Само же явление на мировую арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и мифов.



Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личной инициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам- с другой. « Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу».

Римская цивилизация сформировалась на 500 лет позже греческой, во многом использовав достижения последней.

«И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело». Но в то же время между этими двумя цивилизациями существует много различий.

Римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великую империю, и завоевали полмира, весь строй римской жизни определялся политической мощью.

Римская культура предельно прагматична, во всех сферах жизни римляне более всего ценили практицизм.

Это была политическая цивилизация, в которой достигла расцвета наука о праве, или юриспруденция.

Из всех искусств римляне ценили более всего искусство риторики, а также архитектуру в силу ее функциональной значимости.

 К остальным видам искусства римляне, занятые укреплением государства и завоеванием новых территорий, относились презрительно.

Личные таланты не культивировались: мы знаем великих правителей Рима – Цезаря, Нерона, Августа, но Римская империя не дала миру ни одного скульптора, поэта или художника, равного по значимости гениям Эллады.

Однако, несмотря на такое принципиальное различие культурных парадигм, Рим стремился вобрать в себя все достижения Греции, плагиат (слепое подражание) не считался пороком в римском обществе. Благодаря плагиату многие великие произведения греков дошли до нас только в римских копиях, да и возрождение античности в период Ренессанса (XIV-XVI вв) подразумевает прежде всего возрождение римской культуры.

Поскольку сила римского государства выразилась в мощности и масштабном строительстве, ведущую роль в римском искусстве сыграла архитектура. Римляне заложили основы нового зодчества, в котором основную роль играли общественные сооружения, рассчитанные на огромное количество людей. Их архитектура не имеет себе равной во всем древнем мире по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружения, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне переняли и усовершенствовали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы, создали новые архитектурные сооружения например, триумфальную арку, через которую проходили одержавшие очередную воинскую победу римские легионы. Однако гуманизм и гармония, составлявшие основу греческого искусства сменились стремлением возвеличить власть императоров и военную мощь государства. Поэтому грандиозные дворцы с лифтами, изобилующими внешними эффектами, соседствовали с нищими кварталами городских трущеб.

Лучшим наследием римской скульптуры стал портрет. Как самостоятельный жанр римского искусства он сформировался в 1 в. до н.э. Римляне, в отличие от греков, реалистически изображали конкретных людей, подмечая индивидуальные черты.

Поэтому римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Римляне подражали греческому театру, но не сумели подняться до уровня высокой трагедии и не создали произведений, равных «Антигоне» Софокла или «Медее» Еврипида. Больших успехов добились римские драматурги в жанре комедии (Плавт). Это связано с иной мировоззренческой направленностью римской культуры.

Феномен римской зрелищности – гладиаторские бои, насыщенные кровавой жестокостью. Римлян воспитывал не театр, а военные сражения, поэтому красочные натуральные убийства привлекали гораздо больше народу, чем театральные представления. В целом необходимо отметить, что римляне, внешне копируя греческую культуру, по сути приняли только рационализм, лишив его эстетической опоры, и заставив служить политической системе. Мистические откровения окончательно сменились суевериями, отношения с богами строились на базе жертвоприношений и откупов. В эпоху Империи (I-V вв н.э.) Рим погряз в политических распрях, предательствах и разврате, поэтому именно здесь бесправные рабы, доведенные до отчаяния, создали новую религию: в испорченный бездуховный Рим пришел Христос.

Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством.

Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.

Христианство возникло как одна из сект иудаизма, потому что евреи были одним из самых угнетенных народов римской империи, и стало ведущей религией Запада. Христос принес свободу, в своих проповедях он преодолел жестокий практицизм римской языческой культуры. Любой бесправный раб мог ощутить свою духовную силу и превосходство над унижавшими его язычниками, уверовав в христианское учение, ибо в христианстве все равны перед Богом. И в результате долгой борьбы официальный Рим признал новую религию, тогда как давшие ей жизнь евреи отказались от нее. Это случилось потому, что античность с ее антропоцентризмом, с возросшей ролью индивидуального сознания уже подготовила почву для появления качественно новой монотеистической религии, которая принцип справедливого воздаяния (око за око, зуб за зуб), заменила принципом покаяния, терпения и прощения (возлюби врагов своих).

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы. Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.

И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства- религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.


21. Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое ужев IV в. становится государственной религией в Риме.

В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и БогДух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу.

Кроме этого основой христианства являются десять заповедей, которые спасают человека от его грехов. Любовь к ближнему, смирение, сострадание — вот что может помочь человеку найти Бога. Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и не одинаковым в различных странах. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависела от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

В 1054 г. произошел раскол между Восточной (Православной) и Западной (Католической) церковью, который был связан как с духовными, так и с политическими коллизиями (желание папства контролировать Восточную церковь). Ко времени раннего средневековья относится возникновение ересей (от гр. особое вероучение). Так, сторонники еретического учения, несторианства, отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение — монофизитство, напротив, видело во Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция, которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1].

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.


22. Библия как явление мировой культуры: ее роль в формировании европейской культуры.

Христианство возникло в 1 веке н.э. у иудеев( в Палестине), которая была провинцией Рима.

Основатель – Иисус Христос, историчность которого наукой не установлена.

Главная причина – ухудшение положения большинства населения иудеи в связи с развитием классовых отношений и национальным гнётом.

Истоки: теорет.(восточные религии); философские учения античных мыслителей.

Однако, главный теорет. Исток – иудаизм ( религия сложившаяся в 1-2 веке до н.э.)

Главная идея иудаизма – идея прихода Миссии, т.е. посланника божьего, который спасёт мир от грабежа, воровства и тд.)


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!