Исторические предпосылки возникновения ренессансной культуры в Италии



Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, что было обусловлены историческими особенностями развития страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы — Италия в XIV-XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы.

Исторические предпосылки:

Географическое положение на пересечении морских и сухопутных торговых путей. Выход к Средиземному морю.

Политические:

политический партикуляризм (стремление к обособленному владению). Независимость дворянства и городов.

Раздробленность государства, отсутствие сильной центральной власти

Различные формы правления: аристократическая или олигархическая или демократическая (кратковременно) республика; монархия (королевство, герцогство, графство, княжество=принципат); тирания.

Возможность занятия политикой всех слоев населения (осознание собственной значимости = возрождение)

Жители были свидетелями борьбы за власть, они принимали коллективные решения. Стиль жизни – открытый.

Тираны вынуждены были подчеркивать свою роскошь, вкус. Понятие величия и великолепия расцвело к 16 в.

Социально - экономические:

размытость сословных границ. В Италии не сложились четко оформленные сословия, а феодальная знать оказалась вовлеченной в городскую жизнь и тесно смыкалась в своей деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем горожан, границы между которыми были размыты.

Ранний подъем городов.Хозяйственная специализация (Флоренция - шерсть). Городской характер культуры.

Новые формы торговли. Стали образовывать товарищества, чтобы аккумулировать капиталы, делить риск и прибыль. Итальянцы стали развивать новые формы торговли. Строились крупные корабли, товары покупались в большем количестве, Венеция, Генуэ и Пиза вытеснили конкурентов средиземноморской торговли. Италия стала родиной банковского дела.

Активная международная торговля. Морские пути на Восток, торговля с Францией, Англией...

Для дворянства торговля – норма.

Культурные:

Новые установки в сознании, т.к. требовался рациональный расчет. Индивидуализация сознания.

Античное наследие

Потребность в образовании, высокий уровень грамотности

Папа Римский - концентрация духовной жизни. Церковь инициировала культуру возрождения.

Раннее итальянское Возрождение. Зарождение и развитие гуманизма (Данте, Петрарка, Боккаччо, Салютати)

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии. Ее зарождение в XIV в. и быстрое развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы — Италия в XIV-XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы.

Идеологической основой культуры возрождения стал гуманизм.

Гуманистами в эпоху Возрождения называли по принципу образования:

1. Гуманист – тот, кто изучает и преподает не теологические науки, а общественные: риторика, философия…

2. гуманист – знаток классической литературы.

 

Главное содержание гуманизма - культ человека, поставленного в центр мироздания, признание его творческого гения. "Обожествление" человека = новые формы самосознания и индивидуализм.

Гуманисты способствовали выработке идеала "совершенной", всесторонне развитой, гармоничной личности, добродетели которой определяются не по рождению, а по поступкам.

Гуманисты черпали политический опыт античной культуры. Чувство патриотизма и гражданственности. Восхищение красотой человека, его талантами.

Новая система образования. Главная цель нового образования – развитие личности человека и вера в собственные силы. Развитие талантов. Опора на гуманитарные науки. Христианство не отвергалось, но совмещалось с античными идеями.

Во Флоренции гуманисты собирались на вилле Марселио Феччини, переводчика Платона. Этот кружок назвали «Академией». Покровительствовал им Медичи.

К сер. 15 в. была сформирована такая черта как антропоцентризм – человек есть венец творения, свободная личность, сформировано учение о благородстве и достоинстве человека.

Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции СВ культуры.

 

 Одной из вершин культуры Проторенессанса стало творчество Данте Алигьери (1265-1321).

Данте Алигьери (1265-1321), выходец из городского дворянства Флоренции.

· Поэтический цикл "Новая жизнь"

· трактат "Пир" (первый опыт научной прозы на итальянском, а не на латыни)

· трактат "Монархия" (политический трактат, провозглашение разделения духовной и светской власти, суверенитет светской власти.

· Латинский трактат «О народном красноречии», апология итальянского языка, теория и история литературы. Абсолютная новация. Данте создает программу защиты родного языка.

· «Божественная комедия» – политическое, социальное, философское учение. Комедией она назвала автором, исходившего из классической античной классификации. Комедия – это не юмористическое произведение, а просто не трагедия. Божественная – присвоено потомками

Состав:  100 песен. 

Сюжет: путешествие по царству мертвых (Ад-Чистилище-Рай). Глубокий символизм, все образы носят внутренний подтекст. Данте обнаруживает себя в сумрачном лесу – символ грехов и его личных заблуждений. Он пытается выйти не холм, но встречает рысь, тоже символ пороков. Он выходит на холм и встречается с душой Беатриче, его возлюбленной. Она ему предлагает иную дорогу из леса: пройти все 3 загробных мира, чтобы избавиться от грехов. И она ему дает проводника – римского поэта Вергилия. Путешествие в Ад - 9 кругов (7 смертных грехов + их ветви).На каждом кругу Данте вступает в беседы как с мифическими героями, так и с реальными людьми.

Далее Чистилище, где пребывают души, способные искупить свои грехи. «Долина царей», где сидят коронованные души, ждущие искупления. При прохождении очередного круга у Данте стирают со лба очередной грех. В процессе выясняется, что Данте не только ознакомился, но и искупил свои грехи. Данте осознает свою вину, очищается. Беатриче водит его по Раю, где он знакомится с блаженными душами, укрепляется в вере и знании. На 9 Небе Беатриче сменяет св. Бернард, и Данте посвящают в Триединство и Боговоплощение, главные таинства христианства.

«Божественная комедия» производила неизгладимое впечатление на современников и потомков. Они верили, что Данте действительно там был.

ФИЛОСОФИЯ ДАНТЕ: Многие этико-философские идеи Данте оказали прямое воздействие на гуманистическую мысль Италии более поздней эпохи. Данте - сторонник разграничения сфер разума и веры, философии и религии. В политической сфере - за отделение церковной власти от светской, противник теократических притязаний папства. Идея о двух видах счастья - естественном счастье в земной жизни, к которому ведет светская власть, руководствующаяся разумом и философией и небесном блаженстве, к которому человека ведет церковь и религия. Он понимал благородство не как атрибут знатного происхождения, но как результат деятельности человека. Однако в целом мировоззрение Данте принадлежит к СВ культуре, в центре его - Бог, а не человек.

Переориентация культуры началась в творчестве Франческо Петрарки. .

Франческо Петрарка (1304-1374). Решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей.

Творческое наследие Петрарки огромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народном итальянском языке), собранная в «Книге песен". Она посвящена Лауре — возлюбленной Петрарки.

С «Книги песен» начинается ренессансная поэзия, воспевающая красоту земной женщины, облагораживающую силу любви к ней. На итальянском были созданы и «Триумфы» — аллегорическая поэма, но большинство сочинений Петрарки написано на классической латыни (поэма «Африка» , эклоги «Буколических песен», произведение биографического жанра «О знаменитых людях», диалогизированная исповедь «Моя тайна», ряд трактатов...)

Особый и чрезвычайно обширный пласт латинских сочинений Петрарки составляют его эпистолярные циклы — «Стихотворные послания», «Старческие письма», «Письма без адреса» и другие. Здесь подняты волновавшие Петрарку мировоззренческие и научные проблемы — от философско-этических, эстетических, религиозных до вопросов филологии, истории, политики.

Идейной доминантой творчества Петрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала «любовь к древним», реабилитация языческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение ее как носительницы мудрости, открывающей путь к постижению Истины. В представлении Петрарки идеалы христианства и античности не противостоят друг другу, наоборот, христианская культура может значительно обогатиться за счет античного наследия.

Петрарка заложил основы ренессансной классической филологии.

Он был противником схоластических знаний, полагая, что их ответы на извечные вопросы об особенностях природы человека и его предназначении не могут принести удовлетворения. Он считал назревшей задачей обращение всей системы знания к проблемам человека.

Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия.

При всей новизне его идей мировоззрение первого гуманиста не было лишено противоречий, сохраняло немало черт, традиционных для средневековья, и к тому же находило понимание в ту пору лишь у немногих современников.

 

Близкого соратника и продолжателя своих начинаний Петрарка обрел в Джованни Боккаччо (1313-1375).

Его роман в прозе и стихах «Амето, или Комедия флорентийских нимф» впервые выдвинул идеал гармонически развитого человека.

Поэзия Бокаччо утверждала новые, ренессансные каноны, отвергала аскетический идеал и возвеличивала «естественного» человека. Вслед за Данте и Петраркой Боккаччо, писавший все свои литературные произведения на вольгаре, совершенствовал итальянский язык, широко пользуясь при этом оборотами народной речи.

Самым значительным произведением Боккаччо стал созданный в конце 40-х — начале 50-х годов «Декамерон». Показательно греческое название сочинения.

«Декамерон» -сто новелл, рассказанных в течение десяти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, уединившихся в предместье Флоренции во время эпидемии чумы.

Герои новелл представляют самые разные социальные слои; образы персонажей полнокровны, жизненны, это люди, которые ценят земные радости, в том числе и плотские удовольствия, считавшиеся с позиций церковной этики низменными.

В «Декамероне» Боккаччо реабилитирует женщину, подчеркивает возвышающую нравственную сторону любви и в то же время зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клира, проповеди которых нередко резко расходятся с их жизненным поведением.

 

В центре внимания Боккаччо, как и у Петрарки, — проблема самосознания личности, получившая широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.

 

Поэзия, на взгляд Бокаччо, раскрывает высокие истины о человеке и мироустройстве, но делает это на свой особый лад — в формах иносказания. Эта важная идейная линия своеобразного культа поэзии, оттеснявшего интерес к теологии на второй план, стала характерной для всего этапа раннего гуманизма. Она нашла продолжение и в творчестве Колюччо Салютати (1331-1406).

Друг Петрарки и Боккаччо, страстный поборник гуманистических идей, он вел полемику с теологами, схоластами и монахами в своих трактатах («О роке, судьбе и случайности», «О жизни в миру и монашестве» и раде других) и многочисленных публицистических письмах, последовательно отстаивая идеал активной гражданской жизни в противовес аскетизму церковной морали, ратовал за философию — «учительницу жизни», доказывал главенствующую роль этики в системе гуманитарных знаний.

 

Салютати, сторонник действенной философии, помогающей решать проблемы земной жизни, отвергал умозрительный метод философствования и пренебрежение к идейному богатству античного наследия, как поэтического, так и научного.

 

В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин — studia humanitati s. Особый смысл он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности, в которой должны сочетаться высокий уровень знания, и разносторонний практический опыт.

 

Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека, призванного, по его убеждению, сражаться с земным злом «за справедливость, истину и честь».

 

Творчеством Салютати завершился этап раннего гуманизма, охватывающий более шестидесяти лет. Его итогом стала смело заявившая о себе новая образованность, культура, ориентированная на глубокое изучение классического наследия, новые подходы к проблемам человека, расширение системы гуманитарного знания, нацеленного на формирование совершенной личности и общества.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!