Культурологическая концепция Н. Данилевского.
· Данилевский придерживался «органической теории», суть которой заключается в перенесении законов развития природы на социальную действительность.
· понимание существования цивилизации как периодов рождения, расцвета и упадка.
· По мнению Данилевского, единой истории человечества не существует, каждая культура (цивилизация) носит обособленный характер.
· Главная идея культурологической концепции Данилевского — эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.
Он выделяет несколько культурно-исторических типов:
1. египетский;
2. китайский;
3. ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский;
4. индийский;
5. иранский;
6. еврейский;
7. греческий;
8. римский;
9. новосимитский или аравийский;
10. германо-романский или европейский.
· К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки — мексиканский и перуанский.
Перечисленные цивилизации выступают у исследователя как субъекты истории, способные ее творить.
Причем Н.Я. Данилевский выделяет как созидающие, так и разрушающие цивилизации.
Но вместе с тем он выделяет и культуры, которые силу своего развития оказались только этнографическим материалом (таковы по его мнению например финны).
· Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам:
|
|
1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка;
2) политическая независимость;
3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт;
4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип;
5) процесс развития культурно-исторических типов подобен растениям период роста которых бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток.
Рассматривая различные культурно-исторические типы, Данилевский градирует их по наличию и количеству определенных направленностей.
Так, например,еврейская, греческая и римская являются односновными культурами ( еврейская — религиозная сфера, греческая — в художественная сфера, римская — политическая сфера).
Германо-романская является двухосновной культурой, имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер.
Египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации, по мнению ученого, вообще полностью не реализовали себя ни в одной из областей культуры.
Своим современникам Данилевский говорил о появлении новой — четырех основной культурыкоторая способна реализовать себя в религиозной, культурной, политической сферах, а также в общественном устройстве. Данилевский верил, что такой культурой станет славянский культурно-исторический тип.
|
|
12. Культурологическая концепция О. Шпенглера.
Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской.
Им соответствуют три “души”:
· -аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело;
· фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм;
· магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.
Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.
Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины.
Сконцентрировав своё внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить своеобразие европейской души, образом которой может (как считает сам автор) являться душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.
· По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души.
|
|
Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур.
· Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им со всей возможной выразительностью.
“Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”. Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук.
Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души.
Однако протекание культуры не есть плавный, спокойный процесс. Это живое бытие есть напряженная страстная борьба: внешняя – за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя – за утверждение ее власти над бессознательным, куда этот хаос, злобствуя, укрывается.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!