Согласно Фрезеру, существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука.



Культурология как наука, ее предмет и методы исследования.

Слово культура(лат.) возникло в древнем Риме, использовалось применительно к земледелию и означало выращивание, возделывание, обработка земли.

· в 1 в. Н.р. это слово стали понимать как воспитанность, образованность, эрудированность.

· В средние века (5-16 в.) со становлением христианства слово культура стали понимать как преодоление греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом .

· Новое время (17-18 в.) культуру понимают как ту сферу действительности, которая от начала до конца создана человеком. В 18 в. (эпоха просвещения) слово культура становится научной категорией. Кроме того просветительская концепция культуры включала в себя и понимание ее как средства воспитания существа, способного жить в обществе. В то же время под культурой понимали и путь, пройденный человечеством с момента его возникновения.

· В 19 в. Культура изучается уже не только философами, но и этнографами, антропологами, социологами, археологами. В 19 в. было дано первое научное определение культуры ученым-этнографом Э. Тайлором.

· Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит

· осмысление культуры как целостного явления,

· определение наиболее общих законов её функционирования

· анализ феномена культуры как системы.

Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального.

 Также используются такие методы, как:

· Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

· Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

· Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

· Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

· Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

· Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

· Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

· Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.


2. Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.

· в 1 в. Н.р. это слово стали понимать как воспитанность, образованность, эрудированность.

· В средние века (5-16 в.) со становлением христианства слово культура стали понимать как преодоление греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом .

· Новое время (17-18 в.) культуру понимают как ту сферу действительности, которая от начала до конца создана человеком. В 18 в. (эпоха просвещения) слово культура становится научной категорией. Кроме того просветительская концепция культуры включала в себя и понимание ее как средства воспитания существа, способного жить в обществе. В то же время под культурой понимали и путь, пройденный человечеством с момента его возникновения.

· В 19 в. Культура изучается уже не только философами, но и этнографами, антропологами, социологами, археологами. В 19 в. было дано первое научное определение культуры ученым-этнографом Э. Тайлором.

 

В 19 веке дано первое определение «культура» Тайлором.

1)с точки зрения антропологического подхода, культура-есть выражение человеческой природы и присуща человеку, как особому роду

2)с точки зрения деятельностного подхода, культура есть способ человеческой деятельности, обеспечивающий сохранение и воспроизводство цивилизации.

3)Технологический подход, культура-определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

4)с точки зрения аксеологического подхода, культура – есть совокупность всех ценностей выработанных человеком за время существования цивилизации.

5)информационный подход, культура-есть внегенетическая информация, объективированная в коллективной памяти, артефактах и ценностях. Рабочее определение: Культура-есть творческая деятельность людей по созданию социальных ценностей, совокупность материальных и духовных ценностей как продуктов этой деятельности, а также система инструментов и средств распространения ценностей в обществе.

 

Структура культурологии в зависимости от подхода в изучении:

1)в зависимости от видов деятельности культуру разделяют на материальную и духовную. Первая показывает степень овладения человека природой. Духовная культура-это комплекс идей и ценностей, направляющих и координирующих поведение людей.

Духовная культура включает в себя: этническую культуру;нравственную; религиозную; познавательную; эстетическую.

2)в зависимости от субъектов деятельности культура бывает мировая (общество в целом - есть субъект), этническая (здесь субъектом может являться, например ,социальная общность, элитарная или массовая, где субъект-это группа людей, а когда субъект индивид, то это индивидуальная или личностная культура, обладающая своими уровнями: -витальный(культура развивается у индивида на удовлетворение жизненных потребностей) -креативный-творческий человек овладевает культурными ценностями, чтобы самому внести вклад в развитие культуры -уровень полной культуры-человек достигает этого уровня, когда он руководствуется в своих поступках и деятельности принципом человеколюбия.

Функции культуры:

1)преобразующая(фундаментальная потребность человека) 2)защитная-необходимость поддерживания определенного, сбалансированного отношения человека с окружающей средой 3)коммуникативная-процесс обмена информации между людьми. Основными такими каналами являются-зрительный, речевой, осязательный

4)познавательная-продукт культуры является целостная картина познания и освоения мира человеком

5)трансляционная –функция передачи социального опыт, где культура осуществляет социальную преемственность, передавая от поколения к поколению накопленный опыт и знания.

6)регулятивная-культура выступает, как система норм и правил, запретов, требований общества

7)аксиологическая-культура ориентирует человека в системе идей и ценностей

8)гуманистическая-культура формирует определенный тип личности в соответствии с идеалами и требованиями общества.


3. Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы.


«Функция определяет структуру» — так звучит закон функциональной системы Анохина.

Функции культуры:
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
В совместной трудовой деятельности у человека появляется необходимость и желание сказать что-то друг другу, из чего за тем формируется надбиологическая, чисто человеческая потреб ность — в общении. Этот феномен культуры, который может рас сматриваться как одну из форм человеческой деятельности, яв ляется важным фактором преобразования человека. В общении формируется ряд истинно человеческих качеств личности — его сознание, умение понимать другого, сопереживать и сочувствовать другому, по-человечески смотреть на мир.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Выявляя место мифологии в познавательной сфере культуры, необходимо остановиться на ее особенностях. Одной из таких особенностей является то, что мифологическое сознание не проводит различий между прошлым и настоящим временем. Если в современной культуре отмечаемая историческая дата имеет смысл напоминания о прошедшем событии и не может мыслить ся как процесс его повторения, то миф о сакральном (священном) событии, якобы имевшем место в прошлом, рассказанный или ра зыгранный как ритуальное действо, в архаическом обществе вос принимался участниками как его воспроизведение.
НОРМАТИВНАЯ
Как уже отмечалось, без культуры первобытный коллектив не только не смог бы развиваться, но и выжить. В целях обеспечения своего существо вания ему потребовался социальный институт, выполняющий нормативную функцию. Даже первичные простейшие нормы (это были в основном запреты — табу) пред писывали первобытному человеку сочетать свои действия с инте ресами рода, племени. Основу этих норм составляли преимущественно витальные ценности, ориентированные на биологическое выживание первобытного рода.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА
Сфера социализации', как и нормативная сфера, оказывается наиболее непосредственно связанной с основ ной ролью культуры — со стабилизацией общества, так как объединение индивидов в социальную общность составляет основу устойчивости последней. Таким образом, социализацию можно рассматривать как одну из фундаментальных скреп общества. Приобщение индивида к социуму происходит в процессе освоения им ценностей культуры
4. Общее и особенное в развитии культуры: культурная самоидентичность и культурные универсалии.

Развитие культуры - органическая составная часть истории общества.
На развитие культуры в современных условиях оказывает свое
воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво.

 

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬосознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире. К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.

Культурные универсалии:
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам.
Культурные универсалии связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранение жизни, продолжение рода, здоровое потомство.

Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой.

Пример:

  • совместный труд
  • спорт
  • образование
  • наличие ритуалов
  • системы родства
  • правила взаимодействия полов
  • язык

 


      5.Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире.

В современном мире взаимодействие культур приобретает все возрастающее значение.

Актуальной становится проблема диалога культур.

Если раньше коммуникационное поле было средством диалога традиционных, относительно локальных, стационарных культур, то в результате научно-технической революции оно стало самостоятельной силой, сильно влияющей на характер межкультурного диалога. Разность культур обеспечивает диалог.

 

· Диалог имеет смысл, если в него вступают культуры, отличные друг от друга.

· Сейчас в коммуникационном пространстве в результате внедрения новых информационных и компьютерных технологий начинают господствовать интегративные языковые тенденции, общие стереотипы, общие оценки.

 

· Мир начинает говорить на языке тех стран, которые господствуют в нем. Это общение ради общения, без насыщения смыслами, без взаимообогащения.

Диалог Запада и Востока.

Сначала возникло представление о том, что Европа (Запад) - лидер среди других культур. Созданная на Западе культура должна быть образцом для всего мира.

В 60-ые годы XX столетия усилил свое влияние востокоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой именно Восток, а не Запад является центром мировой культуры и цивилизации. Постановка вопроса о наиболее значимой культуре в принципе неправомерна.
За антитезой «Запад – Восток» стоит не география, а разные исторические судьбы народов, разные социо-культурные особенности каждой из общественных систем.

· На Западе человек, исповедующий иудаизм или христианство, боится, что душа не бессмертна, но хочет, чтобы она была бессмертной.
«Хинду – буддист», напротив, опасается, что душа бессмертна, и хочет, чтобы она не была бессмертной.

· Человек Запада постоянно стремится все более утвердить себя, умножить свои знания.
Человек Востока надеется потерять себя, забыть о своих знаниях, уйти в небытие, раствориться во Вселенной.

 

· Западный человек хочет контролировать свое окружение, среду, т.е., внешнее по отношению к нему; его духовные потенции нашли воплощение в науке.

 

· Восточный человек предпочитает контролировать самого себя; его духовный потенциал реализовывается в религии.

Можно выделить некоторые социокультурные характеристики Запада и Востока, опираясь на четыре критерия.
1). Характер связи «человек – общество».
На Западе
ярко выражен антропоцентризм. На первом плане – индивидуальность, автономность личности. Общество носит открытый характер.
На Востоке приоритет отдается обществу, коллективу. Автономность личности – слабо выражена, государство выступает как всевластный институт, а общество отличается закрытостью от внешнего мира.
2). Социально-психологические установки.
На Западе культивируется активное отношение к существующему, неудовлетворенность настоящим, уже достигнутым, неустанный поиск нового. Поддерживается уверенность в том, что новое всегда лучше старого.
На Востоке доминирует созерцательное отношение к миру. Восточный человек предпочитает довольствоваться тем, что есть. Больше всего ценится уравновешенность и гармония. Господствует представление, что новое и старое должны уравновешивать друг друга.
3). Черты духовности как ценностного содержания сознания.
На Западе торжествует рациональность, стремление к познанию мира. Вырабатывается формула: «Я мыслю, следовательно, существую». Преобладает вера в науку, технику, в возможность и необходимость переустройства мира. Отношение к природе строится на основе утилитаризма.
На Востоке сохраняется вера в духовно-нравственные ценности, стремление к чувственно-эмоциональному переживанию мира. Акцент делается на гуманистическом измерении научно-технического прогресса. В традициях культуры доминирует принцип внутреннего единения человека с природой.по своей природе, которую искажают внешние, деградирующие и кризисные условия


6. Эволюционная теория культуры (Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Г. Спенсер, др.).


Эдуард Барнетт Тайлор — английский этнограф, исследователь первобытной культуры, вместе со Спенсером явился основоположником эволюционистского направления в истории культуры и этнологии.

Особенностью тайлоровского подхода было:

· выделение культуры как основного субъекта эволюции,

· рассмотрение им развития не только материальных основ, но и духовной сферы жизни людей— видов искусства, верований, культов, традиций.

Тайлор — создатель анимистической теории происхождения религии, в соответствии с которой источник религии заложен в психической деятельности человека.

Заслугой Э. Тайлора явилась также разработка метода типологического сравнения культуры, что легло в основу сравнительно-исторического метода, и такого способа проникновения в прошлое, как исследование пережитков.

 

Отличительной особенностью исследований Дж.Фрезера является стремление понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур.

· Каждому явлению он хотел найти место в иерархии элементов культуры.

Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов.

· Он же был одним из создателей исторического подхода к Священному писанию, т.е. к рассмотрению его в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества.

Автор оригинальной концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества.

Согласно Фрезеру, существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука.

· На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии, вызывать дождь и т. д.

· По каким-то причинам человек разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности уже богам, духам. К ним он стал обращаться с просьбами, молитвами.

· На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни божества, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы.

 

В стадиях умственного развития Дж.Фрезера представляет интерес сходство способов воздействия первого и третьего этапов (магия и наука) на окружающий мир.

 

Г.Спенсер.

Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма.

Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.

· Главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества.

· Г.Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, необразуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы".

· Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал.

· Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы".


Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов.

· Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система.

· Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому.

· Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

 

Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:

· дифференциация

· интеграция.

Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность.


7. Психологические концепции культуры (З. Фрейд, К. Юнг, др.).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 843; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!