Элитарная и массовая культура, их функции и взаимодействие.



Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.
 

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

 

Черты массовой культуры:

1. Возможность конвейерного производства продукции, относящейся к культуре.

2. Удовлетворение духовных потребностей большинства населения. 3. Возможность привлечения к общественно-культурной жизни многих людей.

4. Отражение тех моделей поведения, стереотипов и принципов, которые преобладают в общественном сознании на данный период времени.

5. Выполнение политического и социального заказа.

6. Инкорпорация в ментальный мир людей определённых образцов и моделей поведения; создание общественных идеалов.

 

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей
Особенности элитарной культуры:

 

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

В современном же мире стирание границ между массовой и элитарной культурой настолько губительно, что зачастую приводит к обесцениванию культурного достояния для последующих поколений.


37. Культура постмодернизма: истоки и содержание.

Существует множественность истоков постмодернизма.

Так, первичные импульсы этого направления следует искать в романтизме. Действительно, присущий романтизму вкус к маргинальности, периферии психологического и социального, алогизму, бессознательному является сильным импульсом, принятым постмодернизмом. Для романтизма, как и для постмодернизма, также характерно острое противостояние овеянной гением личности и бездарной толпы, «сплоченной посредственности».

Романтизм возникает как активное и осмысленное противостояние экстремального существования творческой личности и безликой и пресной повседневности. Подобно романтизму, постмодернизму свойственны оппозиционность, критический настрой к традиционному, «классическому» взгляду на вещи и явления. Представляется, что романтизм и постмодернизм – следствия похожих социальных и ментальных процессов, культурные складки которых пересекаются и переплетаются. Истоки отечественного постмодернизма можно обнаружить в интеллектуальной атмосфере русского Серебряного века, создавшего устойчивый интерес в философской и художественной мысли к «угаснувшим культурам» прошлого. В этом смысле свойственное постмодернизму «перелистывание» культурного наследия, составление межкультурной мозаики, а также мифологизм русского символизма, характерный для творчества, например, А. Белого и В. Иванова, могут рассматриваться как прямые предшественники постмодернизма. Активный интерес к мифологическому обнаруживает ориентацию данного феномена на архаические формы мышления и творчества. Философии и искусству постмодернизма свойственно обращение к архаике, мифу,т. е. к тексту в его первоначальном значении, но также и к постижению эпистомологических феноменов и различных типов ментальности.
38. Мораль в системе культуры.

Мораль – это сочетание норм, правил, принципов, исполнение которых является следствием либо внутреннего убеждения человека, либо воздействия на него силы общественного мнения.

Становление морали связано с функционированием двух уровней интересов:

- интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т.д.)

- интересы отдельных индивидов, входящих состав этих общностей.

Чаще всего интересы этих двух уровней не совпадают.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах (например, профессиональная этика, брак и семья).

Мораль, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, т.е. нравы.

Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества, при смене одной социально-экономической формации другой. В истории сменяют друг друга следующие основные типы морали: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая и т.д. Та или иная мораль, в конечном счете, служит утверждению и укреплению существующих общественных отношений. В классовом обществе и мораль имеет классовый характер. Господствующая мораль выполняет функцию охраны интересов правящего класса, в то время как эксплуатируемый класс, по мере того как осознает несправедливость существующих отношений и вступает в борьбу с ними, вырабатывает свою собственную, революционную мораль, противоположную той, которую ему навязывают. Всякой классовой морали присуще внутренне противоречие. По мере прогресса моральных отношений возрастает роль личности в общественном процессе регулирования поведения.

Моральное (нравственное) сознание включает два основных вида нормативов: нормы морали и принципы морали.

Нормы морали – это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. Ими выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, чести и т.д. На каждом этапе исторического развития и в разных странах данные представления меняются.

Принципы морали – более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений («уважай ближнего», «чти отца своего», «не укради» и т.п.)

Мораль побуждает человека к активности, инициативе, но и возлагает на него ответственность за последствия своего выбора и своих действий.

Основными нравственными понятиями являются:

- добро и зло (противоположные нравственные начала в человеке, выражающие: добро - позитивное, созидательное, гармоничное качество личности, зло - агрессивное, разрушительное, эгоистичное состояние индивида);

- долг - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;

- совесть - соотнесение поступков человека с общепризнанными нормами морали;

- гуманизм - признание человека высшей ценностью.

Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в т. н. «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. Другими словами сформулировать «золотое правило» можно так: «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи.

Техника в системе культуры.

Слово «техника» происходит от древнегреческого «технэ», которое у греков означало «искусство», «мастерство» человека, проявлявшееся в деятельном овладении разнообразным материалом. Для Древней Греции и Древнего Рима (в котором эквивалентом греческого «технэ» было слово «арс» — искусство) и затем вплоть до эпохи Возрождения техника была явлением, в котором соединялась производственная деятельность ремесленника, создающего предметы потребления, и деятельность художника-творца, создающего произведения искусства.

Сегодня техника — это совокупность навыков и приемов деятельности человека. Это система искусственных органов деятельности общества, один из основных элементов производительных сил. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой в процессе труда.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!