Особенности византийской культуры состоят в следующем:



1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3)Византийская империя, в отличие от раздробленной средневековой Европы, сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно – при всё возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное общество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, в литературе, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

В развитии художественного творчества Византии важная роль принадлежит борьбе иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческую плоть эллинистического искусства. Именно иконоборческие искания в искусстве открыли дорогу к созданию глубоко спиритуалистического искусства Византии.

Это движение послужило стимулом к новому взлёту светского изобразительного искусства и архитектуры Византии, куда проникло мусульманское зодчество. На других этапах Византийской культуры полностью торжествуют обобщённо-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и , главное, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных целей.

Окончательно складываются и основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры.

В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им.

Это определяет особый византийский стиль в искусстве: каноничность и унификация эстетических ценностей, рационализм и свободомыслие, проявление авторской позиции. В Византии, в позднем периоде этой эпохи, происходит необычайный взлёт мистицизма и рассвет суеверия, предсказания, которые проявляются даже в среде образованных людей.

Подводя итог Византийской империи, следует отметить, что Византия была «золотым мостом» между западной и восточной культурами, оказав глубокое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы.


25. Культура средневековья: готика и романика – общеевропейские художественные стили.

Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (от лат. romanum – римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.

Романская эпоха – время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям. 

Романский стиль (от лат. romanus - римс.) был господствующим в западноевропейском искусстве Х-Х11 веков (в ряде стран до Х111века). Он выразил стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет римской империи. В Западной Европе возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.

Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии в проповедях церкви. В сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.

Романский стиль - стилевое направление в средневековом западном искусстве 10-12 вв. - прежде всего в архитектуре (мощная конструкция, толстые стены, узкие окна, господство арочных форм и округлых сводчатых перекрытий, шатровых крыш, что делает храмовое зодчество образно приближенным к фортификационным замковым постройкам этой эпохи); а также в скульптуре и монументальной живописи. В романском стиле мало сходства с античным искусством Рима, зато ощущается непосредственное влияние византийского архитектурного и художественного стиля, в связи с чем ряд исследователей начинают обзор образцов романского стиля с Византийской архитектуры 6-10 вв., среди шедевров которой, например, собор св. Софии в Константинополе (вторя половина 6 в.). Данный стиль имеет отдаленное сходство и с древнерусским церковным искусством 11-12 в., особенно в ряде характерных архитектурных деталей (арочный вход, аркатурный пояс), в стиле декоративной скульптуры.

Готика (Готический стиль), - стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. изначальный смысл - готский, варварский - в противоположность романскому - возводимому к римской традиции.

Этот стиль зародился в северной Франции.

Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж). В основе архитектурных построек - новаторское конструктивно-технологическое изобретение - стрельчатые арки и своды, позволяющие перенести тяжесть конструкций со стен на столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии - изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны. Данный стиль тяготеет к масштабности, вертикальной устремленности линий и форм, к наличию биоморфных - растительных мотивов во всех формах, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к символической смысловой нагруженности. Скульптура мыслится как неотрывная часть архитектурного целого и вбирает в себя стилистическое единство с его мотивами. В живописи преобладает характерная тонкость фигур, динамичная устремленность линий и экзальтированно экспрессивная напряженность форм; человеческие фигуры чем-то напоминают органично изогнутые растительные структуры. В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом).

Множество европейских городов построены в готическом или романском стиле. Кроме того, почти в каждом городе можно увидеть замечательные сооружения архитектуры, известен на весь мир причудливый и очень красивый готический шрифт.

Сменившее романский стиль, готическое искусство, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым: оно отличалось высоким художественно-стилевым единством, господством линий, вертикализмом композиций, виртуозной деталировкой, подчинением логике целого.


26. Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики.

· XIV век обернулся для Европы тяжелым испытанием: страшная эпидемия чумы уничтожила 3/4 ее населения и создала фон, на котором происходит распад старой Европы, возникновение новых культурных регионов.

Волна культурных перемен начинается с более благополучного юга Европы, с Италии. Здесь они принимают форму Ренессанса (Возрождения). Термин «Ренессанс» в точном смысле относится только к Италии XIII – XVI вв. Он выступает как частный случай культуры нового времени.

Второй этап становления культуры нового времени развертывается позже на территории трансальпийской Европы – прежде всего в Германии, Франции, других странах.

 

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры — против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одна из главных идей западного Ренессанса и Просвещения заключалась в том, что человек является совершенным, добрым и прекрасным по своей природе, которую искажают внешние, деградирующие и кризисные условия бытия.

Выход из кризиса здесь мыслится прежде всего как устранение всего того, что мешает развертыванию истинной и гармоничной природы человеческого Я.

Таким образом, речь идет о разрушении политических, идеологических, социальных и экономических институтов, которые препятствуют данной самореализации.

Возрождение - не только эпоха, давшая миру высочайшие образцы художественного гения, науки и философии, но и эпоха обширного социокультурного кризиса, связанного с разрушением старой средневековой идеологии и социума, и возникновения новых форм, образцов культурной деятельности, становления социального механизма капиталистического общества.

В этом смысле Ренессанс с большим основанием можно называть срединными веками, поскольку он включает в себя не только моменты, обусловленные разрушением старого и возникновением нового, но и период так называемого «безвременья».

 

Его индивидуальность носит качественно новый характер по сравнению с античностью, когда индивид мог существовать в качестве полноценно развитого культурного существа только в определенной социальной общности - городе-государстве, полисе. Вне своего родного полиса человек превращался в существо второго сорта.

Совершенно другая установка характерна для эпохи Возрождения - индивид оказывается самодостаточным в своей деятельности и не зависит от различного рода коллективных общностей, будь то город, род или сословие. В отличие от Средневековья, когда единственной творческой самодостаточной личностью являлся Бог, творящий мир «по своему слову», в возрожденческом сознании превалирует идея приравненности человека Богу.

 


27. Художественная культура итальянского Возрождения.

Зарождавшееся научное видение мира неразрывно связано с художественной культурой, которая дала миру величайших творцов эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и др.). Их не случайно называют титанами эпохи Ренессанса, так как их творчество носило чрезвычайно разнообразный и одновременно фундаментальный характер. Главное, что объединяет всех великих деятелей эпохи Возрождения — это то, что их творчество являлось результатом эксперимента, обобщением опыта.

Природа была для них тем великим источником знаний, из которого они черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве.

Это и изучение анатомического строения тела человека для создания титанических образов, которыми изобиловали произведения Микеланджело и пластические образы Леонардо, и изучение законов механики, которые приводили к познанию законов движения человеческого тела и к открытиям в технических сферах.

Наука и художественное творчество слились в едином пространстве, создаваемом мыслителями, учеными и творцами величайших произведений искусства, выступавших в этих качествах одновременно. Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисциплин, при помощи которых возможно разгадать объективную сущность красоты. В это время появляется труд Луки Пачоли, посвященный исследованию золотого сечения.
Идея эксперимента, поиска новизны распространялась практически на все художественное творчество, начиная с создания научных основ построения линейной (прямой) перспективы и заканчивая экспериментами в области технологии красок и принципов конструирования в архитектуре. Это позволило создать масштабные, возвышенные и титанические образы, которыми особо изобилует Итальянское Возрождение («Джоконда» Леонардо да Винчи, «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэль и др.).

Так искусство позволяло - хотя и в иллюзорном виде — решить в кратчайшие сроки задачу зримого воплощения возвышенных идеалов эпохи Возрождения, создавая новые, доселе невиданные, архитектурные сооружения и отражая в визуальных образах идеал нового человека — высокого духом и прекрасного телом.

Внимание к нравственно-индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило особые художественные решения в Северном Возрождении. Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьями и т.д. (Ван Эйк, П. Брейгель, Лукас Кранах и др.). Особым образом представлена природа. Она перестает быть условным фоном, на котором разворачиваются события, она становится частью интимного мира человека.


28. Ислам как мировая религия. Особенности арабо-исламской культуры.

Ислам — вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Общая численность мусульман на земном шаре составляет порядка 900 миллионов человек, из которых более двух третей живет в зарубежной Азии.

Мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира. В 35 из них мусульмане составляют большую часть населения.

Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха".

В этих словах кратко выражены два главных принципа ислама:

· существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог — Аллах;

· своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги — корана, его руками он основал общину верующих (умма).

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама.

Восклицание и прославление величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем непослушникам.

В Коране совсем незаметно следов тайной редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Арабо-мусульманская культура занимает важное место в мировой культуре.

В середине средневековья эта культура процветала от Индии до Испании. Ее величие ощ-ся в настоящее время во многих частях света.

Уникальность этой культуры определяется особенностями ислама. Это не просто мировая религия – это целостная культура. Арабо – мус-я культура создавалась многими народами. Распространение ислама сопровождалось резким к-ым подъемом в странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития устойчивого жанра в лит-ре.

 С конца VII в. главным образом на арабском языке писались труды по всемирной истории и отдельных народов. Историки – мус-не проявляли интерес не только к жизни и культуре мус-их стран, но и других народов. Развивается строительство мечетей с мозаикой. Прикладное искусство мус-го мира создало невообразимое богатство дек-х изделий. Наибольший расцвет арабо –мус-ой культуры пришлось на VIII – XI вв. Успешно развивается поэззия, давшая миру Омара Хайяма, составлены знаменитые сказки «1000 и 1 ночь». Влияние ислама обусловлено неразвитость в арабо-мусульманской культуре живописи и скульптуры. Арабские философы в своих выводах шли дальше, чем европейские, потому что они более активно использовали античное наследие.

Книжная культура Арабского Востока.

В мусульманской культуре утвердился очень высокий престиж книги. В арабской культуре очень много выпускалось рукописных книг. Были мастерские по переписке книг. В 8-11 вв. сильный расцвет получила наука . Во многом этому расцвету сп-ла деятельность переводчиков. В мус-ой культуре была принята одна из широких в истории человека попытка усвоения чужого научного и фил-го наследия . Арабы не переводили худ. лит-ру издавались книги по математике , где арабы знакомились с индийской системой исчисления .

Геогр. лит-ра была представлена таблицами с координатами стран, арабы дали описание стран , с хар-ой природн. условий, традиций.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусов - живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства, Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами.

Иными словами, эквивалентами пластических искусств в араба-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись.

Другим типичным примером араба-мусудьманской культуры является арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма.

Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.

Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, независимо от социальных последствий такого поведения.

Характерные черты и символы арабо-исламской к-ры: Мечети, минареты, крытые рынки и караван-Сараи, дворцы. Обилие декор-х украшений, резьба по дереву и камню, слон. Кости. Богатейший орнамент – музыка для глаз- узор типа арабески. Керамич-е изд-ячеканка, худож-е стекло.
29. Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.

Протестантизм возник в результате Реформации – движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов.

Это движение требовало приоритета священного писания над церковным преданием.

Появляются новые реформаторские группы, среди которых – «чашники». Их базой было крестьянство и городская беднота, они требовали безусловного следования Священному писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовали себя «таборитами» - по названию города Табор.

Табориты отвергли догматы о пресуществлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, требовали веротерпимости. Жёсткий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с Римским папой, вызвали неудовольствие государей и нарождающейся буржуазии, что привело к протесту со стороны антиклерикальных сил.

 Именно Ренессанс, в конечном счете, способствовал последовавшей после реформации, в результате которой возник протестантизм.

Термин протестантизм стал употребляться для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с реформацией и Возрождением. Культура Нидерландов и Германии, как вся культуры Северного Возрождения, носит самобытный характер.

 

Северное возрождение

Говоря о Северном Возрождении, следует сказать, что его культуре свойственны идеи лютеранства. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало в себя весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.

Среди видов художественной деятельности лидировала, как и в Итальянском Возрождении, - живопись.

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге и Галле. Они сливаются с традициями готики.

Памятниками искусства этого периода стали собор в Кёльне, собор в Ульме, а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. Интересна и музыка северного Возрождения.

К 16 веку существовал богатый фольклор, в первую очередь – вокальный. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!