Причины и начало Реформации в Швейцарии. Учение Цвингли.



СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШВЕЙЦАРИИ К НАЧ.16 В.

· Швейцарский союз в форме конфедерации зародился в конце 13 в. и окончательно сложился к нач. 16в. после двухсотлетней борьбы против австрийских Габсбургов. 

· Ядро - созданное в 1291г. объединение трех "лесных" кантонов: Швиц, Ури и Унтервальден. К этому объединению постепенно присоединялись другие кантоны, "союзные земли" и фогтства (подвластные территории).

· 13 полноправных кантонов в 16 в: 7 городских, 5 сельских ("лесных") и 1 смешанный (Цуг). 

· 15 ноября 1315г. – швейцарцы победили войска СРИ. Начало независимой Швейцарии.

· 1477г. - покончили с существованием Бургундского государства.

· 1499 г. - разгромили войска немецких князей и по Базельскому миру добились фактической независимости конфедерации от СРИ.

· По своей структуре Швейцарский союз являлся конфедерацией. Постоянных органов центральной власти не было и общие вопросы решались полномочными депутатами кантонов на общесоюзных сеймах (тагзатцунгах). 

· Все кантоны делились на 2 группы: - "лесные- с/х, более отсталые (Швиц, Ури, Унтервальден и др.) "городские" - более развитые (Цюрих, Базель, Берн и др. ). 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШВЕЙЦАРСКОЙ РЕФОРМАЦИИ:

· С одной стороны, не было гнета императора и церковь значительно слабее.

· проблема военного наемничества

· С другой стороны, острые проблемы между кантонами;

· Проблемные отношения швейцарских кантонов с соседними странами, к-е стремились поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль

· К нач.16 в. в Швейцарии много эмигрантов, туда было выгодно бежать. Свобода мысли.

· У церкви нет сильного союзника

· Основной движущей силой были бюргерские слои, которые не могли удовлетвориться лютеранской трактовкой реформационных идей.

Лютеранство не могло стать идеологией нового времени, ибо с 1520-21гг. стало принимать узко национальный характер. "Половинчатость" лютеранства, "оглядывавшегося на дворянство и князей". 

 

УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ. (1484 - 1531).

Родился в семье зажиточного альпийского крестьянина. Отец хотел сделать из сына священника. В результате хорошее образование, был причастен к гуманистам. Сохранил почти гуманистический менталитет. Как и Лютер, посвятил себя духовной карьере. Начал агитационную деятельность, направленную против наемничества и католической церкви в Цюрихе. Уже в 1516 г – свои высказывания. Самостоятельные.

РАБОТЫ ЦВИНГЛИ:

· «67 тезисов» - январь 1523

· «Об истинной и ложной вере», 1525

· «Комментарии к истинной и ложной вере», 1528

· «Изложение христианской веры», 1531.

ПРОГРАММА ЦВИНГЛИ:

· Стройная и последовательная программа преобразований

· Много общего с лютеранством (Священное Писание - единственный источник слова Божьего, Оправдание верой. Отрицание необходимости посредничества католической церкви. Отрицание индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности культа и т. д.).

· Отказ от причастия и крещения. Это лишь символы.

· Идея "дешевой церкви".

· Цвингли терпимее Лютера. Для него характерны гуманность и определенная диалектичность. Не разделять категории, а синтезировать их. Тезис "Верю, чтобы познать",

· Божественное предопределение судьбы человека.

· Республиканизм, более жесткая и последовательная критика католицизма и решительность в проведении социальных и политических реформ.

В учении Цвингли происходит эволюция Реформации от схоластики ко все большему рационализму и прагматизму.

· 1522г. Цвингли отказывается от сана священника, женится, открыто порывает с католицизмом.

· На диспуте 1523г. наносит поражение своим оппонентам-католикам и начинает осуществлять реформу церковного и политического устройства в Цюрихе.

· Закрыты монастыри и секуляризовано церковно-монастырское имущество

· из церквей были удалены иконы и мощи святых.

· Запрещено ростовщичество, наемничество и получение пенсий от иностранных монархов.

· введено богослужение на немецком языке

· Цвинглианство распространилось и победило в нескольких кантонах, которые объединились с Цюрихом в союз евангелических кантонов(1527). 

·  1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие князья подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения союза против императора Карла V. Была устроена встреча Лютера и Цвингли в Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух и наш дух несогласны между собой". 

ПРОБЛЕМЫ:

· С весны 1524 г. начинаются крестьянские выступления.

· Власти Цюриха, чтобы расколоть движение, пошли на уступки. В мае-июне 1525 г. крестьяне представили свои требования, близкие германским. Частично муниципалитет их удовлетворил. Сняли личную зависимость, малую десятину, сняли торговые ограничения, началась судебная реформа. Поставили охрану, чтобы швейцарские крестьяне не соединились с немецкими.

· Началось преследование анабаптистов.

· Поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом к "контрреформации". Католические кантоны восстановили католицизм, города начали преследования анабаптистов. Цвингли решил выйти из кризиса путем усиления личной диктатуры, что привело к дальнейшему падению его авторитета. Потянулись слухи, что он хочет захватить власть.

· Конфликты с лесными кантонами. Берн не поддержал Цюрих. Войска Цюриха потерпели поражение. И в битве при Каппеле в 1531 г. Цвингли был убит. Союз протестантских кантонов распался.

· Преемником Цвингли стал его друг Генрих Буллингер (1505 - 1575). 

· По Тигуринскому соглашению 1549г. с Ж. Кальвином он добился устранения разногласий. Цвинглианство слилось с кальвинизмом.

Жан Кальвин и его учение.

Жан Кальвин (1509-1564).

Родился в Северной Франции, в семье епископского секретаря; окончил юридический факультет, получил хорошую бого­словскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин при­мыкал к гуманистам. Переход на сторону Реформации произошел внезапно. Начавшиеся гонения на протестантов во Франции заставили Кальвина вместе с дру­гими сторонниками Реформации покинуть Францию. Переехал в Швейцарию, там написал «Наставление в хри­стианской вере», ставшее катехизисом кальвинистского веро­учения.

По сравнению с сочинениями Лютера «Наставления» Кальвина отличаются большей внутренней логикой, более рацио­налистическим мышлением и тесной связью с гуманистическим тече­нием в христианстве. В них воплощен синтез учения «от­цов церкви», средневековых схоластов, католиков-гуманистов и предыдущих реформаторов. В итоге появилось самое всеобъемлющее и вместе с тем самое краткое и стройное изложение основ протестантского веро­учения.

УЧЕНИЕ КАЛЬВИНА:

· Принцип оправдания верой (= Лютер)

· Евангелие – единственный источник истины. (= Лютер)

· Учение о божественном предопределенииключевая чертакальвинизма. Бог каждого определяет либо на спасение, либо на падение. Никакими личными усилиями, ни с помощью церкви верующий не в состоянии изменить приговор неба. Основания этого «избрания» неиз­вестны, как и неизвестна загробная судьба каждого верующего в отдельности. Воля верующего спастись рассматривается как признак, но не как условие спасения. Человек мог узнать по успеху в своей профессиональной деятельности, является ли он избранным. Труд есть высший смысл жизни.

· Понятие мирского призвания. Бог каждому определил место в мире, и надо следовать этому призванию. Как это ни парадоксально, но догмат о предопределении не по­рождал отчаяния, фатализма, а, наоборот, вызвал невиданный при­лив энергии, стремление всей жизнью, в ее земных проявлениях, засвидетельствовать свою принадлежность к «избранным». Отсюда материальное благополучие стало рассмат­риваться как признак избрания и, наоборот, бедность стала клеймом божьего проклятия.

· Теория мирского аскетизма. Кальвин осуждал роскошь. Приобретенные богатства надо пускать в дело. Запрет развлечений. В воскресенье надо посещать церковь и изучать Библию.

Политическое устройство общества: Кальвин не предусматривал коренного изменения соц. устройства. Кальвин считал земную власть не божественным, а земным ковенантом (соглашение). Поэтому монархи – это не божественные помазанники. Закон выше монарха, но Кальвин не требовал изменения полит. системы.

Законные формы правления: республика, монархия, аристократия.

Незаконные: тирания. Право народа на восстание, если правительство прибегает к тирании. Кальвинизм запрещал своевольные восстания и волнения.

Устройство церкви: институт священства полностью уничтожался, в организации церкви восторжествовали республиканские принципы: ве­рующие сами избирали тех, кто должен был наставлять в делах веры. Наряду с пастором кальвинистская община из­бирала также старейшин (пресвитеров) и дьяконов: первые ведали администрацией общины, вторые — милостыней. Центральным ин­ститутом этой церкви являлась консистория, состоявшая из 12 ста­рейшин и пяти пасторов, которые были одновременно и должност­ными лицами государства.

ИТОГ: Так, ос­вободив верующего от всех земных связей и вверив его судьбу толь­ко неисповедимой «воле божией», Кальвин до предела индивидуа­лизировал веру, отразив социальный атомизм зарождающегося буржуазного общества.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!