Мюнстерская коммуна. Поражение народной Реформации.



Поражение Крестьянской войны тяжело отразилось на положении немецкого крестьянства и бюр­герства, на исторической судьбе всего немецкого народа. Начавшая­ся еще до войны сеньориальная реакция все более усиливалась. Раздроб­ленность Германии прогрессировала. Разгром Крестьянской войны повлиял на еретическое движение в Германии. В центре – анабаптисты.

АНАБАПТИСТЫ. 2 ВЗГЛЯДА:

идеи «мирного переворота» и пассивного ожидания «второго пришествия Христа».

Очистить мир от «неверных» и приблизить наступление «царства божия» на земле.

Где: СЗ Германии, имевшего тесные связи с Ни­дерландами Нидерландские анабаптистские проповедники надеясь в условиях относительной рели­гиозной свободы, вызванной Реформацией, создать оплот своего движения.

Кто:  Иоганн Лейденский.

Центр:  г. Мюнстер.

Ход событий:

Анабаптисты возглавили борьбу против сеньо­ра города — епископа и, получив в феврале 1534 г. большинство в городском совете, стали у власти.

В феврале 1534 г. Мюнстер был осажден войсками епископа. Осада 14 месяцев.

Захватив город, восставшие назвали город Новым Иерусалимом, а Иоганна провозгласили королем. Они считали, что установили царство Божие на земле. Все драгоценности и запасы под страхом смерти сносились в общие склады. Деньги были упразднены. Установлен только натуральный обмен. На площади были поставлены столы, и устраивались общие трапезы горожан. Иоганн восседал на троне и вел проповеди. 

Часть горожан организовали заговор и попытались свергнуть пророка. Но восстание было подавлено, и 120 человек были казнены. С этого дня малейшее несогласие с волей пророка каралось смертью.

В условиях осады города эти меры имели положительное значение, позволяя мобилизовать все средства на организацию обороны. Этой же зада­че служило политическое устройство, созданное по библейскому образцу.

Мюнстерская коммуна осталась изолированной от внешнего мира. Попытки оказать ей помощь со стороны анабаптистов дру­гих городов подавлялись местными феодалами

В июне 1535 г. перебежчик смог бежать из города и ночью помог епископу пробраться в город. Началось избиение, на следующий день казни, был казнен и Иоганн Лейденский после пыток и допросов

ИТОГ: Бюргерская и народная Реформация потерпели поражение вместе с разгромом Крестьянской войны. В Германии победила княжеская Реформация, идеологом которой стал Лютер. Крест. война подорвала позиции католиче­ского лагеря и объективно содействовала укреплению лютеран­ских князей, которые упрочили свое господство над местной церковью и провели секуляризацию церковного землевладения в сво­их княжествах.

Завершение народной реформации в Германии. Итоги и исторические последствия.

ЗАВЕРШЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ:

· Шпейерский рейхстаг 1526 г. признал за князьями право свобод­ного выбора между лютеранским и католическим вероиспо­веданием. Карл V, занятый войной в Италии и нуждавшийся в поддерж­ке немецких князей, не мог этому помешать.

· 1529 г . - новый рейхстаг. Карл добился восстановления Вормского эдикта 1521 г. о запрещении лютеранского веро­учения. Лютеранские князья и города не подчинились и заявили протест.

· 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге Филипп Меланхтон дал систематическое изложение основ лютеранского вероучения, получившего название «Аугсбургского вероисповедания», в котором провозглашалось, что главой церкви является не папа, а свет­ский владетель (князь). Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря.

· Император решительно отказался признать «Аугсбургское вероисповедание».

· Лютеранские князья вместе с рядом им­перских городов заключили в г. Шмалькальдене военный со­юз. Положение Карла V стало критическим, так как протестантское вероисповедание было уже принято тремя из семи курфюрстов (Саксонским, Бранденбургским и Пфальцским). Но вскоре сак­сонский герцог перешел на сторону императора, что дало Карлу V возможность одержать победу над протестантами в 1й Шмалькальденской войне.

·  1548 г. – мир. Католичес­кое вероисповедание, хотя и несколько реформированное, должно было стать единственным в Германии. Длился недолго.

· Боязнь усиления императора побудила князей (в т.ч. и не­которых католических) заключить антигабсбургский союз с фран­цузским королем Генрихом II. Началась 2я Шмалькальденская война, закончившаяся полным поражением Карла V, который еле избежал пленения.

· 1555 г . - религиозный мир в Аугсбурге на условиях признания за князьями полной свободы в выборе вероисповедания католического или лютеранского, по принципу «чья страна, того и вера».

· Карл V, видя полное крушение своих планов, отрекся от императорской власти. Владения поделил между братом и сыном.

· С этого момента возникли две ветви Габсбургов: Австрийская и Испанская. Фердинанд Габсбург получил корону Чехии, Венгрии, имперскую корону. Испания, Нидерланды – Филиппу II Габсбургу.

ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ НЕОДНОЗНАЧНЫ:

· Подорваны позиции католической церкви. Церковь фактически подчинилась княжеской власти.

· В Германии победила княжеская Реформация, идеологом которой стал Лютер. Народная Реформация потерпела поражение.

· Реформация не стала проводником более прогрессивных идей в обществе. На 1ом этапе Реформация объединила все слои общества, но в дальнейшем они разделились.

· Реформация победила лишь в части германских земель. Она закрепила раздробленность империи (на лютеранство и католичество).

· Усиление реакции политической и экономической жизни. Крестьянство не могло сопротивляться давлению.

Во второй половине 16 – начал 17 вв. Германия вступает в период экономического упадка. Причины:

· опустошения после крестьянской войны;

· усиление реакций и закрепление в части земель феодальных форм производства;

· неблагоприятные последствия Великих Географических Открытий

История Швейцарии:


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!