Век Северного Возрождения был недолог.



Начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие германской культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи. Основой Северного Возрождения послужил готический мистицизм, но преодоление мрачных сторон мрачного мироощущения народа, вовлечение немцев в общеевропейский культурный процесс началось именно в эпоху.


30. Особенности социокультурного процесса в России. «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
До крещения Руси языческая культура восточных славян не составляла истории ни древнерусского общества, ни древнерусской культуры.

 По существу история древнерусской и всей русской культуры началась после крещения Руси князем Владимиром в 988 году, явившимся крупнейшим событием. Это было необходимо, так как нужна была объединяющая идея для всех племён и народностей – идея единого Бога. Этим требованиям соответствовало христианство, с его учением о едином Боге-спасителе всего человечества.

Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, объективно сводится к религиозной форме социально-экономических и политических процессов образования Киевского государства; с другой – к приобщению Руси к культуре и миросозерцанию христианских стран Европы

Киевская Русь и в целом вся русская культура унаследовала многие традиции Византии.

Русь не восприняла чётко разработанную систему римского права, православие не вмешалось в правовые основы общества. Однако принятие христианства изменило всю религиозную культуру и через неё саму жизнь общества. Европейские государства признали Русь как партнёра.Возникает торговля с европейскими странами, культурные обмены. Сельская по преимуществу Русь приобщается к городской культуре. Благодаря христианизации и ведущей роли церкви на Руси возникло искусство каменного строительства, иконописи, выросли великолепные соборы и монастыри, активизировались художественное творчество, началось летописание.

Христианство определило многие особенности менталитета, системы ценностей, морали русского народа, включая отношение к труду и богатству.

Церковь сыграла важную роль в объединении и централизации государства, способствовала становлению самодержавия. Позднее государство включило церковь в число своих институтов. В результате культовых реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром – в ремесле, военном деле, зодчестве, технике и т.д.

Важнейшая проблема Руси – соотношение личности и общества – разрешалась в пользу коллектива. К середине 12 века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось в связи с опасностью с Востока – монголо-татарское нашествие, а с Запада – интервенция Литвы, Швеции, требовавших принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшиеся в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу.

Своеобразно на северо-западе развивалась и Новгородское княжество, которое лишь в 1478 году пало под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от цивилизаций Западной Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации древней Руси. На первом этапе своего становления русская цивилизация синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.

Русская идея

Русская идея должна выражать историческое своеобразие и в то же время – русские исторические призвания. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, в чём он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе. Русская идея есть идея свободы. Вот главная сила России и русской самобытности и самоидентичности.

 Русская идея утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится жизнь на Земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек – это неудавшееся существо

Ещё при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до последнего. Таким он оставался на протяжении всей своей истории.

Русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура.

Там, где русский человек жил и творил из этого акта, он духовно осуществлял своё национальное своеобразие и производил свои лучшие создания во всём: в праве и в государстве, в одинокой молитве и в общественной организации, в искусстве и в науке, в хозяйстве и в семейном быту и так далее.

Задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом, за которым стоит русская идея – идея свободы и любви.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!