Теория социокультурной динамики П. Сорокина.



Теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе.

Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что "основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения".
Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех своих элементах (системах "низкого уровня"). Это касается искусства, религии, политики, права, морали, причем, в каждом отдельном феномене культуры присутствует "ядро" и "периферия".

Доминирующие черты каждого отдельного феномена представляют собой основополагающий принцип, ценность данного типа культуры.

Так, для европейского средневековья главная истина, ценность - Бог.

Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе (как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа.

16. Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифология в культуре Древнего Востока.

Миф — зародыш всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени — рядом с другими ее формами. Слово «миф» буквально означает сказание, предание.

Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким - либо народом (или разными народами).

 

Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении.

Древние мифы рисуют образы духов, управляющих различными явлениями и процессами. Наиболее могущественные, духи со временем становятся богами, которым люди поклоняются. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями.

Миф изображает человека в неразрывной связи с окружающей природой. Чаще всего люди оказываются потомками первой человеческой пары — мужчины и женщины, сотворенных богами из глины, земли, камня или песка. Разница между людьми и богами относительна. Люди, поднабравшись силы и мудрости от богов, тоже могут вершить необычайные дела.

Мифология в системе культуры древнего Востока
К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

- Египетская мифология
- Индийская мифология
- Китайская мифология
- Мифология Мессопатамии и Междуречья
- Индуистская мифология
- Индоевропейская мифология

 

Рассмотрим несколько из них.
1. Египетская мифология
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.)

2. Китайская мифология
Китайская мифология – это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и буддийской мифологии.
Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи – в сановников, чиновников и т.д.

3. Индийская мифология
Индийская мифология, прежде всего, совокупность мифологических систем (мифов и участвующих в них персонажей), существовавших в древней Индии. Самые ранние свидетельства религиозно-мифологических представлений относятся, видимо, к мезолиту.
Специфический выбор элементов из общего фонда предопределил актуализацию одних и забвение других мифологических сюжетов и даже персонажей, образование между ними новых связей.
Индийская мифология – это совокупность ведийской, индуистской и буддистской мифических систем.

17. Буддизм как мировая религия. Особенности буддийского типа культуры.

· Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии.

· Основателем этой религии является принц Гаутама.

· Главной причиной возникновения является ухудшение жизни большинства народа.

· Гаутама считал, что и богатые люди тоже страдают; присутствие в этом мире - страдание.

· Истоки буддизма - брахманизм и индуизм.

· Литературные памятники индо-буддийской культуры - Веды и Упанишады (800 лет до н.э.).

· Главные идеи буддизма изложены в "4 истинах" и "восьмеричном пути". Бытие как страдание, к страданиям ведут желания.

· Путь избавления от страданий - отречение от желаний.

Четыре истины:

1. Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).

2. Вторая - причиной страдания является жажда жизни и стремление к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.

3. Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.

4. Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмеричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни).

Человек трактуется как агрегат психических состояний, переходит из одного состояния в другое. Боги не играют большую роль в жизни человека, человека спасает познание истины. Основы морали изложены в "восьмеричном пути". Цель совершенствования человеческой души - достижение нирваны, путь через аскетизм.

· Достигший нирваны человек становится буддой.


18. Античность как тип культуры.

В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской.

Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности (3-2 тысячиление до н.э. - конец 5 века).

Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами памятников древнегреческой и римской культур.

Античностью принято называть совершенно различные эпохи, нации и страны (3 тыс. до н.э. - 4 в. н. э.), которые мы объединяем по одному единственному признаку - гармонии, величию и красоте, которые исходят от творений того времени.

Античность всегда воспринималась как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров.

 

Характерные особенности античной культуры.

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего – то определенного. Она – характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Как основная черта бытия понималась греками и гармония – единство многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.).

2. Архаический (VIII – VI вв. до н.э.).

3. Классический (V – IV вв. до н.э.).  

4. Эллинистический ( конец IV – I вв. до н.э.).

Центром античной культуры периода классики стали Афины. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр.

Покорение римлянами Греции в I веке до н.э. произвело колоссальный переворот в их жизни. Непреклонный и гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима сумело не только переработать лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

· искусство этрусков (VII – IV вв. до н.э.),

· искусство Римской республики (IV – I вв. до н.э.),

· искусство Римской империи (I – IV вв. н. э.).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!