестьян создали «Христианское объединение», руководство которого вступило в переговоры со Швабским союзом. Швабский союз был не в состоянии сразу подавить восстание и всячески добивался заключения с крестьянами «перемирия». Правительственные войска во главе с Трухзесом направлены в Швабию. В кон. апреля 1525 г. основ­ные силы крестьян в Верх. Швабии были разбиты. Правительственные войска отправлены во Франконию.

2.    Франконский. Весной 1525 г. крестьяне Юж.Франконии образовали ряд повстанческих отрядов, составивших несколько крупных соединений. К кон.июня 1525 г. восстание в Южной Франконии было подавлено. В нач. апреля 1525 развернулось массовое крест. восстание в Сев. Франконии и Тюринго-Саксонском районе.

3.    Тюринго -Саксонский. В Тюрин­гии центром движения стал имперский город Мюльхаузен, а его вдохновителем был Томас Мюнцер. В городе произошел давно го­товившийся полит. переворот, покончивший с господством патрициата и поставивший у власти избранный народом «Вечный совет». Мюнцер собрал все силы восставших и создал у Франкенгаузена укрепленный лагерь. Среднегерманские князья спешно собрали войско и двинулись на Франкенгаузенский лагерь, насчитывав­ший не более 6 тыс. воинов с несколькими пушками. Князья пы­тались и здесь использовать тактику переговоров, но Мюнцер дей­ствовал решительно, приказав казнить 2 изменников, высказывавшихся за капитуляцию. Противник, располагающий явным перевесом, смог быстро смять оборону и порваться в лагерь. Око­ло 5 тыс. повстанцев было убито. Тяжело раненный Мюнцер по­пал в плен и после жестоких пыток был обезглавлен.

25 мая 1525 сдал­ся Мюльхаузен, восстание было повсеместно подавлено.

Дольше всего сопротивлялись крестьяне в альпийских землях Габсбургов. В Тироле крестьянское восстание возглавил Михаил Гейсмайер. В составленном им в 1526 г. программном документе «Зем­ское устройство» предлагалось основать в Тироле народную респу­блику и осуществить коренные преобразования: создать демократический суд, прове­сти секуляризацию церк. имущества и конфискацию всех владений феодалов в пользу народа. В 1532 он пал от руки подосланного Габсбургами убийцы.

Крестьянская война продолжалась примерно 8 месяцев – осень 1524 – весна 1525

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН В ВОЙНЕ:

Стихийный характер восстания

Отсутствие четкого плана действий

Разрозненность действий

Плохое вооружение

Отсутствие союзников

Религиозный фанатизм

Утопичность крестьянских идей

Жестокости, крайности, отчаянная попытка освободиться от неравноправного положения

проповеди Лютера

ИТОГ: С Крестьянской войной не закончилась Реформация в Германии. В 30-е годы оживилось движение анабаптистов, стали стекаться пророки, которые вели пропаганду согласно Томасу Мюнцеру. Поражение Крестьянской войны тяжело отразилось на положении крестьянства и бюр­герства. В наибольшем выигрыше ока­зались князья, подчинившие себе горожан и дворян и обогатив­шиеся за счет секуляризации церковной собственности. Раздроб­ленность Германии прогрессировала.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!