Научно-техническая революция XX века и ее социокультурные последствия.



Важнейшей характеристикой XX века является Науно-техническая революция.

НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки и техники в ведущий фактор его развития.

Главной целью общественного развития становится техника, а человек постепенно превращается в орудие экономической деятельности. Поэтому наряду с положительными последствиями НТР возникают отрицательные.

В это время формируется новый тип личности. Главным предназначением человека становится преобразующая деятельность. Наука и техника воспринимаются как необходимое условие процветания и прогресса человечества. Культура становится лишь посредником между культурой и человеком.

Материальная культура выходит из-под контроля человека и превращается в стихию.

связаны глобальные проблемы человечества: проблема Третьей мировой войны, экологическая, демографическая и др.

В XX веке возникает кризис культуры. Он проявляется:

· В нарушении механизма адаптации человека к изменениям окружающего мира и как следствие его отчуждение от культуры.

· В кризисе экологической системы

· В превращении науки и техники в средство поддержания господства властных структур

· Возникновение технократического сознания, которые вступает в противоречия с идеалами

· Происходит дегуманизация культуры (человек отторгается как субъект и объект культуры)

Как осмысление этих явлений как общественной мысли в XX веке возникли 2 противоречивые идеи:

· СЦИЕНТИЗМ – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Во время научно-технической революции в связи достижениями науки проявились отрицательные чертысциентизма: он не учитывал сложную системную организацию общественной жизни, где наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные

· АНТИСЦИЕНТИЗМ настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.

Кризис культуры был предсказан Шпенглером.

1968 – Создание Римского клуба Печеней (пессимисты)

Еще одной характеристикой культуры XX века является большой поток информации. Это привело у идеи информатизации общества, которая была высказана Масудой в 1945 году. Он считал, что информационное знание становится главнй ценностью, поэтосц культура XXI века станет информационной.

НТР оказала большое влияние на сферу искусства. Техника вторглась в область художественного творчества. Возникла фотография, заменяющая художника; звукозапись, сохраняющая человеческий голос; кино; телевидение; дизайн.

Все эти идеи возникли на стыке инженерного и художественного творчества.

Кино возникло в 1895-96 годах, когда братьями Люмьер был изобретен киноаппарат. Кино – сложный вид искусства, в нем объединены и музыка, и театральное искусство, и живопись. Оно стремительно развивалось. Из ч/б в цветное, из немого в звуковое. Возникло множество жанров.

Дизайн – художественное конструирование

Дизайн = инженер + художник

Цель дизайна: придать вещам, выпущенным для массового пользования

Школа БАУ-ХАУ (Германия) – первая школа, где готовили профессиональных дизайнеров

1970 – «Всесоюзный институт эстетики (МОСКВА)»

Основные направления в западноевропейском искусстве начала XX века.

· Направление “Реализм” (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин, который представляет произведения искусства, имеющие в своей основе натурные зрительные образы, воссоздающие процессы и явления действительности. Характерно: веризм, сюжетность, чувственная достоверность. В него входят понятия: “натурализм”, “примитивизм”, “демократический, критический, социальный реализм”, магический реализм (метафизическое искусство), экспрессионизм, “гиперреализм” (фотореализм, суперреализм).

· Традиционализмом” называется направления, в которых авторы индивидуально или группой обращаются к социуму, для этого используют прошлое (сознание, опыт, навыки, обычаи) как антипод ценностей настоящего. Обычно он эмоционально окрашен, нередко мифологизирован и идеализирован. В объем понятия “традиционализм” входит: “неизобразительность”, “реалистический формализм”, который включает: “риджионализм”, китч, “новая вещественность”, “стальная романтика”, “новеченто”.

· Эпатизм (франц. “epatage”; от “epater” – откалывать, бить, рвать) выражает крайнюю форму выразительности второй половины XX века. Он сформировался из фовизма, дадаизма, неодадаизма, поп-арта, “новой волны” (минимализма, концептуализма, “бедного искусства”, “искусства воды”, “искусства неба”, искусства земли”)

· “Конкретизм” (лат. conservare – сохранять) – тип художественной практики и восприятия, ориентированный на ценности, идеалы и художественные приемы прошлого, воспринимаемые как канон. В основном – ориентир на реалистическое искусство в строгих жанровых формах. Видоизмененные модернизмом, воплотились в неоконкретизме, приходившимся на 2-ую пол. XX века.

· Беспредметное искусство: классическое беспредметничество (“искусство тишины”, ташизм), “беспредметный экспрессионизм” (“искусство действия”, “искусство жеста”, “искусство свободного выражения”). Все работы этого направления отличает отсутствие зрительного образа и чувств. Характерно: публичность, демонстрация, игровая ситуация художника с материалом.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!