Биосферная концепция культуры (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, др.).



Родоначальниками биосферных концепций культуры стали русские ученые К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский, которые соединили в своих воззрениях научные достижения и интуитивные прозрения.

Циолковский

· разработал концепцию множественности цивилизаций, подобных нашей, находящихся на разных уровнях развития и выдвинул гипотезу о посещении земли инопланетянами.

· Поэтому Космос в его представлении - разумен и человечество должно жить по его законам.

· человек - не самостоятельное существо, а лишь голос космоса, который предопределяет его жизнь.

· Любое явление на Земле - не случайно, именно разумный космос руководит всем, в том числе и проявлениями гениальности или бездарности.

Он в частности и определяет границы жизни гениев и в тот момент, когда они готовы исчерпать себя или могут начать приносить вред, космос удаляет их из физической жизни. Поэтому задача человека - не роптать на Космос, который в обиходе мы называем судьбой, а стойко воспринимать то, что она посылает, стараться как можно вернее исполнить свою жизненную задачу.

К.Э.Циолковский рассматривал жизнь человека как взаимосвязь со всем живым и неживым в Космосе. Его влекла идея контактов жителей Земли с представителями других миров, основанных на особых моральных принципах, коллективной ответственности.Космическая этика К.Э.Циолковского - нравственная основа контактов землян с внеземными цивилизациями. Циолковский провозгласил начало новой космической эры, которая позволит преодолеть социальные противоречия мирового сообщества.

Вернадский

· разработал учение о ноосфере, выдвинув предположение, что Землю окружает мощный и плотной слой человеческого разума - ноосфера /ноо - разум, мысль/.

Чем образованнее и совершеннее становится человечество, тем совершеннее становится и ноосфера, которая в свою очередь воздействует на людей.

· Поэтому мысль - живая действующая сила, которой следует управлять и которую необходимо контролировать.

В этой связи перед человечеством стоит задача воспитания собственного мышления, контроля за своими эмоциями, перехода к нравственному образу жизни, который и есть основа всех правильных действий и мыслей.

Вернадский подчеркивал, что этот итог - следствие нарушения связи человечества с биосферой Земли.

· Для Вернадского биосфера - планетарное явление космического характера.

· Мощь человечества - в деятельности его разума, мозга, в труде.

Великий ученый считал возможным примирить культуру и цивилизацию созданием цивилизации культурного человечества - новой геологической силы, создавшейся в биосфере.

Чижевский

· доказал, что все события наземле связаны с активностью солнца.

Повышенная активность приводит к увеличению агрессивности на земле, увеличению войн, общему ухудшению здоровья человечества и, как следствие этого, повышению числа смертей

 Поэтому рождаемость и смертность можно предвидеть, изучая солнечную активность, и, предвидя, принять необходимые меры для профилактики и помощи не совсем здоровым людям.

Концепция А.Л.Чижевского устанавливает особую направленность мировой истории, зависимость социокультурных процессов, происходящих на Земле, от солнечной активности.

Так же, как и работы К. Э. Циолковского, труды А. Л. Чижевского имели не только научно-практический характер, прямой выход на медицину и здравоохранение, но оказались неразрывным образом связаны с культурологическим знанием. Анализ старинных летописей и хроник привел Чижевского к мысли, что военные, социальные, политические катаклизмы на Земле опосредованы периодическими изменениями в деятельности Солнца. Он мечтал, что в будущем ученые смогут использовать подъем энергии масс и направить его не в разрушительное, а в созидательное русло.


10. Информационно-семиотическая концепция культуры (А. Моль, Э. Кассирер, Ю.Лотман)

культура – накопленная обществом информация, заключенная в деятельности людей и опредмеченная в результатах этой деятельности, система смыслов, созданных людьми.

Понятие информации многозначно:

1) сообщение о чем-либо, передаваемое людьми;

2) снижение неопределенности в результате получения каких-либо данных;

3) сигналы в их значении, практическом использовании.

кусство, наука и т. д.)

А.Моль

Он трактует культуру как «интеллектуальное оснащение», которым в тот или иной момент располагает отдельный человек или общество; он именует ее также «памятью мира» и «памятью общества».

Рассматривая культуру как совокупность знаний, А. Моль выделяет в ней три уровня (три доступных наблюдению типа «культурных таблиц»):

1) «Сводная таблица» знаний мира, или «память мира», то есть вся сумма знаний, которой располагает человечество;

2) «Социокультурная таблица», являющаяся производной от первой, содержит в себе информацию, распространяемую в обществе и внедряемую в сознание его членов;

3) «Культурная таблица» индивида – это знания, спроецированные на знания, имеющиеся в сознании индивида и подвергнутые здесь обработке: их оценка, выбор нужного, отвечающего его интересам сообщения.

Повел исследование, которое преследовало главную цель – создание оптимальных условий передачи информации.

Важным моментом исследования процесса функционирования культуры в его концепции является установление критерия сохранения в сознании публики полученного сообщения. Для этого он выявляет факторы, влияющие на процесс сохранения в памяти индивида информации:

· значимость для индивида конкретной информации;

· расстояние от места, где произошло событие, до получателя сообщения (человек по-разному реагирует на событие, произошедшее в его стране или в отдаленной регионе мира);

· уровень абстрактности или конкретности информации;

· степень ее сложности или понятности;

· тип канала, по которому передается информация;

· предполагаемый интерес группы, на которую ориентировано сообщение и т.д.

Поскольку лучше запоминается то, что убеждает, постольку фактору убедительности должно уделяться особое внимание. Хотя, А. Моль особо отмечает, что убеждения основываются не только на логических доводах, но и на эмоциях, и в зависимости от категории публики может применяться как то, так и другое.

Особо необходимо отметить, что в семиотическом и информационном аспектах культура рассматривается преимущественно как информационно-техническая основа общества. При этом в стороне остается ее гуманитарное начало. Культура как результат деятельности человека, как реализация его потребностей не может стать предметом изучения такого рода онтологического взгляда. Понять сущность культуры, исходя из природы человека, пытается каждая по-своему, как психоаналитическая теория, так и «философия жизни» (рассмотренные выше).

Кассирер

· Истоки культуры Кассирер ищет в возможности человека создавать некий искусственный мир.

Реальность при этом обозначается определенными символами.

· Специфика человеческой жизни – человек живет в созданной им самим символической системе.

По мере возрастания символической активности физическая реальность становится для человека второстепенной (сравнение: европейский ученый, африканский дикарь).

Цивилизованный человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. На основе этого Кассирер предложил называть человека «символическим животным», а не «мыслящим животным», как это уже стало традиционным.

Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. По мнению Кассирера, вся человеческая деятельность носит символический характер. Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов.

Лотман

Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

Семиосфера - новое понятие в теории культуры, разработанное Ю.М. Лотманом. По его мнению, никакие однозначные системы не могут существовать сами по себе, они вычленяются из некой живой среды, «семиотического континуума, заполненного разнотипными и находящимися на разном уровне организации семиотическими образованиями». По сути своей он равен культуре, т.к. является необходимой предпосылкой языковой коммуникации.

Семиотическая концепция культуры Ю.М. Лотмана представляет единство следующих её аспектов:

1) понимание культуры как структуры;

2) тождественность понятия «культура» понятиям «семиосфера» и «модель культуры»;

3) понятие «монада» как основа структурно-семиотической типологии культуры;

4) рассмотрение семиотической типологии культуры в качестве фундамента диалога культур.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!