Непоколебимость на уровне совершенства



 

आश्लिष्य वा पादरतां पिनष्टु मा-
मदर्शनान्मर्महतां करोतु वा।
यथा तथा वा विदधातु लम्पटो
मत्प्राणनाथस्तु स एव नापरः

а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинашт̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видадха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва на̄парах̣

 

АНВАЯ

сах̣ лампат̣ах̣ — распутник, знающий лишь собственное удовольствие; ва̄ — или; пинашт̣у — пусть Он прижмет (приблизит меня) к Себе; ма̄м — меня (служанку); па̄да-рата̄м — привязанную к служению Его лотосным стопам; а̄ш́лишйа — крепко обняв; ва̄ — или; марма-хата̄м̇ кароту — пусть Он разобьет мне сердце; адарш́ана̄т — не показываясь; видадха̄ту — пусть Он делает; йатха̄ татха̄ ва̄ — что пожелает (даже развлекается с другой); ту эва — тем не менее (только Он); мат-пра̄н̣а-на̄тхах̣ — Господин моей жизни; апарах̣ на — нет никого, кроме Него.

 

ПЕРЕВОД

Кришна волен крепко обнять Меня, Свою служанку, всегда жаждущую служить Его лотосным стопам, или разбить Мне сердце, не являясь Моему взору. Он — гуляка, который может поступать, как пожелает. Даже если Он будет обнимать другую у Меня на глазах, все равно Он останется Моим Прананатхой, ибо не существует для Меня никого, кроме Него.

 

***

 

ШРИ САНМОДАНА БХАШЬЯ

 

В этом стихе описывается состояние сознания дживы, достигшей премы. «Этот драгоценный камень среди распутников может обрадовать меня, крепко обняв свою служанку, привязанную к служению Его лотосным стопам, или разбить мне сердце, не появляясь передо мной. Он волен поступать, как пожелает. Даже если Он будет развлекаться с другой у меня на глазах, все равно Он останется моим Прананатхой. Для меня не существует никого, кроме Него». Этот признак безраздельной преданности Шри Кришне называется кришнаика-ништхита. Он также описывается в «Шримад-Бхагаватам» (11.29.34):

мартйо йада̄ тйакта-самаста-карма̄
ниведита̄тма̄ вичикӣршито ме
тада̄мр̣татвам̇ пратипадйама̄но
майа̄тма-бхӯйа̄йа ча калпате ваи

«Когда живые существа в смертном мире отказываются от деятельности ради плодов и целиком предаются Мне, у Меня появляется желание даровать им особое благословение. Я позволяю им обрести бессмертие и возвыситься до положения Моих вечных спутников».

Отсюда становится понятно, что на стадии премы Шри Кришна является самой жизнью и единственным богатством преданного. В таком состоянии во всей полноте проявляется совершенство религии в форме взаимной любви между Бхагаваном и Его преданным. В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.14) Шри Прахлада Махараджа говорит:

йатха̄ бхра̄мйатй айо брахман свайам а̄карша-саннидхау
татха̄ ме бхидйате четаш́ чакра-па̄н̣ер йадр̣ччхайа̄

«О брахман, по воле Господа мое сознание, освободившееся от материального бытия, как железо к магниту, непреодолимо влечет к Чакрапани Бхагавану, Господу с диском в руке». Это подтверждает факт, что бесконечно малое живое существо и всепроникающего Господа Шри Кришну связывают вечные и естественные взаимоотношения. Пока джива выражает безразличие к Господу, эти отношения не проявляются. Но когда по великой удаче она осознает свою чистую и безупречную природу, они проявляются снова.

Тогда живое существо влечет к Господу, словно чистое железо — к магниту. Следовательно, единственная цель религии состоит в том, чтобы пробудить в дживе вечную свабхавика-дхарму. У религии нет иного назначения, и поэтому чистая джива совершает садхану, только чтобы обрести прему, не имея никаких иных желаний. В «ШримадБхагаватам» (10.32.22) Кришна подтверждает это такими словами:

на па̄райе ’хам̇ ниравадйа-сам̇йуджа̄м̇
сва-са̄дху-кр̣тйам̇ вибудха̄йуша̄пи вах̣
йа̄ ма̄бхаджан дурджара-геха-ш́р̣н̇кхала̄х̣
сам̇вр̣ш́чйа тад вах̣ пратийа̄ту са̄дхуна̄

 «Мои возлюбленные гопи! Ваша встреча со Мной безупречно чиста. Ради служения Мне вы разорвали крепкие семейные узы. Я не смогу отплатить вам за вашу любовь, служение и отречение, даже если у Меня будет невообразимо долгая жизнь, как у полубогов. Поэтому пусть ваши великие деяния станут вам наградой».

Этими словами Господь подтвердил, что плодом любви к Кришне является любовь к Кришне. Преданные не желают собственного счастья: они служат Кришне, отдают Ему свою любовь, встречаются с Ним — только чтобы доставить удовольствие Кришне.

В этом стихе «Шри Шикшаштаки» слова адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ означают «сердце, разбитое разлукой». В действительности, боль сердца, вызванная разлукой, приносит величайшее счастье, а не страдание. Кришна подтверждает это в «Шримад-Бхагаватам» (10.32.21):

эвам̇ мад-артходжджхита-лока-веда
сва̄на̄м хи во майй анувр̣ттайе ’бала̄х̣
майа̄парокшам̇ бхаджата̄ тирохитам̇
ма̄сӯйитум̇ ма̄рхатха тат прийам̇ прийа̄х̣

«О возлюбленные гопи! О мягкосердечные подруги! Ради Меня вы пренебрегли традициями, предписаниями Вед и даже семейными узами. Я скрылся от вас, только чтобы усилить ваши чувства ко Мне, и подслушивал, что вы говорили между собой, опьянев от любви. Я — ваш возлюбленный, поэтому не сердитесь на Меня».

Кроме того, в данной шлоке «Шикшаштаки» содержится другое важное настроение. В словах «обрадует меня, заключив в Свои объятия» нет никакого желания собственного счастья. Эти слова означают, что преданный хочет отдать Кришне свою любовь и этим доставить Ему удовольствие. Таким образом, это верное умонастроение, отвечающее природе премы и выводам писаний.

 

 


ЗНАЧЕНИЕ «ШРИ ШИКШАШТАКИ»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!