Научная революция в Европе XVII – XVIII веков и ее роль в развитии культуры.



В 17 веке развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках.

Теперь в естествознании ведущее место заняла механика, которая, опираясь на материальные разработки, добилась крупнейших успехов.

Ф. Бекон провозгласил, что знание является силой, его источником – опыт, а не божественное откровение, мерилом ценности является приносимая практическая польза. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бекон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт).

Всё это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев», как иногда называют XVII век.

Научная революция повлекла за собой огромные социокультурные изменения. Одним из главных итогов научной революции было создание нового образа Вселенной.

Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла своё подлинное место.

Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами. Между тем, в 18 веке научный прогресс продолжал восходящую линию развития. Теперь, наряду с дальнейшей разработкой крайне популярных в 17 веке математических и механических, развиваются новые отрасли физики – учения о теплоте, электричестве, магнетизме.

Широко разворачиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки – анатомия, физиология, эмбриология. Успехи К. Линнея в классификации нового фактического материала, накопленного ботаникой и зоологией, развитием палеонтологии с неизбежностью ставили вопрос об эволюции органического мира.

Кроме того, появляется множество научных и учебных заведений, что говорит о ещё более глубоком культурном прогрессе. Выпускаются научные труды журналы, идёт активный обмен результатами исследований. Такова была научная революция.


32. Западноевропейская культура XVII – XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.

Буржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовную атмосферу в европейском обществе.

 В 17 веке в Западной Европе всё большую независимость от религии обретает общественная мысль.

 Становятся ощутимы проявления светской культуры, формируется и классическая буржуазная мораль, тесно связанная с протестантской этикой. Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся научной революцией.

17 век – эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. В художественной культуре того времени, в искусстве, формируются национальные школы – французская, итальянская, испанская и другие.

Почти одновременно складываются художественные стили барокко и классицизма, а также тенденции реалистического искусства. Появление барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса (Возрождение перестаёт быть только феноменом итальянской культуры), а также феномен барокко был бы невозможен без интеллектуальной революции 17 века.

Барокко – это стиль, отмеченный вычурным, усложнённым художественно-образным мышлением. Барокко присуща потребность в утрировании. Формы барокко были и остаются «формами искусства».

Литературу барокко отмечает пристрастие к гиперболам, сложному метафоризму и аллегории.

В живописи же ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма.

Основными признаками данного стиля в архитектуре были подчёркнутая монументальность, представительность, преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений.

Использованиестилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых – оперы и балета.

Культурно-эстетические концепции барокко не отвергали великих идей Ренессанса, они были наполнены «трагическим гуманизмом».

Однако, западноевропейская культура 17-18 веков не ограничивается возникновением и развитием стиля барокко.

Другим её стилем был классицизм, одной из характерных черт которого было установление строгих правил творчества. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью; они были разумно организованы, логически построены и лишены индивидуальных черт. Классицизм 17 века был связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период сформировалась нормативная эстетика.

Для архитектуры классицизма этого века были типичны четкость, геометрическая правильность объёмов.

В живописи ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объёмное построение.

В литературе и драматургии господствовало правило трёх единств: времени, места и действия.

Классицизм же 18 века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. Это наложило отпечаток на развитие классицизма и в какой-то мере преобразовало его.

В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестаёт быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко и сентиментализмом, а также народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестких нормативов.

Вообще, 18 век вошёл в историю как эпоха просвещения, где использовались стилевые и жанровые особенности искусства, как старых форм (барокко), так и новых – классицизм.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!